о возложении обязанности обеспечить использование водных объектов при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, возложе



                                                                                                             Дело № 2-1047/11

20 декабря 2011 года                                                                           п. Дубки

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Кучминой А.А.

при секретаре                             Бондаревой Е.Ю.

с участием прокурора                 Крупиновой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Саратовского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Багаевского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, ООО «ПолиСнаб» о возложении обязанности обеспечить использование водных объектов при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, возложении обязанности на администрацию Багаевского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов водоснабжения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Саратовского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Багаевского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области (далее по тексту Администрация), ООО «ПолиСнаб» и, уточнив требования, просил обязать Администрацию, ООО «ПолиСнаб» обеспечить использование водных объектов: артезианской скважины, расположенной по адресу: <адрес> и производственно-технологического комплекса водоснабжения «Та-Речка», расположенного по адресу: <адрес> в питьевых и хозяйственно-бытовых целях при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, а также обязать администрацию Багаевского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области обратиться с заявлением по постановке бесхозяйных объектов водоснабжения - водопроводных сетей, идущих от артезианской скважины, расположенной по <адрес> на учет Управления Росреестра по Саратовской области.

Прокурор мотивировал требования тем, что ООО «ПолиСнаб» оказывает коммунальную услугу водоснабжения потребителям с. <адрес> Саратовского муниципального района посредством использования производственно-технологических комплексов № 1, № 2 на основании заключенных с Администрацией договоров № 1, № 2 от 12.07.2010 г. Производственно-технологический комплекс по договору № 1 от 12.07.2010 г. включает сооружение скважины с водонапорной башней, расположенной в <адрес>.

Производственно-технологический комплекс «Та-речка» (производственно-технологический комплекс № 2) по договору № 2 от 12.07.2010 г. включает сооружение двух водосборных колодцев: бетонный резервуар объемом 150 м3, металлический резервуар объем 350 м3, водопровод протяженностью 3 973 п.м. Один из источников водоснабжения - родники.

В нарушение ст.ст. 43 Водного Кодекса Российской Федерации, ст.ст. 18, 19 Федерального закона от 30.03.99г. № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 2.4., З.1., З.2., З.4., З.4.2., 3.4.3., З.5., 4.2., 4.5. СанПиН 2.1.4. «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»; п.п. п.п. 1.4., 1.5., 1.6., 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.4, 3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. В силу названных правовых норм и положений п.4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение использования указанных водных объектов при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта является обязанностью как Администрации являющейся собственником производственно-технологических комплексов водоснабжения, так и ООО «ПолиСнаб» эксплуатирующих водные объекты на основании заключенных с Администрацией договоров аренды. Кроме того, водопроводные сети, идущие от артезианской скважины по <адрес> до потребителей не имеют собственника, в связи с чем, положения действующего законодательства обуславливают обязанность Администрации обратиться в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов водоснабжения -водопроводных сетей.

Представитель Администрации в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно представленным письменным отзывам считает, что в соответствии с заключенными договорами аренды № 1 и № 2 от 12.07.2010г. с дополнительными соглашениями, именно ООО «ПолиСнаб» как арендатор объектов водоснабжения обязано обеспечивать качество питьевой воды систем водоснабжения санитарным нормам и правилам и наличие санитарно-эпидемиологического заключения. Водопроводные сети от артезианской скважины, расположенной по <адрес> не являются муниципальной собственностью Багаевского МО, фактически их использует ООО «ПолиСнаб». Вместе с тем, Администрацией ведутся работы по оформлению технической документации для постановки данных объектов на учет в качестве бесхозяйных.

Представитель ООО «ПолиСнаб». в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражает против уточненных исковых требований (л.д.164).

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Комитета по управлению имуществом Саратовской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений относительно заявленных требований не представил.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований не представил.

Представитель прокуратуры Крупинова И.В. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу положений п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. №131- ФЗ (далее Федеральный закон №131-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В суде установлено, что водоснабжение населения с.<адрес> Саратовского муниципального района Саратовской области осуществляется централизованно посредством эксплуатации находящихся в муниципальной собственности Администрации, производственно-технологического комплекса «Та-речка» (адрес объекта: <адрес>, инвентарный номер:: литеры К,К1,I,Р,Р1,Н) и сооружения водонапорной башни (литера II) с сооружением скважины (литера III) (адрес объекта: <адрес>, инвентарный номер ) (л.д.93-94).

Указанные объекты водоснабжения Администрацией переданы в аренду ООО «ПолиСнаб» на основании заключенных 12.07.2010г. договоров № 1 и № 2 с дополнительными соглашениями к договорам от 12.11.2010г. (л.д.85-92).

В соответствии с названными договорами, ООО «ПолиСнаб» эксплуатирует арендованные объекты, оказывая населению <адрес> услуги водоснабжения.

Судом установлено, что водопроводные сети, идущие от артезианской скважины расположенной по <адрес> не имеют собственника, являются бесхозяйными. При этом, из отзыва Администрации, объяснений представителя ООО «ПолиСнаб» следует, что данные водопроводные сети также используются в целях обеспечения потребителей <адрес> услугой водоснабжения (л.д.84, 125-126).

Согласно ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Положения п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.225 Гражданского кодекса РФ обуславливают обязанность органа местного самоуправления - Администрации Багаевского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области по обращению в органы Росреестра с заявлением о постановке на учет указанных бесхозяйных объектов водоснабжения.

Таким образом, Администрация как орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

В связи с изложенным, подлежат удовлетворению требования прокурора о возложении на администрацию Багаевского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области обязанности обратиться с заявлением по постановке бесхозяйных объектов водоснабжения - водопроводных сетей, идущих от артезианской скважины, расположенной по <адрес> на учет Управления Росреестра по Саратовской области.

На основании п.1 ч.2 ст.50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности поселений может находиться, в том числе имущество, предназначенное для водоснабжения населения.

Из положений п.4 ч.1 ст.14, п.1 ч.2 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ, следует, что водоснабжение как таковое, не осуществляется непосредственно органами местного самоуправления, а организовывается ими.

Согласно п.1,2 ст.43 Водного Кодекса РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу положений ч.ч. 1, 3, 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.99г. № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Согласно п.4.1,4.2 СанПиН 2.1.4. «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль (п.4.1). Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (4.2).

Из материалов дела следует, что в нарушение названных правовых норм, положений СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии эксплуатируемых ООО «ПолиСнаб» по договорам аренды от 12.07.2010г. артезианской скважины, расположенной по адресу: <адрес> и производственно-технологического комплекса водоснабжения «Та-Речка», расположенного по адресу: <адрес>, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно условиям договоров № 1 и № 2 от 12.07.2010г. именно на ООО «ПолиСнаб» как юридическое лицо, использующее указанные в договорах объекты для обеспечения населения водоснабжением, возложена обязанность разработать проект организации зоны санитарной охраны для источников водоснабжения в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», обеспечить качество питьевой воды санитарным правилам (санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водных объектов).

При изложенных обстоятельствах, учитывая положения вышеприведенных правовых норм и условия заключенных 12.07.2010г. между Администрацией и ООО «ПолиСнаб» договоров №1 и №2, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению в части возложения обязанности на ООО «ПолиСнаб» обеспечить использование водных объектов: артезианской скважины, расположенной по <адрес> и производственно-технологического комплекса водоснабжения «Та-Речка» расположенного по адресу: <адрес> в питьевых и хозяйственно-бытовых целях при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Обязать ООО «ПолиСнаб» обеспечить использование водных объектов: артезианской скважины, расположенной по адресу: <адрес> и производственно-технологического комплекса водоснабжения «Та-Речка», расположенного по адресу: <адрес> в питьевых и хозяйственно-бытовых целях при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Обязать администрацию Багаевского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области обратиться с заявлением по постановке бесхозяйных объектов водоснабжения - водопроводных сетей, идущих от артезианской скважины, расположенной по <адрес> на учет Управления Росреестра по Саратовской области.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, через Саратовский районный суд.

Судья: подпись