Дело № 2-964/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2010 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Заварзина П.А.,
при секретаре Перминовой Т.В.,
с участием:
заявителя ФИО6
представителя заинтересованных лиц: главного государственного инспектора ГИМС МЧС России по Удмуртской Республике ФИО8 и Центра ГИМС МЧС России по Удмуртской Республике – ФИО3,
заинтересованного лица Гнатюк В.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО6 об оспаривании решения должностного лица,
установил:
ФИО6 обратился с заявлением в Сарапульский городской суд о признании решения главного государственного инспектора ГИМС МЧС РФ по Удмуртской Республике ФИО8 об отказе в замене удостоверения на право управления маломерным судном незаконным. Свои требования мотивирует тем, что решением гласного государственного инспектора ГИМС МЧС РФ по Удмуртской Республике ФИО8 (без указания времени и места принятого решения), ему отказано в замене удостоверения на право управления маломерным судном. Считает, что данное решение является незаконным и необоснованным. В целях введения единого образца удостоверения на право управления маломерными судами в Российской Федерации, на основании Приказа МЧС России от 19.03.2007 г. № 150, осуществляется замена старых удостоверений. В соответствии с этим Приказом, действие его бессрочного удостоверения завершается 21 июля 2010 года и он обязан его заменить без сдачи экзаменов и проверки навыков практического управления маломерным судном на удостоверение нового образца. В соответствии с п. 5.9. Приказа МЧС России от 29 июня 2005 г. № 498 «Об утверждении Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС РФ» (с последующими изменениями и дополнениями), ему обязаны выдать новое водительское удостоверение. Несмотря на то, что он выполнил рекомендации МЧС России и представил в ГИМС МЧС РФ по Удмуртской Республике все предусмотренные документы, ему, по надуманным причинам, в замене удостоверения было отказано. Старое удостоверение он получил в 2000 году, в соответствии с действующим законодательством, открыто и постоянно использовал его при управлении маломерным судном, поэтому считает, что ссылка на его недействительность по указанным основаниям, является надуманной. Таким образом, он в настоящее время лишен права получить удостоверение на право управления маломерным судном нового образца. Просит признать решение главного государственного инспектора ГИМС МЧС РФ по Удмуртской Республике ФИО8 об отказе в замене удостоверения на право управления маломерным судном незаконным. Обязать главного государственного инспектора ГИМС МЧС РФ по Удмуртской Республике ФИО8 заменить удостоверение старого образца на удостоверение нового образца с правом управления маломерным судном - катером и мотолодкой, с указанием района плавания – ВП и ВВП.
В ходе производства по делу в качестве заинтересованных лиц были привлечены: Центр ГИМС МЧС России по Удмуртской Республике; ФИО5; Администрация г. Сарапула.
В судебном заседании заявитель ФИО6 свое заявление поддержал. Пояснил, что ранее ему было выдано удостоверение на право управления маломерным судном, соответственно, он имеет право на замену этого удостоверения на удостоверение нового образца. Ранее он управлял судном с этим удостоверением и претензий к нему не было. Личную карточку он утерял. Со своей стороны каких-либо доказательств действительности ранее выданного ему удостоверения предоставлять не намерен, считает, что представитель ГИМС должен доказать обоснованность своего отказа.
Представитель заинтересованных лиц: главного государственного инспектора ГИМС МЧС России по Удмуртской Республике ФИО8 и Центра ГИМС МЧС России по Удмуртской Республике – ФИО3 в судебном заседании пояснил, что в удовлетворении заявления ФИО6 надлежит отказать, поскольку ФИО6 было представлено для обмена недействительное удостоверение. Удостоверение ФИО6 недействительно, поскольку было выдано ненадлежащим образом, а именно неуполномоченным лицом. Сарапульское отделение ГИМС не имело право выдавать удостоверения на право управления маломерными судами. В состав Государственной инспекции Сарапульское отделение не входило. ФИО5 не являлся сотрудником государственной инспекции. В каких-либо иных городах и районах Удмуртской Республики Отделения, подобные Сарапульскому Отделению – не создавались. Подпись госинспектора Николаева на Положении о Сарапульском Отделении ГИМС ошибочна, поскольку тот не имел права согласовывать такое положение. Кроме того, удостоверение не соответствует установленной для него форме. Каким образом к ФИО5 ранее попали бланки удостоверений, изготовленные на фабрике Гознака он не знает. Граждане, которые ранее получали удостоверения в Сарапульском Отделении ГИМС обращаюсь за обменом, но получали чудотворения нового образца только после сдачи экзамена в установленном порядке. Все суда, которые были зарегистрированы Сарапульским отделением ГИМС были впоследствии перерегистрированы должным образом.
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебном заседании пояснил, что в 1995 году глава самоуправления города Сарапула ФИО10. его пригласил и предложил возглавить Сарапульское Отделение ГИМС. Решение о создании Сарапульского отделения принимал ФИО10. Сарапульское отделение был создано и функционировало, поскольку в то время не было какой-то определенности в организации деятельности по учету судов, выдаче удостоверений, а люди шли с заявлениями о выдаче удостоверений на право управления удами и по иным вопросам. Сначала он выдавал удостоверения на бланке, изготовленном на фабрике Гознака, которые ему передал предшественник – Александров. Когда такие бланки кончились, то он заказал изготовление новых бланков по установленной форме на Сарапульской типографии. В то время каких-либо других организаций, которые бы занимались вопросами выдачи удостоверений не было. Фактически Сарапульское отделение прекратило свою деятельность примерно в 2000 году. В июле 2000 года в экзаменационную комиссию входил он и еще иные лица. Какого-либо документа о создании экзаменационной комиссии и включении в ее состав уполномоченного государственного инспектора ГИМС сейчас нет. В отношении него каких-либо приказов и распоряжений от имени Государственной инспекции по маломерным судам не издавалось, поскольку принимал его на работу ФИО10 своим распоряжением и до сих пор не уволил.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Сарапула, заинтересованное лицо ФИО8 извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились. Дело, в соответствии со ст.ст. 167, 257 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что заявитель ФИО6 обратился в Экзаменационную комиссию Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Удмуртской Республике с заявлением о замене удостоверения на право управления маломерным судном, приложив к заявлению бланк личной карточки судоводителя, копию ранее выданного удостоверения; копию паспорта и медицинскую справку; фотографии и чек об плате государственной пошлины. Указанное обстоятельство подтверждается копиями данных документов и сторонами по делу не оспаривается.
Также судом установлено, что Главным государственным инспектором ГИМС МЧС РФ по Удмуртской республике ФИО8 отказано в замене удостоверения по причине того, что удостоверение недействительно. Указанное обстоятельство подтверждается копией заявления ФИО6 с надписью на заявлении, выполненной ФИО8 и сторонами по делу не оспаривается. При этом, дата отказа не указана.
Согласно ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что ранее удостоверение на право управления маломерным судном «катер» было выдано ФИО6 Дата обезличена года Сарапульским отделением ГИМС и подписано руководителем Сарапульского отделения ГИМС – ФИО5, что подтверждается копией удостоверения и сторонами по делу не оспаривается.
При этом, судом установлено, что Сарапульское отделение Государственной инспекции по маломерным судам был создано и функционировало на основании Положения, утвержденного Главой городского самоуправления г. Сарапула Удмуртской Республики ФИО10 в 1995 году и зарегистрировано Дата обезличена года, что подтверждается копиями Положения и Свидетельства о государственной регистрации.
Исходя из п. 3 данного Положения следует, что руководство Сарапульским отделением ГИМС осуществляется Администрацией г. Сарапула. Исходя из п. 6 данного Положения следует, что организационная структура Сарапульского отделения ГИМС утверждается Администрацией г. Сарапула. Исходя из п. 7 данного Положения следует, что начальник Сарапульского отделения ГИМС назначается органом исполнительной власти г. Сарапула.
Распоряжением Главы городского самоуправления г. Сарапула Удмуртской Республики ФИО10 т Дата обезличена года начальником Сарапульского отделения ГИМС назначен ФИО5.
Между тем, судом установлено, что Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФР от 11 марта 1985 года №140 была образована Государственная инспекция по маломерным судам РСФСР Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР в составе: Главного управления Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР; государственных инспекций по маломерным судам автономных республик, краев, областей, г. г. Москвы и Ленинграда; отделений, участков, групп технического надзора, регистрационной и экзаменационной работы, патрульной службы, диагностических станций для проведения технического осмотра судов и других подразделений, необходимых для осуществления задач, возложенных на инспекцию; спасательных станций, постов и маневренных поисковых групп. Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР в своей практической деятельности было предписано руководствоваться Положением о Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1985 г. N 65.
Указанным Приказом были утверждены Правила регистрации, учета и технического надзора за судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР, базами (сооружениями) для их стоянок и аттестации судоводителей на право управления этими судами (Приложение N 1) и форма бланка удостоверения на право управления маломерным судном (Приложение N 5). Согласно пункта 36 данных Правил аттестация судоводителей на право управления моторными и парусными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР, производится экзаменационными комиссиями Государственной инспекции по маломерным судам по месту их жительства (прописки). Результат экзамена оформляется протоколом. Согласно пункта 39 данных Правил, в состав экзаменационных комиссий включаются работники Государственной инспекции по маломерным судам и квалифицированные специалисты водного транспорта, имеющие высшее или среднее специальное образование.
Кроме того, судом установлено, что в 1995 году действовало Положение о государственной инспекции по маломерным судам, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1985 года № 65 с изменениями внесенными Постановлением правительства РФ от 18.01.1995 года №63 (данные изменения внесли корректировки, в частности, относительно наименования подразделений инспекции применительно к государственному устройству Российской Федерации, а также относительно переподчинения инспекции из ведения Министерства жилищно-коммунального хозяйства в ведение Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации).
Согласно п.5 Положения (утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1985 года № 65 с изменениями внесенными Постановлением правительства РФ от 18.01.1995 года №63), следует, что Государственная инспекция по маломерным судам Российской Федерации образуется в составе: Главного управления Государственной инспекции по маломерным судам Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации; государственных инспекций по маломерным судам субъектов Российской Федерации; отделений, участков, групп технического надзора, регистрационной и экзаменационной работы, патрульной службы, диагностических станций для проведения технических осмотров судов и других подразделений, необходимых для осуществления задач, возложенных на инспекцию; спасательных станций, постов и маневренных поисковых групп. В зависимости от местных условий, количества судов и водоемов в составе Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации могут образовываться бассейновые государственные инспекции по маломерным судам с участками в субъектах Российской Федерации. Государственные инспекции по маломерным судам субъектов Российской Федерации в своей деятельности подчиняются как соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и Главному управлению Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Кроме того, судом установлено, что в июле 1995 года (время регистрации Сарапульского Отделения ГИМС) деятельность органов местного самоуправления регулировалась Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 06.07.1991 года в соответствующей редакции.
Согласно ст. 7 данного Закона Советы и соответствующие органы управления наделяются настоящим Законом собственной компетенцией. Компетенция не может быть изменена иначе как законом. Органы местного самоуправления не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти и управления или компетенции других органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления при решении вопросов, относящихся к их компетенции, действуют на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, законов СССР, действующих на территории Российской Федерации, законов Российской Федерации и других актов, принятых органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также решений местных Советов и органов управления, принятых в пределах их компетенции.
При этом, статьями 66 – 76 указанного Закона к компетенции органов местного самоуправления не отнесены полномочия по созданию каких-либо отделений государственной инспекции по маломерным удам.
Согласно ч.2 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Кроме того, исходя из: Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Удмуртской Республики, утвержденной 09.03.1997 года; Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Удмуртской Республики, утвержденной 24.11.1998 года не следует, что органам местного самоуправления г. Сарапула предоставлено право организовывать отделения ГИМС либо, что в структуру ГИМС Удмуртской Республики входят какие-либо отделения, созданные органами местного самоуправления г. Сарапула.
Также, исходя из содержания Постановления Совета Министров Удмуртской АССР от 07 мая 1985 года №148 «Об образовании Государственной инспекции по маломерным судам Министерства жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской АССР» (на которое имеется ссылка в Положении о Сарапульском отделении ГИМС) следует, что Государственная инспекция образована именно Советом Министров Удмуртской АССР, а исполкомам городских Советов народных депутатов предписано только обеспечить организацию кооперативов по строительству и эксплуатации баз для стоянок маломерных судов и предоставление ГИМС береговых земельных участков.
Таким образом, из смысла вышеуказанных нормативных документов следует, что Государственная инспекция по маломерным судам либо какое-нибудь ее структурное подразделение в период 1995 года (в том числе в период регистрации Сарапульского отделения ГИМС) не могли быть созданы органами местного самоуправления г. Сарапула, при том, что каких-либо законов Российской Федерации или Удмуртской Республики о делегировании органам местного самоуправления г. Сарапула полномочий по созданию Государственной инспекции по маломерным судам либо какого-нибудь ее структурного подразделения - не принималось.
Соответственно, суд приходит к выводу о том, что создание Сарапульского отделения Государственной инспекции по маломерным судам и утверждение Положения о таком отделении Главой городского самоуправления г. Сарапула Удмуртской Республики, а также последующая регистрация этого Отделения 13 июля 1995 года были осуществлены вопреки положениям действующего на тот период времени законодательства, то есть не являются законными. Наличие письменного согласования со стороны начальника Государственной инспекции по маломерным судам Удмуртской Республики от 31.05.1995 года на вышеуказанном Положении о Сарапульским Отделении ГИМС также не является законным по вышеизложенным мотивам.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что деятельность Сарапульского отделения Государственной инспекции по маломерным судам, в том числе и в части выдачи гражданам удостоверений на право управления маломерными судами – не являлась законной. Следовательно, удостоверение ФИО6, выданное Сарапульском отделением Государственной инспекции по маломерным судам не является действительным по вышеуказанным основаниям.
Кроме того, в период июля 2000 года, то есть в период времени, когда ФИО6 получил удостоверение и сдал экзамены (как следует из копии самого удостоверения), порядок аттестации и выдачи удостоверений на право управления маломерными судами регулировался Правилами аттестации граждан на право управления судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации, утвержденными Приказом Минприроды РФ от 12.09.1995 N 359 "Об утверждении нормативных документов по упорядочению пользования маломерными судами, базами для их стоянок, пляжами и аттестации граждан на право управления судами".
Пунктом 1.3 указанных Правил установлено, что аттестация граждан, выдача судоводителям удостоверений на право управления маломерным судном (далее именуются - удостоверения) и талонов к ним производятся экзаменационными комиссиями государственных инспекций по маломерным судам субъектов Российской Федерации (далее именуются - территориальные государственные инспекции) на основании результатов экзаменов и проверки навыков практического управления судном.
Пунктами 3.6-3.8 указанных Правил установлено, что выдача оформленного и заверенного печатью территориальной государственной инспекции удостоверения производится под личную роспись судоводителя в журнале учета выдачи удостоверений. Удостоверение на право управления маломерным судном без талона к нему недействительно. Талон к удостоверению, заверенный печатью, выдается судоводителю после проверки навыков практического управления маломерным судном (далее именуются - навыки управления) и служит для учета допущенных судоводителем нарушений правил пользования маломерными судами. В случае изъятия удостоверения талон является временным разрешением на право управления маломерным судном.
Между тем, ФИО6 удостоверение не было выдано экзаменационной комиссией государственной инспекции по маломерным судам субъекта Российской Федерации, то есть Удмуртской Республики. Кроме того, отсутствуют сведения о выдаче талона к удостоверению, без которого в силу указанных Правил удостоверение не может считаться действительным.
При этом, суд учитывает, также, что в соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики т 05.07.1999 года №612 государственная инспекция по маломерным судам Удмуртской Республики переподчинена из ведения Министерства природных ресурсов в ведение Комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций при Правительстве Удмуртской Республики, соответственно на июль 2000 года (дату выдачи удостоверения ФИО6) удостоверение могло быть выдано только экзаменационной комиссией государственной инспекции по маломерным судам Удмуртской Республики, находящейся в ведении Комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций при Правительстве Удмуртской Республики.
Также суд учитывает, что согласно представленному Списку работников ГИМС УР, переведенных в Комитет по делам ГО и ЧС следует, что ФИО5 в штате ГИМС Удмуртской Республики не значился.
Указанные обстоятельства, также, являются основаниями считать удостоверение, выданное ФИО6 – недействительным.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что доводы представителя заинтересованных лиц - ФИО3, а также отказ Главного государственного инспектора ГИМС МЧС РФ по Удмуртской Республике ФИО8 об отказе в замене ФИО6 удостоверения на право управления маломерным судном по причине недействительности представленного на замену удостоверения – являются законными и обоснованными. При этом, суд учитывает, что каких-либо доказательств обратному сторонами по делу – не представлено.
Соответственно, суд приходит к выводу о том, что заявление ФИО6 не обоснованно и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258, ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО6 об оспаривании решения должностного лица оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме, в Верховный суд Удмуртской Республики.
В окончательной форме решение принято 02 августа 2010 года.
Судья Заварзин П.А.