О перерасчете платы за жилое помещение и коммунальные услуги



Дело № 11-94/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 июля 2012 года г. Сарапул УР

Сарапульский городской суд УР в составе:

председательствующего судьи Евлевских С.В.,

при секретаре Пермитиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО на решение мирового судьи судебного участка № 2 г. Сарапула Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Прокурора г. Сарапула УР, действующего в интересах ФИО1 к ООО о перерасчете платы за жилое помещение и коммунальные услуги,

установил:

Прокурор г. Сарапула УР, действуя в интересах ФИО1, обратился к мировому судье судебного участка № 2 г. Сарапула УР с иском к ООО о перерасчете платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой г. Сарапула проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушениях закона ответчиком. В ходе проверки установлено, ответчик осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. Между ответчиком и <данные изъяты> заключен договор энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 11.4 указанного договора энергоснабжения в случае отсутствия соглашения сторон о величине тепловой нагрузки здания, она рассчитывается энергоснабжающей организацией расчетным методом согласно методике определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.200, утв. Приказом Госстроя России от 06.05.2000 года № 150. Данное условие договора ничтожно в силу того, что согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показания приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Многоквартирный дом, в котором проживает ФИО1 прибором учета тепловой энергии не оборудован, в связи с чем начисление ФИО1 платы за потребленную тепловую энергию должно производиться по нормативу, установленному органами местного самоуправления, при этом корректировка производиться не должна. Ответчиком в расчетном листе об оплате жилищно-коммунальных слуг за май 2010 года выставлена годовая корректировка по строке «Отопление» в размере 4101,74 рублей. В апреле 2011 года - 1682,40 рублей, в июне 2011 года - 51,60 рублей. Общая сумма корректировки составляет 5732,54 рублей. Требование с ФИО1 оплаты жилищно-коммунальных услуг, в которых учтен незаконный платеж за отопление нарушает право ФИО1 на получение достоверной информации о цене потребленной услуги, вводит её в заблуждение относительно задолженности перед управляющей компанией. Просил обязать ответчика произвести перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, а именно исключить сумму в размере 5732,54 рублей из платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В ходе рассмотрения дела исковые требования были уменьшены: прокурор просил обязать ответчика произвести перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, а именно исключить сумму в размере 3587,52 рублей из платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Решением мирового судьи судебного участка № 2 г. Сарапула УР от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Прокурора г. Сарапула УР, действующего в интересах ФИО1 к ООО о перерасчете платы за жилое помещение и коммунальные услуги, удовлетворены.

ООО, не согласившись с указанным решением, обратились в Сарапульский городской суд УР с апелляционной жалобой.

Жалобу мотивировали тем, что содержащиеся в решении выводы суда первой инстанции, послужившие основанием для отклонения доводов ООО об отсутствии у прокурора г. Сарапула полномочий на предъявление иска в интересах ФИО1, основаны на неверном истолковании норм процессуального права.

Считает, что полномочий на предъявление искового заявления в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ у прокурора г. Сарапула не имелось, поскольку в нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, положений, содержащихся в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 02.12.2003 года № 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе», в исковом заявлении, поданном прокурором г. Сарапула в интересах ФИО1, отсутствует обоснование предъявления иска в интересах ФИО1. Имеющаяся в исковом заявлении ссылка на то, что обращение с данным иском обусловлено необходимостью защиты жилищных и социальных прав является не обоснованной. Действия ООО, по начислению и предъявлению к оплате ФИО1 сумм корректировки платы за отопление не нарушает ее социальных прав, а так же не создает угрозы нарушения права ФИО1 на жилище. Безусловного права прокурора на предъявление иска, связанного с необходимостью защиты прав гражданина, нарушенных необоснованным начислением платы за жилое помещение и коммунальные услуги положения ч. 1 ст. 45 ГПК РФ не устанавливают. Доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска ФИО1 самостоятельно, прокурором не представлено.Поскольку полномочия прокурора г. Сарапула на предъявление иска в интересах ФИО1 ничем не подтверждены, производство по делу подлежало прекращению судом первой инстанции на основании ст. 220 ГПК РФ.

Кроме того, содержащиеся в решении выводы суда первой инстанции о необоснованном начислении ФИО1 корректировки платы за отопление основаны на неверном истолковании норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Жилищный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Указанная норма в соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяется к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 - при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Приложения № 2 к правилам. При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Приложения № 2 к Правилам.

В силу подпункта 2 пункта 1 Приложения № 2 к Правилам - размер платы за отопление в жилом помещении один раз в год корректируется исполнителем по формуле…

Указанные правовые нормы носят императивный характер. Из их содержания следует, что проведение корректировки по формуле, установленной п.п. 2 п. 1 Приложения № 2 к Правилам, является обязанностью исполнителя коммунальных услуг. При этом права исполнителя коммунальных услуг осуществлять корректировку платы за отопление исходя из иных значений по отношению к установленным в формуле 2 Приложения № 2 к Правилам нормы жилищного законодательства РФ не устанавливают. Корректировка платы за отопление, начисленная ФИО1 была рассчитана в соответствии с формулой 2 Приложения № 2 к Правилам исходя из размера стоимости тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом <адрес>, определенной <данные изъяты> при выставлении счет - фактур ООО. Единоличное определение исполнителем коммунальных услуг стоимости поставленного коммунального ресурса, подлежащего оплате поставщику данных ресурсов, нормами законодательства РФ не допускается. Таким образом, начисление ФИО1 корректировки платы за отопление произведено в соответствии с требованиями п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам вследствие чего исковые требования прокурора г. Сарапула, вследствие чего у суда первой инстанции не имелось оснований для признания данной корректировки необоснованной.

Просят решение мирового судьи судебного участка № 2 г. Сарапула УР от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании помощник прокурора г. Сарапула Хунафин И.Р., истица ФИО1 исковые требования поддержали, пояснили, что согласны с решением мирового судьи, считают его законным. Кроме того, помощник прокурора г. Сарапула Хунафин И.Р. пояснил, что исковые требования предъявлены прокурором города Сарапула в интересах ФИО1 обоснованно, поскольку направлены на защиту жилищных прав ФИО1 ФИО1 является пенсионеркой, юридически неграмотна.

Представитель ответчика ООО ФИО5 суду пояснила, что исковые требования не признает, с решением мирового судьи не согласна, апелляционную жалобу поддерживает в полном объеме.

Суд, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, пришёл к следующему.

Решением мирового судьи судебного участка № 2 г. Сарапула УР от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Прокурора г. Сарапула УР, действующего в интересах ФИО1 к ООО о перерасчете платы за жилое помещение и коммунальные услуги, удовлетворены: на ООО возложена обязанность произвести перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги ФИО1, по адресу: <адрес>, исключив сумму в размере 3587,52 рублей из платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Судом установлены и сторонами не оспаривались следующие обстоятельства, установленные и мировым судьёй в ходе судебного разбирательства:

- истец ФИО1 является собственником квартиры <адрес>; проживает в квартире; является потребителем коммунальных услуг;

- ООО осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ; в силу договора, осуществляет начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги;

- жилой дом <адрес> в спорный период не был оборудован общедомовым прибором учета теплоэнергии;

- ООО в расчетном листе об оплате жилищно-коммунальных услуг ФИО1 за май 2010 года выставлена годовая корректировка по строке «Отопление» в размере 4101,74 рублей; в апреле 2011 года - 1682,40 рублей, в июне 2011 года - 51,60 рублей. Впоследствии произведен перерасчет сумм корректировок путем уменьшения размера начисленной платы за коммунальные услуги: в октябре 20ДД.ММ.ГГГГ рублей; в июне 2011 года на сумму 51,60 рублей. Общая сумма корректировок за отопление, предъявленная к оплате ФИО1 составила 3588,97 рублей.

Жилищный кодекс РФ в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 13 данных Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.

Согласно п. 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг N 307 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 также предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Нормой, содержащейся в абзаце втором пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг N 307, предусмотрено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Судом установлено, что корректировка платы за отопление ООО произведена по формуле с определением расчетным путем размера оплаты за потребленную тепловую энергию, что следует и из доводов ООО, изложенных в апелляционной жалобе о том, что корректировка платы за отопление, начисленная ФИО1 была рассчитана в соответствии с формулой 2 Приложения № 2 к Правилам исходя из размера стоимости тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом <адрес>, определенной <данные изъяты> при выставлении счет - фактур ООО.

Суд находит доводы представителя ответчика о законности произведенной корректировки платы необоснованными, поскольку согласованная сторонами (ООО и <данные изъяты>) в договоре энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ возможность определения величины тепловой нагрузки здания расчетным методом согласно Методике определения количества тепловой энергии … противоречит положениям ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Правил N 307, которыми установлено, что при отсутствии средств измерения в жилых домах объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами N 306. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом, а именно ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 13 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и(или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год.

Предельные индексы согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ) - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и(или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года… Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (пункт 3 статьи 13).

Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и(или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).

ООО не представлено суду доказательств, изменения в установленном законом порядке тарифов и нормативов.

Исходя из обстоятельств, установленных по делу, а также анализа законодательства, суд приходит к выводу о том, что при отсутствии общедомовых приборов учета обслуживающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять счета исходя из нормативов потребления и тарифов, установленных органами местного самоуправления, в связи с чем, корректировка платы за отопление ФИО1 является незаконной.

Доводы ООО о том, что полномочия прокурора г. Сарапула на предъявление иска в интересах ФИО1 ничем не подтверждены, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению, суд нашел несостоятельными.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечения прав на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения прав на благоприятную окружающую среду, образования.

Из поданного в суд искового заявления следует, что обращение прокурора с данным иском обусловлено необходимостью защиты жилищных и социальных прав ФИО1, которая обратилась в прокуратуру г. Сарапула.

Из пояснений истицы ФИО1 в суде следует, что она является пенсионеркой, юридически неграмотна, вынуждена была обратиться за помощью к прокурору г. Сарапула.

Суд находит, что указанным ФИО1 обстоятельствам, возможно дать оценку как другим уважительным причинам, по которым ФИО1 не могла обратиться в суд самостоятельно. В связи с чем, прокурор города Сарапула является надлежащим процессуальным истцом, оснований для прекращения производства по делу судом не усматривается.

Исходя из изложенного, всесторонне, полно и объективно оценив все представленные документы, доказательства, суд приходит к выводу о том, что решение мирового судьи является законным и обоснованным, выводы мирового судьи соответствуют обстоятельствам дела, решение мирового судьи подлежит оставлению без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы ООО надлежит полностью отказать.

Руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, суд

определил:

Решение мирового судьи судебного участка № 2 г. Сарапула УР от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, апелляционную жалобу ОООбез удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья Сарапульского

городского суда Евлевских С.В.