30.11.2010 г. Судья Саратовского районного суда Саратовской области - Иванов М.В., при секретаре - Безруковой Е.В., с участием представителей ООО «Саратовский автоцентр КАМАЗ» по доверенностям от 08.10.2010 г. и 29.11.2010 г. - Миловановой Е.Г., Павлова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по обвинению общества с ограниченной ответственностью «Саратовский автоцентр КАМАЗ», расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: ООО «Саратовский автоцентр КАМАЗ» нарушило требования пожарной безопасности, при следующих обстоятельствах. Главным государственным инспектором Саратовского района по пожарному надзору, по результатам проведенной с 10-00 час. 12.10.2010 г. по 12-00 час. 08.11.2010 г. плановой проверки противопожарного состояния общества с ограниченной ответственностью «Саратовский автоцентр КАМАЗ», по адресу: <адрес> <адрес>, в возведенном здании склада запчастей выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, установленные Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (утв. приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003г.), СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений, ПУЭ-2000 Правила устройства электроустановок: - помещение склада не обеспечено внутренним противопожарным водоснабжением - не менее чем двумя пожарными кранами с расходом воды не менее 2,5 л/с (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 6.1 табл. 2 СНиП 21-01-97*); - помещение выгороженного магазина в складском помещении и складского помещения масел не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 38.5 табл. 3 НПБ 110-03, п.п. 5,20 табл. 2 НПБ 104-03); - ответственным лицом за пожарную безопасность и руководителем организации не пройдено обучение по пожарно-техническому минимуму (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 89,91 ППБ 01-03, п. 3 НПБ «Обучение мерам ПБ работников организаций»); - помещения склада не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 1 табл. 1 НПБ 110-03, раздел 6 ВСН 01-89); - не заключен договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 96 ППБ 01-03); - не назначено ответственное лицо за приобретение, ремонт и сохранность первичных средств пожаротушения (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 15 ППБ 01-03); - не ведется журнал учета проверок наличия и состояния первичных средств пожаротушения (огнетушителей) (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 15 ППБ 01-03); - в складском помещении выгорожено помещение магазина (автозапчастей) (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 3, 561 ППБ 01-03, п. 5.17, 5.21 табл. 2 СНиП 21-01-97*); - складское здание 4-ой степени огнестойкости из металлических конструкций построено без противопожарного разрыва (4 м.) от административного здания 2-ой степени огнестойкости (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 6.1 табл. 2 СНиП 2.07.01-89*); - для складских помещений не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ, которые не нанесены на внешние стороны дверей (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 33 ППБ 01-03); - имеются участки электропроводки, выполненные в нарушением требований ПУЭ и ПТЭЭП - соединения электропроводов выполнены с помощью скруток, эксплуатируется самодельный электрический удлинитель, в пристроенном подсобном помещении для рабочих эксплуатируется самодельный электрический обогреватель, на котором производится сушка спецодежды (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 60 ППБ 01-03); - в складском помещении производится совместное хранение различные по пожароопасным физико-химическим свойствам материалов (авторезины, моторные масла, автозапчасти и др.) (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 498 ППБ 01-03); - часть помещений различного класса функциональной пожарной опасности (пристроенные административные помещения к складу) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормированными пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 87 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 7.4 СНиП 21-01-97*); - предел огнестойкости конструкций здания склада из металлических конструкций менее чем R-45 (для несущих элементов) (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 87 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 5.18 табл. 4 СНиП 21-01-97*); - расстояние от светильников до хранящихся товаров составляет менее 0,5 м. (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 503 ППБ 01-03); - аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения складов, расположены внутри складского помещения (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 507 ППБ 01-03); - в складском помещении производится розлив (расфасовка) моторных масел из 200 л. тары (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 505 ППБ 01-03); - стеллажи выполнены из сгораемых материалов (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 6.5 СНиП 31-04-2001); - пути эвакуации из склада и магазина загромождены хранящимися автомобильными запчастями (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 53 ППБ 01-03); - в подъемно-опускных воротах склада отсутствует распашная калитка для эвакуации людей из помещения (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 6.10 СНиП 21-01-97*); - отсутствуют фонари или вытяжные шахты на покрытии для дымоудаления над проходами между стеллажами (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 6.5 СНиП 31-04-2001); - в стеллажах не предусмотрены поперечные проходы высотой не менее 2 м. и шириной не менее 1,5 м. через каждые 40 м., проходы в пределах стеллажей не отделены от конструкций стеллажей противопожарными перегородками (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 6.5 СНиП 31-04-2001); - эвакуационные выходы из помещений, расположенные на вставках (встройках) не ведут на лестницы 2-го типа из негорючих материалов (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 4.6 СНиП 31-04-2001, раздел 6 СНиП 31-03-2001); - путь эвакуации от наиболее удаленной точки помещения вставки до эвакуационного выхода из здания более нормируемого (п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 4.6 СНиП 31-04-2001, раздел 6 СНиП 31-03-2001); - кровля здания не оборудована ограждением (парапетом) в соответствии с ГОСТ 25772 п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, п. 8.11 СНиП 21-01-97*); - территория организации не обеспечена наружным противопожарным водоснабжением п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, СП 8.13130.2009); - территория предприятия имеет 1 выезд п. 4 ст. 4, п. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, п. 3 ППБ 01-03, ВСН 01-89). В судебном заседании законные представители юридического лица вину в совершении правонарушения признали, указав, вместе с тем, на наличие в настоящее время в организации: заключенного договора на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации; ответственного лица за приобретение, ремонт и сохранность первичных средств пожаротушения, журнала учета проверок наличия и состояния первичных средств пожаротушения (огнетушителей); договора на дооснащение системы АПС. Помимо этого, вина общества с ограниченной ответственностью «Саратовский автоцентр КАМАЗ» в совершении административного правонарушения подтверждается: - протоколом об административном правонарушении №217 от 09.11.2010 г., в котором перечислены указанные выше нарушения требований пожарной безопасности, с объяснением законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Саратовский автоцентр КАМАЗ» о том, что многие нарушения уже устранены, остальные будут устранены по мере возможности в кратчайший срок (л.д. 2-3); - актом проверки органом государственного пожарного надзора «Саратовский автоцентр КАМАЗ» №113 от 08.11.2010 г. о выявлении допущенных юридически лицом нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 7-10). В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. На основании изложенного, законодатель не ставит выполнение обществом с ограниченной ответственностью возложенных обязанностей в зависимость от объема произведенного финансирования, недостачи времени, либо иных причин, в связи с чем, доводы законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Саратовский автоцентр КАМАЗ» о том, что нарушения будут устранены по возможности, изложенные в протоколе об административном правонарушении, не освобождают организацию от исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений, а также не могут являться основанием к освобождению от административной ответственности. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о совершении обществом с ограниченной ответственностью «Саратовский автоцентр КАМАЗ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ. При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, в том числе тот факт, что допущенные нарушения требований пожарной безопасности непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение по элементам конструкций здания амбулатории и материальным ценностям, процесс вынужденной эвакуации людей из помещений амбулатории во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения, что, в совокупности, создает угрозу жизни и здоровью людей. Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в настоящее время значительное количество из числа нарушений, выявленных инспектором при проверке организации, устранены, а именно: заключен договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации; назначено ответственное лицо за приобретение, ремонт и сохранность первичных средств пожаротушения; имеется журнал учета проверок наличия и состояния первичных средств пожаротушения (огнетушителей); заключен договор на дооснащение системы АПС. Указанные обстоятельства, доку ментально подтвержденные в судебном заседании, суд, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, учитывает в качестве смягчающих административную ответственность. Принимая во внимание, кроме прочего, отсутствие отягчающих административную ответственность виновного лица обстоятельств, привлечение ООО «Саратовский автоцентр КАМАЗ» к административной ответственности впервые, суд пришел к выводу о возможности назначении ему наказания в виде административного штрафа, однако не в максимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд ПОСТАНОВИЛ: Признать общество с ограниченной ответственностью «Саратовский автоцентр КАМАЗ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей. Постановление может быть обжаловано в 10-дневный срок в Саратовский областной суд. Судья: подпись