о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации



Дело № 2-968

08 ноября 2011 года п. Дубки

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Саратовский районный суд       Саратовской области

в составе председательствующего судьи Волковой О.Н.

при секретаре Гороховой А.А.

с участием представителя истца Ерохина В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ларионова Л.И. к Министерству обороны РФ, Департаменту планирования и координации строительства объектов Министерства обороны, 3-лица ТСЖ «Терем», ТСЖ «Теремок», Саратовская квартирно-эксплуатационная часть района, Демина Л.В., Ларионов С.Л. о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации

УСТАНОВИЛ:

Истец Ларионов Л.И., уточнив исковые требования, просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, р.<адрес>. Свои требования мотивирует тем, что он проходил военную службу в качестве старшего прапорщика в в/ч и состоял в списках нуждающихся данной войсковой части до 16.02.2006 г.Согласно протокола № 84 заседания жилищной комиссии в/ч от 16.02.2006 г. ему была распределена, согласно очереди, в новом строящемся доме квартира площадью 51,08 кв. м., в <адрес>, состоящая из 2-х комнат; исключив из списков безквартирных военнослужащих войсковой части.В соответствии с договором на покупку квартир от 16.09.2005 г. ЖСК «Терем» продал Министерству обороны РФ в лице командира в/ч шесть двухкомнатных квартир общей площадью 306,5 кв.м., находящихся в пятиэтажном доме с мансардным этажом в <адрес>, в том числе и двухкомнатную квартиру на 2-м этаже, общей площадью 51,08 кв.м.Согласно условиям данного договора покупатель обязуется оплатить стомость данных квартир до 11.11.2005 г., а продавец в срок до 31.12.2005 г. передать покупателю указанные шесть квартир. Министерством обороны РФ шесть квартир были оплачены в полном объеме и данный договор был исполнен сторонами. С ноября 2007 г. истец и члены его семьи вселились в указанную квартиру, однако ордер на данную квартиру не выдавался и договор социального найма не заключался.В связи с чем истец неоднократно обращался в администрацию <адрес> Саратовскую КЭЧ, Министерство обороны РФ с заявлениями о заключении с ним договора социального найма. Право собственности на эту квартиру не зарегистрировано за ответчиком, в связи с чем в досудебном порядке он не имеет возможности получить жилье в собственность в порядке приватизации.

Истец Ларионов Л.И. в судебное заседание не явился, представил суду заявление, с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Ерохин В.В. поддержал исковые требования в полном объеме.

Представители ответчиков Министерства обороны РФ, Департамента планирования и координации строительства объектов Министерства обороны, 3-лица ТСЖ «Терем», ТСЖ «Теремок», Саратовская квартирно-эксплуатационная часть района, Демина Л.В., Ларионов С.Л. в судебное заседание не явились, возражений по иску, в силу положений статьи 149 ГПК РФ, не представили, извещались судом своевременно и надлежащим образом.

Выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования истцов подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В суде установлено и не оспаривается сторонами, что Ларионов Л.И. проходил военную службу в качестве старшего прапорщика в в/ч и состоял в списках нуждающихся данной войсковой части до 16.02.2006 г.

Согласно протокола № 84 заседания жилищной комиссии в/ч от 16.02.2006 г. согласно очереди Ларионову Л.И. была распределена, в новом строящемся доме квартира состоящая из 2-х комнат. площадью 51,08 кв. м., в <адрес> (строительный адрес)

Согласно протокола № 102 заседания жилищной комиссии в/ч от 17.05.2007г. Ларионов Л.И. был исключен из списков безквартирных военнослужащих войсковой части.

В соответствии с договором № 1/с на фьючерсную покупку квартир от 16.09.2005 г. ЖСК «Терем» в лице председателя ФИО7 продал Министерству обороны РФ, в лице командира в/ч шесть двухкомнатных квартир общей площадью 306,5 кв.м., находящихся в пятиэтажном доме с мансардным этажом в <адрес>, том числе и двухкомнатную <адрес> на 2-м этаже, общей площадью 51,08 кв.м. (л,д. 27-29) Данный договор был исполнен сторонами, оплата произведена, квартиры переданы.

С ноября 2007 г. Ларионов Л.И. члены его семьи Демина Л.В., Ларионов С.Л. вселились в квартиру, общей площадью 49, 2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, р.<адрес>. ( ранее адрес строительный <адрес>)

Ларионов Л.И. 04.03.2011 г. обратился в Министерство обороны РФ с заявлением о предоставлении документов и заключения с ним договора социального найма на квартиру. Согласно уведомления МО РФ № 206/13560 от 12.04.2011 г. данное заявление направлено в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации откуда до настоящего времени ответ не поступил.

           Право государственной собственности на спорное жилое помещение в органах, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не зарегистрировано, в связи с чем в досудебном порядке истец не имеет возможности заключить договор приватизации жилья.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении этого имущества.

Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 4 июля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями (далее Закон), предусматривает права граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Статья 18 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», предусматривает, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений иных юридических лиц с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию.

         В соответствии с положениями пункта 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.

         Согласно статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

           Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

         Данная правовая норма является императивной. За военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности к жилищному фонду субъекта Федерации.

         Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение.

Пунктом 2 статьи 6 ФЗ РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" предусматривает, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

         Военная служба, по смыслу статьей 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. В развитие названных конституционных положений Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище ( статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

        Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище.

        При проверке наличия неопределенности в вопросе о соответствии Конституции РФ нормы п.5 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" Конституционный Суд РФ в определении от 25 декабря 2003 года N 453-О пришел к выводу об отсутствии такой неопределенности. При этом Конституционный Суд РФ отметил, что жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.

До настоящего времени истец проживает в квартире, производит оплату коммунальных услуг; в приватизации другого государственного либо муниципального жилья в период действия Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» участия не принимал.

Обстоятельств, указанных в Законе РФ «О приватизации жилищного фонда», при наличии которых жилое помещение не подлежат приватизации, не имеется.

Учитывая, что истец Ларионов Л.И. с 2007года по настоящее время проживает в жилом помещении, имевшего статус государственного жилья, то суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

        Признать за Ларионовым Л.И. в порядке приватизации право собственности на квартиру, общей площадью 49, 2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, р.<адрес>.     

         Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

         

Судья: подпись