о возложении обязанности прекратить сброс хозфекальных стоков в р. Елшанка



Дело № 2-226

06 апреля 2011 года                                                                                    п. Дубки

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Саратовский районный суд Саратовской области

в составе: председательствующего судьи                                              Волковой О.Н.

с участием помощника прокурора                                                         Гречаника М.В.         

представителей ответчиков                                                                     Жбанова Е.А.

                                                                                                                   Грачевой С.С.                    

при секретаре                                                                                            Гороховой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ОАО «Совхоз-Весна» о возложении обязанностей обеспечить сброс загрязняющих веществ со сточными водами в р. Елшанка в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, о возложении обязанностей прекратить сброс хозфекальных стоков в р. Елшанка

У С Т А Н О В И Л:

         Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к ОАО «Совхоз-Весна» о возложении обязанностей обеспечить сброс загрязняющих веществ со сточными водами в р. Елшанка в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, о возложении обязанностей прекратить сброс хозфекальных стоков в р. Елшанка. Свои требования мотивирует тем, что в процессе своей производственной деятельности ответчик осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в р. Елшанка на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование № 145 выданного Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области 28.09.2009г., сроком действия до 24 марта 2014г. Как установлено проверкой, сброс сточных вод осуществляется с превышением установленных нормативов и нарушением условий решения о предоставлении водного объекта в пользование. Согласно результатам количественного химического анализа сточных вод, сбрасываемых ОАО «Совхоз-Весна», выявлены превышения нормативов допустимого сброса по фосфатам и нефтепродуктам. Согласно данным анализам содержание фосфатов (в мг/дм3) в I квартале 2010г. составило - 0,37, во II квартале 2010г. - 1,38, в III квартале 2010г. - 0,906, в IV квартале 2010г. - 0,273; нефтепродуктов во II квартале 2010г. - 0,107, в III квартале 2010г. - 0,103, в IV квартале 2010г. - 0,114. Концентрация фосфатов в I квартале 2010г. была превышена предприятием в 1,9 раз, во II квартале 2010г. - в 6,9 раз, в III квартале 2010г. - в 4,5 раза, в IV квартале 2010г. - в 1,4 раза. По нефтепродуктам превышение было следующим - во II квартале 2010г.- в 2,1 раза, в III квартале - в 2,1 раза, в IV квартале - в 2,3 раза. Всего за 2010г. по данным формы 2-тп (водхоз) отведено недостаточно очищенных сточных вод в р. Елшанка - 201,83 тыс. м. В ходе проверки, ответчиком нарушаются и иные условия предоставления водного объекта в пользование. ОАО «Совхоз-Весна» осуществляет сброс веществ, не указанных в решении о предоставлении водного объекта в пользование. В 2010г. ОАО «Совхоз-Весна» начало осуществлять сброс хозфекальных стоков в р. Елшанка (совместно с ливневыми и дренажными сточными водами). До указанного периода хозфекальные стоки сбрасывались предприятием через канализационные насосные станции на очистные сооружения МУПП «Саратовводоканал». Вместе с тем, в связи с выходом из строя канализационной линии МУПП «Саратовводоканал» предприятием было принято решение о переводе хозфекального стока в ливневой коллектор. Всего в 2010г. предприятием было сброшено 31,15 тыс. м1 хозфекальных сточных вод в р. Елшанку. Исходя из положений санитарного законодательства, предприятия должны иметь сооружения для предотвращения или устранения существующего загрязнения поверхностных вод, в том числе, путем их обеззараживания. Сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды. Несоблюдение установленных норм может привести к различным нарушениям здоровья населения, развитию массовых инфекций, паразитных и неинфекционных заболеваний, а также к ухудшению условий водопользования. Длительное поступление неочищенных сточных вод в р. Елшанка создает угрозу причинения вреда окружающей среде и санитарному благополучию населения, а также нарушаются требования природоохранного и водного законодательства.

         В судебном заседании представитель истца Гречаник М.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.

         Представители ответчиков в судебном заседании иск признали частично, представив отзыв.         

        Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

       Судом установлено, что на территории Саратовского района Саратовской области осуществляет свою деятельность ОАО «Совхоз-Весна» и основным видом являются производство, закупка, переработка и реализация продукции сельского хозяйства (в том числе животноводства). Очистные сооружения сточных вод на ОАО "Совхоз-Весна» отсутствуют.

       В процессе своей производственной деятельности ОАО «Совхоз-Весна» осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в реку Елшанка. Данный сбор происходит на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование № 145, выданного Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области 28.09.2009г., сроком действия до 24 марта 2014г. и зарегистрированного в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ за -ДД.ММ.ГГГГ.. Производственный контроль за соответствием сбрасываемых сточных вод условиям, установленным разрешительными документами на сброс сточных вод осуществляется экологической лабораторией филиала «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГУ «ЦЛАТИ по ПФО».

      В соответствии ч.1 ст. 35 Водного Кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

       Согласно п.п. 1,2 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

        Правилами ст.22 ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

         Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ от 03.06.2006г. №74-ФЗ использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

          В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды.           

        Как предусмотрено ч. 2 ст. 16 данного закона сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты относится к одному из видов негативного воздействия на окружающую среду.

         В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

         В соответствии с п.4 ст.23 ФЗ "Об охране окружающей среды", выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

         Согласно ст.56 Водного кодекса РФ, водные объекты подлежат охране от загрязнения и засорения. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других, опасных для здоровья человека, веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других, опасных для здоровья человека, веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

       В силу п.1 ч.6 ст. 60 Водного кодекса РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

        В ходе рассмотрении дела установлено и не оспаривается ответчиком, что ОАО «Совхоз-Весна» осуществляет сброс сточных вод в водный объект р. Елшанка с превышением установленных нормативов и нарушением условий решения о предоставлении водного объекта в пользование. Так, согласно результатам количественного химического анализа сточных вод, сбрасываемых ОАО «Совхоз-Весна», выявлены превышения нормативов допустимого сброса по фосфатам и нефтепродуктам. Согласно данным анализам содержание фосфатов (в мг/дм3) в I квартале 2010г. составило - 0,37, во II квартале 2010г. - 1,38, в III квартале 2010г. - 0,906, в IV квартале 2010г. - 0,273; нефтепродуктов во II квартале 2010г. - 0,107, в III квартале 2010г. - 0,103, в IV квартале 2010г. - 0,114. Концентрация фосфатов в I квартале 2010г. была превышена предприятием в 1,9 раз, во II квартале 2010г. - в 6,9 раз, в III квартале 2010г. - в 4,5 раза, в IV квартале 2010г. - в 1,4 раза. По нефтепродуктам превышение было следующим - во II квартале 2010г.- в 2,1 раза, в III квартале - в 2,1 раза, в IV квартале - в 2,3 раза. Всего за 2010г. по данным формы 2-тп (водхоз) отведено недостаточно очищенных сточных вод в р. Елшанка - 201,83 тыс. м

        Также установлено, что в 2010 году ОАО «Совхоз-Весна» начало осуществлять сброс хозфекальных стоков в р. Елшанка (совместно с ливневыми и дренажными сточными водами), не указанных в решении о предоставлении водного объекта в пользование. До указанного периода хозфекальные стоки сбрасывались предприятием через канализационные насосные станции на очистные сооружения МУПП «Саратовводоканал»; в связи с выходом из строя канализационной линии МУПП «Саратовводоканал» предприятием было принято решение о переводе хозфекального стока в ливневой коллектор. Всего в 2010г. ответчиком было сброшено 31,15 тыс. м хозфекальных сточных вод в р. Елшанку. Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, а также письменными материалами дела.

      Поскольку разрешение на сброс хозфекальных стоков в водный объект р. Елшанка на 2010 г. отсутствует, то это является нарушением п.4 ст. 23 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

      Доводы ответчика о том, что в настоящее время принято решение о строительстве очистительных сооружений хоз-бытовых стоков, нужно время для строительства, в связи с чем просят отсрочку исполнения решения суда на 9 месяцев, не могут быть приняты во внимание, поскольку водные объекты являются важнейшей составной частью окружающей среды, средой обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, также природным ресурсом, используемым человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно объектом права собственности и иных прав. Действующим законодательством установлен принцип приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

        Оценив представленные сторонами доказательства, вышеназванные положения законов, суд приходит к выводу, что требования прокурора основаны на законе, подтверждены добытыми в ходе судебного разбирательства доказательствами и подлежат удовлетворению в полном объеме.

        В соответствии со ст.103 ГПК РФ определено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

         Так, с ответчика подлежит взысканию в доход государства госпошлина в сумме 400 рублей.

        Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

         Обязать ОАО «Совхоз-Весна» обеспечить сброс загрязняющих веществ со сточными водами в реку Елшанка в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 28.09.2009г. № 145.

          Обязать ОАО «Совхоз-Весна» прекратить сброс хозфекальных стоков в реку Елшанка.

         Взыскать с ОАО «Совхоз-Весна» в доход государства государственную пошлину в размере 400 рублей.

        Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд в течении 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: подпись