О признании незаконным бездействия по устранению нарушений правил пожарной безопасности



Дело № 2-613/11

16 августа 2011 года                                                                           п. Дубки

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Кучминой А.А.

при секретаре Бондаревой Е.Ю.

с участием представителя ответчика Ивановой Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Саратовского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Багаевского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия по устранению нарушений правил пожарной безопасности

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском и, уточнив требования, просил признать незаконным бездействие администрации Багаевского МО Саратовского муниципального района Саратовской области, по не устранению нарушений Правил противопожарной безопасности на территории указанного муниципального образования; обязать администрацию Багаевского МО Саратовского муниципального района устранить нарушения Правил противопожарной безопасности путем организации проведения следующих мероприятий: обеспечить обустройство естественных водоисточников муниципального образования (река, озера, пруды) подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; организовать обустройство указателей по направлению движения к водоемам для забора воды в случае тушения пожаров; обеспечить обустройство всех водонапорных башен для отбора воды пожарной техникой в любое время года; обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к д. Трещиха в любое время года; организовать разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования; организовать добровольную пожарную охрану для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Багаевского МО; обеспечить создание условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципального образования и на прилегающих к ним территориях; обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, а также требуемый по нормам расход воды на наружное пожаротушение в населенных пунктах муниципального образования; обеспечить проведение ремонта и нормальное функционирование пожарных гидрантов, находящихся на территории населенных пунктов (<адрес>); организовать проведение работ по оснащению территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, а также работ по организации и принятию мер по оповещению администрацией населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; организовать установку на территории сельских населенных пунктов муниципального образования средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; организовать проведение работ по информированию населения о мерах пожарной безопасности; обеспечить территории всех населенных пунктов муниципального образования наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения; организовать проведение работ по установке на первом этаже здания администрации дверей, разделяющих помещения первого этажа от лестницы на второй этаж; организовать проведение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачного помещения администрации Багаевского МО; организовать проведение работ по обустройству в здании администрации дополнительных эвакуационных выходов. Указывал на нарушение ответчиком требований законодательства о пожарной безопасности, что влечет за собой ущемление прав неопределенного круга лиц, касающихся безопасной среды обитания.

Прокурор отказался от иска в части признания незаконным бездействия администрации Багаевского МО Саратовского муниципального района Саратовской области по не устранению нарушений Правил противопожарной безопасности на территории указанного муниципального образования и возложении обязанностей на администрацию Багаевского МО Саратовского муниципального района организовать обустройство указателей по направлению движения к водоемам для забора воды в случае тушения пожаров; обеспечить обустройство всех водонапорных башен для отбора воды пожарной техникой в любое время года; обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к д. Трещиха в любое время года; организовать разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования; организовать добровольную пожарную охрану для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Багаевского МО; обеспечить создание условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципального образования и на прилегающих к ним территориях; обеспечить надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, а также требуемый по нормам расход воды на наружное пожаротушение в населенных пунктах муниципального образования; обеспечить проведение ремонта и нормальное функционирование пожарных гидрантов, находящихся на территории населенных пунктов (<адрес>); организовать проведение работ по оснащению территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, а также работ по организации и принятию мер по оповещению администрацией населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; организовать установку на территории сельских населенных пунктов муниципального образования средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; организовать проведение работ по информированию населения о мерах пожарной безопасности; обеспечить территории всех населенных пунктов муниципального образования наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения; организовать проведение работ по установке на первом этаже здания администрации дверей, разделяющих помещения первого этажа от лестницы на второй этаж; организовать проведение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачного помещения администрации Багаевского МО.

Судом в соответствии со ст.173, 220, 221 ГПК РФ принят частичный отказ прокурора от иска, поскольку это не противоречит закону, не нарушает права и интересы сторон и других лиц и производство в указанной части прекращено.

Согласно представленному заявлению прокурор поддержал требования о возложении на Администрацию Багаевского муниципального образования Саратовского муниципального района обязанности обеспечить обустройство естественных водоисточников муниципального образования (река, озера, пруды) подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года и организовать проведение работ по обустройству с этажей здания администрации дополнительного эвакуационного выхода.

Представитель ответчика администрации Багаевского МО в судебном заседании требования прокурора не признала, пояснила, что в населенных пунктах МО естественные водоемы обустроены необходимыми подъездами с площадками для установки пожарных автомашин. На обустройство такой площадки возле водоема -пруда в <адрес> с частным лицом был заключен соответствующий договор.

Двухэтажное здание администрации находится в аварийном состоянии, есть трещина размером в 4 см. Каждый год трещина в размерах увеличивается, здание расходится, поэтому оборудование второго эвакуационного выхода на втором этаже невозможно. Кроме того, согласно п.6.13* Строительных норм и правил СНиП 21-01-97, регламентирующих пожарную безопасность зданий и сооружений, допускается предусматривать один эвакуационный выход с этажей двухэтажных зданий классов Ф1.2, Ф3, Ф4.3, при условии, что высота расположения зданий не превышает 6 м., при этом численность людей на этаже не должна превышать 20 человек. Здание Администрации относится к классу Ф4.3. Число постоянных работников администрации 7 человек, число посетителей, одновременно находящихся в здании - не более 10 человек. В здании на первом этаже кроме центрального выхода имеется второй аварийный выход. Пояснила при этом, что помещения первого этажа здания арендует почтовое отделение, а работники Администрации находятся и выполняют свои обязанности в помещениях второго этажа.

Представитель третьего лица ОГПН по Саратовскому району в процессе рассмотрения дела поддержал требования прокурора, пояснил, что, проведенными проверками было установлено невыполнение Администрацией Багаевского муниципального образования ряда требований Правил пожарной безопасности, в том числе, не оборудованиеводоисточника муниципального образования - пруда в <адрес> подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, а также отсутствие в здании Администрации второго эвакуационного выхода со второго этажа.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относятся: участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу положений ст.ст.1,3 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Органы местного самоуправления относятся к основным элементам системы обеспечения пожарной безопасности.

Согласно ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе:

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

При этом, законодатель не ставит выполнение возложенных на орган местного самоуправления обязанностей в зависимость от объема произведенного финансирования, даже если отсутствует достаточное финансирование.

Таким образом, отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств, само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.

В соответствии с положениями п. 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313, данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Из объяснений представителя ОГПН по Саратовскому району, акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что у Администрации Багаевского муниципального образования Саратовского района Саратовской области имеются следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности предусмотренных законодательством о пожарной безопасности, а именно: в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.6.13* СНиП 21-01-97 со второго этажа здания администрации имеется один эвакуационный выход, вместо требуемых не менее двух; в нарушение п. 94 ППБ 01-03 водоисточник - пруд в <адрес> не оборудован подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих отсутствие указанных нарушений, либо их устранения в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего деятельность в области пожарной безопасности, ответчиком не представлено.

Договор подряда заключенный администрацией Багаевского МО с физическим лицом на выполнение работ по оборудованию подъезда к водоему (пруд в <адрес>), фотографии бетонных плит на берегу пруда, по мнению суда, с достоверностью не свидетельствуют об оборудовании к водоему в <адрес> подъезда с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в соответствии с требованиями п.94 ППБ 01-03. Тем более, что согласно представленным фотографиям бетонные плиты не представляют собой единую целостную площадку (пирс) размерами не менее 12х12 м, не имеют единого твердого покрытия. Кроме того, достоверных доказательств, что установленные плиты оборудованы с учетом требований строительных и противопожарных норм и правил, обеспечивающих выполнение п.94 ППБ 01-03 ответчиком не представлено.

В силу положений п. 5.21* Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» здание Администрации Багаевского МО по функциональной пожарной опасности относится классу Ф4.3 как здание учреждения органов управления.

Согласно п.6.13* СНиП 21-01-97 этажи зданий класса Ф4 (в состав которых входят здания класса Ф4.3) должны иметь не менее двух эвакуационных выходов. В зданиях высотой не более 15 м допускается предусматривать один эвакуационный выход с этажа (или с части этажа, отделенной от других частей этажа противопожарными преградами) класса функциональной пожарной опасности Ф1.2,Ф3,Ф4.3 площадью не более 300 м2 с численностью не более 20 человек и при оборудовании выхода в лестничную клетку дверями 2-го типа (по таблице 2).

Из объяснений участников процесса, материалов дела следует, что нежилое здание Администрации Багаевского МО Саратовского района расположено в <адрес>. Численность сотрудников Администрации Багаевского МО составляет 7 человек и свои функции они выполняют в помещениях второго этажа. Помещения первого этажа занимают сотрудники почтового отделения. На первом этаже здания имеется два выхода, которые, по мнению суда, в соответствии с п.6.9 СНиП 21-01-97 являются эвакуационными. Второго эвакуационного выхода со второго этажа здания Администрации не имеется. Общая площадь двухэтажного здания администрации составляет 380,1 кв.м, то есть более 300 кв.м., предусмотренных СНиП 21-01-97. Выход на лестничную клетку между первым и вторым этажом здания не оборудован дверями 2-го типа по таблице 2 СНиП 21-01-97.

При указанных обстоятельствах, доводы представителя ответчика, что в соответствии со СНиП 21-01-97 в здании Администрации Багаевского МО допустим один эвакуационный выход с этажей двухэтажного здания ( в данном случае, со второго этажа), является необоснованным.

Доводы ответчика, что здание Администрации является аварийным, в связи с чем, невозможно оборудовать второй эвакуационный выход со второго этажа, судом не принимается, поскольку надлежащих документов, подтверждающих признание данного здания в установленном порядке аварийным суду не представлено. Более того, сведений о том, что эксплуатация данного здания прекращена в связи с его аварийностью также не имеется.

В связи с изложенным, суд считает необходимым обязать Администрацию Багаевского МО Саратовского муниципального района обеспечить обустройство водоисточника - пруда <адрес> подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года и организовать проведение работ по обустройству со второго этажа здания администрации дополнительного эвакуационного выхода.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Багаевского муниципального образования Саратовского района Саратовской области обеспечить обустройство водоисточника - пруда <адрес> подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года и организовать проведение работ по обустройству со второго этажа здания администрации дополнительного эвакуационного выхода.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, через Саратовский районный суд.

Судья: подпись