о признании договора социального найма жилого помещения недействительным



Дело № 2-143

18 апреля 2011 года                                                                                    п. Дубки

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Саратовский районный суд Саратовской области

в составе председательствующего судьи                                           Волковой О.Н.

с участием помощника прокурора                                                     Рогожина А.Н.      

адвоката                                                                                                 Юдина Б.Н.      

адвоката                                                                                                 Барышниковой О.А.                                

при секретарях                                                                                      Гороховой А.А.

                                                                                                               Пивиной Е.В.

представителя ответчика                                                                    Филимонюк Ю.И.

представителя третьего лица                                                              Потаповой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудрявцева А.А., Кудрявцевой Г.Г. к администрации Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, третьи лица - ФГКЭУ «Саратовская КЭЧ района», войсковая часть 21965 о признании права пользования жилым помещением, о понуждении заключения договора социального найма и по встречному иску Администрации Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области к Кудрявцеву А.А., Кудрявцевой Г.Г., ФГКЭУ «Саратовская КЭЧ района», войсковой части 21965 о признании договора социального найма жилого помещения недействительным, о прекращении права пользования жилым помещением, о выселении, о признании решение жилищной комиссии незаконным

У С Т А Н О В И Л:

        Истцы Кудрявцев А.А., Кудрявцева Г.Г., уточнив исковые требования, обратились в Саратовский районный суд с исковым заявлением о признании права пользования жилым помещением, о понуждении заключения договора социального найма. Свои требования мотивируют тем, что Кудрявцев А.А. является военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходит службу по контракту в войсковой части 21965, расположенной в <адрес>. Решением жилищной комиссии войсковой части 21965 от 21 сентября 2010г. ему, как бесквартирному военнослужащему, была распределена отдельная, двухкомнатная квартира общей площадью 36,7 кв.м. по адресу: <адрес> Ранее эту квартиру занимал ст. прапорщик ФИО9 по ордеру от 07 октября 1999 года. ФГКЭУ «Саратовская КЭЧ района» заключило с Кудрявцев А.А. договор от 01.11.2010г. социального найма на указанную квартиру. После выезда ст. прапорщика ФИО9, они фактически вселились в вышеуказанную квартиру, стали оплачивать коммунальные услуги. Данное жилое помещение ранее было федеральной собственностью, но впоследствии было передано Саратовской КЭЧ района, в муниципальную собственность ОМО Саратовского района Саратовской области в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2005г. №1097-р, что подтверждается актом приема-передачи от 27.10.2005 г. Для регистрации по месту жительства в указанной квартире и для заключения договоров на оказание коммунальных услуг, им было необходимо заключить с администрацией ОМО Саратовского района Саратовской области договор социального найма. Однако в заключении договора социального найма жилого помещения было отказано, по тем основаниям, что данное жилое помещение является собственностью администрации Соколовского МО, а они не находятся в списках нуждающихся в получении жилого помещения. Считает отказ администрации Соколовского МО Саратовского муниципального района Саратовской области в заключении договора социального найма жилого помещения двухкомнатной квартиры общей площадью 36,7 кв.м. по адресу: <адрес> незаконным, так как в рамках обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жильем из государственного и муниципального жилищного фонда законодательством предусмотрено право указанной категории граждан на повторное заселение жилых помещений.

        Истцы в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

        Представитель истцов Юдин Б.Н. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме.

         Представитель администрации Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области Филимонюк Ю.И. в судебном заседании иск не признал, и обратился в суд со встречном иском о признании договора социального найма жилого помещения недействительным, о прекращении права пользования жилым помещением, о выселении, о признании решение недействительным. Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с актом приема-передачи находящихся в федеральной собственности Саратовской КЭЧ района в муниципальную собственность ОМО Саратовского района Саратовской области от 27.10.2005 г., ФГКЭУ «Саратовская КЭЧ района» передало в муниципальную собственность ОМО Саратовского района объекты, расположенные в р.п. Соколовый, в том числе 90 квартирный жилой дом, по адресу: <адрес>. 02.03.2009 г. объекты муниципальной собственности Саратовского муниципального района были переданы в собственность администрации Соколовского муниципального образования. ФГКЭУ «Саратовская КЭЧ района» неправомерно распорядился спорной квартирой, которая с 2005 года была передана в собственность муниципального образования. Решение жилищной комиссии войсковой части 21965 не является основанием для предоставления истцам муниципального жилья, в связи с чем отсутствовали законные основания для вселения истцов в спорную квартиру. Поскольку ФГКЭУ «Саратовская КЭЧ района» своими противоправными действиями нарушило права администрации, как собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами, находящимися в собственности, то у истцов отсутствует право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>

     Представитель ФГКЭУ «Саратовская КЭЧ района» в судебное заседание не явился, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

       Представитель войсковой части 21965 Потанова А.В. в судебном заседании пояснила, что решением жилищной комиссии войсковой части 21965 от 21 сентября 2010г. Кудрявцеву А.А. и члену его семьи была распределена отдельная, двухкомнатная квартира общей площадью 36,7 кв.м. по адресу: <адрес>. Ранее эту квартиру занимал ст. прапорщик ФИО9 по ордеру от 07 октября 1999 года. В рамках обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жильем из государственного и муниципального жилищного фонда законодательством предусмотрено право указанной категории граждан на повторное заселение жилых помещений, в связи с чем решение жилищной комиссии войсковой части 21965 является основанием для предоставления истцам муниципального жилья.

        Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.

       Кудрявцев А.А. является военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и проходит службу по контракту в войсковой части 21965 расположенной в <адрес>.

        Решением жилищной комиссии войсковой части 21965 от 21 сентября 2010г. Кудрявцеву А.А. и члену его семьи Кудрявцевой Г.Г. была распределена отдельная, двухкомнатная квартира общей площадью 36,7 кв.м. по адресу: <адрес>

       Указанное помещение было распределено Кудрявцеву А.А. в связи с освобождением этой квартиры старшим прапорщиком ФИО9, которому названное помещение ранее было предоставлено на основании ордера от 07 октября 1999 года.

          Реализуя право на проживание в предоставленном жилом помещении и для регистрации по месту жительства в указанной квартире, Кудрявцев А.А. в ноябре 2010 года обратился в администрацию Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, с заявлением заключить договор социального найма. Однако в заключении договора социального найма жилого помещения ему было отказано, по тем основаниям, что данное жилое помещение является собственностью администрации Соколовского МО, распределением могут заниматься только органы местного самоуправления, а Кудрявцев А.А. не находится в списках нуждающихся в получении жилого помещения (л.д. 16).

        Отказывая Кудрявцеву А.А. в заключении договора социального найма, администрация Соколовского муниципального образования исходила из следующего.

       В соответствии с актом приема-передачи от 27.10.2005 г., ФГКЭУ «Саратовская КЭЧ района» передало в муниципальную собственность ОМО Саратовского района объекты, расположенные в р.п. Соколовый, в том числе 90 квартирный жилой дом, по адресу: <адрес>. 02.03.2009г. объекты муниципальной собственности Саратовского муниципального района были переданы в собственность администрации Соколовского муниципального образования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на спорную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>

         В соответствии с положениями пункта 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.

         Согласно статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

           Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

         Данная правовая норма является императивной. За военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности к жилищному фонду субъекта Федерации.

         Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение.

Пунктом 2 статьи 6 ФЗ РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" предусматривает, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

        Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12) в том числе в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ст.130 часть 1); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью ( статья 132 часть 1).

         Военная служба, по смыслу статьей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище ( статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

        Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище.

          Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.

       В связи с изложенным следует, что предоставление военнослужащему жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью соответствующей администрации.

        При проверке наличия неопределенности в вопросе о соответствии Конституции РФ нормы п.5 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" Конституционный Суд РФ в определении от 25 декабря 2003 года N 453-О пришел к выводу об отсутствии такой неопределенности. При этом Конституционный Суд РФ отметил, что жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.

         Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

        Таким образом, несмотря на то, что спорная квартира является муниципальной собственностью, имеются законные основания для ее предоставления Кудрявцеву А.А. и члену его семьи Кудрявцевой Г.А., поскольку ранее это жилое помещение было предоставлено военнослужащему ФИО9

        Поскольку срок военной службы истца превышает 5 лет, какого-либо жилого помещения для постоянного проживания он не имеет, то он вправе получить жилое помещение по договору социального найма.

        С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для предоставления спорного жилого помещения истцам и администрация Соколовского муниципального образования не вправе была отказывать Кудрявцеву А.А. в заключении договора социального найма.

Оценив представленные сторонами доказательства, вышеназванные положения законов, суд находит требование истцов Кудрявцевых обоснованными и подлежащими удовлетворению. Поскольку предоставление военнослужащему жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью соответствующей администрации по вышеназванным обстоятельствам, то встречные исковые требования администрации Соколовского муниципального образования являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Кудрявцевым А.А. и Кудрявцевой Г.Г. право пользования жилы помещений - квартирой, общей площадью 36,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>

        Обязать администрацию Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области заключить с Кудрявцевым А.А. Кудрявцевой Г.Г. договор социального найма жилого помещения, общей площадью 36,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

        В удовлетворении встречного иска администрации Соколовского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд в течении 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: подпись