О взыскании сумм задолженности



Дело № 2-1124/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2010 года г. Сарапул

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи - Майоровой Л.В.

при секретаре - Перминовой Т.В.,

с участием представителя истца ФИО4, представителя ответчика ФИО3 (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к территориальному органу Министерства Социальной защиты населения УР Управлению социальной защиты населения в ... об установлении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и взыскании сумм задолженности,

установил:

Истец ФИО2 обратился в суд с иском к Территориальному органу Министерства социальной защиты населения УР Управлению социальной защиты населения в ... об установлении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и взыскания невыплаченных сумм задолженности. В заявлении указал, что его отец ФИО7 принимал непосредственное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах. В 1994 году его отцу была установлена вторая группа инвалидности. Дата обезличена года его отец умер, причина смерти - физрозно-кавенозный туберкулез легких.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 15 ч.1 ст. 14 данного закона, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящихся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится их число. При жизни отца, на его иждивении находился только он, как несовершеннолетний.

После смерти отца с января 2000 года ему выплачивалась компенсация в возмещение вреда (долее по тексту – СВВ) в размере 325 рублей 24 копейки, с 01 января 2001 года по 01 февраля 2001 года выплачивалась ССВ в размере 389 рублей 64 копейки, с 01 февраля 2001 года по 01 марта 2001 года в размере 611 рублей 49 копеек, с 01 марта 2001 года по 01 июня 2002 года в размере 833 рубля 33 копейки, с 01 июня 2002 года по 01 июля 2002 года в размере 873 рубля 33 копейки, с 01 июля 2002 года по 01 января 2003 года в размере 933 рубля 33 копейки, я 01 января 2003 года по 01 января 2004 года в размере 1045 рублей 33 копейки, 01 января 2004 года по 01 апреля 2004 года в размере 1150 рублей, с 01 апреля 2004 года по 01 октября 2004 года в размере 1725 рублей.

Периодически ответчик производил индексацию денежных сумм, с которой истец не согласен.

В соответствии с ч.3 ст.5 базового Закона предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном объеме в порядке определяемом, законодательством РФ. Кроме того, в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года (в редакции постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05 апреля 2005 года № 7 указано, что исходя из текста Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. № 11-П в объем возмещаемого вреда, подлежащего индексации до вступления в силу ФЗ от 26 апреля 2004 года, а также входили ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты предусмотренные базовым законом. ФЗ от 12 января 2001 г. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены твердые компенсационные выплаты (инвалидам – 1 группы – 5000 рублей, инвалидам 2 группы – 2500 рублей, инвалидам 3 группы – 1000 рублей, но гражданам получавшим до вступления в силу данного закона возмещение вреда по инвалидности по их выбору выплачивается либо твердая денежная сумма, либо по старому порядку регулирования возмещения вреда.

В соответствии с п. 11 ст. 12 Закона РФ «об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке размеры ежемесячной стразовой выплаты увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда. Однако ответчик с 01.07.2000 индексации ежемесячной суммы возмещения вреда не производил.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П и п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05 апреля 2005 года № 7, денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, следовательно в соответствии с ФЗ РФ «О минимальном размере оплаты труда в РФ» от 19 июня 2000 года – индексация этих выплат должна была быть произведена с 01.01.2002 года с учетом роста величины прожиточного минимума в УР.

Абсолютные величины изменения прожиточного минимума по пенсионерам в Удмуртской Республике за 2000 года составляют за месяц 741,85 руб., в 2001 г. – 999,25 руб. Соотношение средней величины прожиточного минимума за 2001 года к средней величине прожиточного минимума за 2000 составит: 999,25/741,85 = 1,3469. Индексация должна быть произведена 01.01.2002 года.

В соответствии с Законом в Удмуртской Республике от 24 апреля 2001 № 18-РЗ «О прожиточном минимуме в УР» прожиточный минимум с 2001 года устанавливается ежеквартально.

Индекс роста величины прожиточного минимума за 2002 год в УР составляет 1,2139, индексация должна быть произведена с 01.01.12003 г.

Индекс роста величины прожиточного минимума за 2003 год в УР составляет 1,2275, индексация должна быть произведена с 01.01.2004 года.

Таким образом, задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда составила за период с 01 января 2000 года по 31 декабря 2000 года - 2676 рублей 46 копеек, за период с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года - 4687 рублей 93 копейки, за период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года – 8246 рублей 72 копейки, за период с 01 января 2003 года по 31 декабря 2003 года – 10382 рубля 64 копейки, за период с 01 января 2004 года по 30 сентября 2004 года – 7306 рубля 80 копеек. Итого сумма задолженности составляет – 33 300 рублей 51 копейку. В связи с ростом стоимости жизни ему был причинен имущественный вред, который должен оцениваться по коэффициенту инфляции за данный период.

В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05 апреля 2005 года № 7 суды вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе с отказом в их индексации, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ. Всего сумма убытков составила 64 659 рублей 72 копейки.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит взыскать с Территориального органа Министерства социальной защиты населения Управление социальной защиты населения в г. Сарапуле недополученные суммы по невыплате компенсации в возмещение вреда за период с 01.01.2000 года по 30.09.2004 года в размере 33 300 рублей 51 копейку, убытки за причиненный имущественный вред в размере 64 659 рублей 72 копеек.

Впоследствии истец уточнил исковые требования, представив суду новый расчет взыскиваемых сумм. Просит взыскать в его пользу с ответчика компенсацию в возмещение вреда в размере 13054 рубля 89 копеек, убытки за причиненный имущественный вред в размере 16095 рублей 14 копеек.

Определением от 26 августа 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Министерство социальной защиты населения УР.

В ходе рассмотрения дела истец ФИО2 уточнил исковые требования предоставив письменное ходатайство. В ходатайстве указал, что при расчете убытков была допущена ошибка и в связи с возникла необходимость в их перерасчете. Всего сумма убытков составляет – 41 235 рублей 02 копейки. Помимо этого, в связи с предоставлением ответчиком уточненной справки о произведенных компенсационных выплатах, недополученный суммы по невыплате компенсации в возмещение вреда за период с 01 января 2000 года по 30 сентября 2004 года составили 36 750 рублей 51 копейку. Просит взыскать с ответчика Территориального органа Министерства социальной защиты населения Управления социальной защиты населения в г. Сарапуле недополученный суммы по невыплате компенсации в возмещение вреда за период с 01 января 2000 года по 30 сентября 2004 года в размере 36 750 рублей 51 копейку, убытки за причиненный имущественный вред в размере 41 235 рублей 02 копейки.

В судебном заседании 22 июля 2010 года представитель истца ФИО4 уточнила исковые требования, представив суду новый расчет взыскиваемых сумм. Просит взыскать в пользу истца с ответчика компенсацию в возмещение вреда в размере 13054 рубля 89 копеек, убытки за причиненный имущественный вред в размере 16095 рублей 14 копеек.

На указанные исковые требования ФИО2 ответчиком Управлением социальной защиты населения были представлены письменные возражения в которых указано о несогласии с исковыми требованиями. В возражениях указано, что истец предъявляет требования к ненадлежащему ответчику. В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации, является расходным обязательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходных обязательств РФ, связанных с выплатой денежной компенсации осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели Федеральной службе по труду и занятости. Кроме того, ст. 31 Бюджетного Кодекса РФ предусмотрен принцип самостоятельности бюджетов, который предусматривает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ В соответствии со ст. 242.2 Бюджетного Кодекса РФ – исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. Таким образом, взыскание сумм задолженности и убытков может быть обращено к Федеральной службе по труду и занятости. Кроме того, в расчете задолженности по неполученной сумме СВВ, прилагаемом к ходатайству об уточнении требований, истцом ошибочно указаны индексы потребительских цен с марта по декабрь 2001 года, отличные от указанных в справке Сарапульского городского отдела государственной статистики Госкомстата УР.

Третьим лицом Министерством социальной защиты населения УР на заявленные исковые требования были представлены письменные возражения в которых указано, что требования истца предъявлены к ненадлежащему ответчику.

В судебное заседание истец ФИО2 не явился.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения УР в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя.

Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель истца - адвокат ФИО11 допущенная к участию в деле на основании ордера, поддержала исковые требования по доводам аналогичным изложенным в исковом заявлении. Установлено, что отец истца принимал участие в ликвидации на Чернобыльской АЭС, ему была установлена вторая группа инвалидности, он умер. Его сын ФИО2 приобрел право на получение компенсации в возмещении вреда, на момент смерти отца он был единственным иждивенцем. Ответчик должен был производить индексацию денежных выплат, они производились но не в полном объеме. Образовалась задолженность, расчет ими представлен. С января 2000 года истец получал компенсацию. Ответчик периодически производил индексацию денежных выплат, с правильностью начислению которой не согласен. В начале истцу выплачивалось 1/3 от основной суммы выплаты, в дальнейшем 1/2. Просит взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию в возмещение вреда в размере 13054 рубля 89 копеек, убытки за причиненный имущественный вред в размере 16095 рублей 14 копеек.

Представитель ответчика территориального органа Министерства социальной защиты населения УР в лице Управления социальной защиты населения в ... ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, дала пояснения аналогичные изложеннымв письменных возражениях.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию и ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Как установлено судом и сторонами по делу не оспаривается, ФИО7, являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, в результате чего, ему при жизни была установлена вторая группа инвалидности бессрочно, установлена нетрудоспособность.

Указанные обстоятельства подтверждаются удостоверением истца, справкой МСЭ.

Гражданам указанным в ст. 1 гарантируются меры социальной поддержки, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

ФИО7 умер Дата обезличена года, что подтверждается представленным свидетельством о смерти I-НИ Номер обезличен от Дата обезличена года.

Согласно п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года (в редакции Федерального Закона РФ от 12.02.2001 года № 5-ФЗ) - ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:

инвалидам I группы - 5 000 рублей;

инвалидам II группы - 2 500 рублей;

инвалидам III группы - 1 000 рублей.

Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что при жизни ФИО7 являлся инвалидом второй группы вследствие полученного радиационного воздействия на Чернобыльской АЭС.

Согласно ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года, - в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Часть вторая статьи 14 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 года устанавливает, что размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца.

Судом установлено, что истец ФИО2 находился на иждивении ФИО7 своего отца в силу несовершеннолетнего возраста.

В соответствии с пунктом п. 25 ст.14 Закона РФ от 15.05.91 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с изменениями внесенными ФЗ от 07.08.2000 года, истцу с 01.01.2000 года гарантируется выплата: ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности).

В соответствии со ст.1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда установлен: с 1 июля 2000 года в сумме 132 рублей в месяц (83,49 х1,581); с 1 января 2001 года в сумме 200 рублей в месяц (132 х 1,515).

После смерти отца, истцу с января 2000 года выплачивалась компенсация в возмещение вреда (далее по тексту СВВ) в размере 325,24 руб.,

с 01.01.2001 по 31.01.2001 г. – 389,64 руб.

с 01.02.2001 по 28.02.2001 г. - 611,49 руб.

с 01.03.2001 по 31.12.2001 г. – 833,33 руб.

с 01.01.2002 по 31.05.2002 г. – 833,33 руб.

с 01.06.2002 по 30.06.2002 г. – 873,33 руб.

с 01.07.2002 по 31.12.2002 г. – 933,33 руб.

с 01.01.2003 по 31.12.2003 г. – 1045,33 руб.

с 01.01.2004 по 30.09.2004 г. – 1150 руб.

В соответствии со ст. 5 указанного закона размеры выплат гражданам, установленные законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемым Правительством РФ.

В соответствии с п. 25. ст. 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 15 февраля 2001 года размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда истцу должен быть определен в твердой денежной сумме из установленной инвалиду группе инвалидности.

Из материалов исследованных судом пенсионных дел ФИО2 ФИО7 (отца истца) и ФИО9 (получателя денежной компенсации на несовершеннолетних детей) следует, что после смерти ФИО7 было установлено наличие двоих иждивенцев – сыновей ФИО10 и ФИО2. На основании указанного обстоятельства органом социальной защиты населения произведено назначение возмещение вреда здоровью на двоих несовершеннолетних детей. Данное обстоятельство подтверждается распоряжениями органа социальной защиты населения.

Таким образом, с учетом положений ст. 14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установленной ФИО7 второй группы инвалидности, количества иждивенцев размер суммы возмещения вреда с 15 февраля 2001 года составит 833 рубля 33 копейки (2500 : 3).

В соответствии с п. 5.2 Указаний Министерства социальной защиты населения РФ от 11.12.1992 года № 1-107-У - ежемесячная компенсация за потерю кормильца (ст. 41) устанавливается на все время получения пенсии по случаю потери кормильца (но не ранее даты введения данной выплаты) без истребования заявления.

01 декабря 2000 года прекращена выплата компенсации в возмещение вреда, назначенной ФИО10, что подтверждается справкой из пенсионного дела Номер обезличен.

В соответствии с п. 8 Разъяснений № 1 о порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда …. пострадавшим на Чернобыльской АЭС - размер суммы в возмещение вреда по случаю потери кормильца определяется в соответствии со статьей 27 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4214-1 Далее по тексту Правила).

Согласно ст. 27 Правил - нетрудоспособным гражданам, состоявшим на иждивении умершего кормильца и имеющим право на возмещение вреда в связи с его смертью, вред определяется в размере среднемесячного заработка умершего за вычетом доли, приходящейся на него самого и трудоспособных граждан, состоявших на его иждивении, но не имеющих права на возмещение вреда.

Для определения размера возмещения вреда каждому из граждан, имеющих право на возмещение, часть заработка кормильца, которая приходится на всех указанных граждан, делится на их число.

В соответствии со ст. 28 Правил - исчисленная в установленном статьей 27 Правил порядке часть заработка, приходящаяся на каждого из указанных граждан на момент смерти кормильца, в дальнейшем перерасчету не подлежит, кроме случаев рождения ребенка после смерти кормильца и назначения (прекращения) выплаты возмещения вреда одному из родителей, супругу или другому члену семьи, занятому уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца до достижении ими 14 лет.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации, согласно которому денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления (п. 7).

Как следует из материалов пенсионных дел получатель ЕДК ФИО9 с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в орган социальной защиты не обращалась, в связи с чем размере ЕДК, начисляемой истцу, перерасчету не подлежит.

Однако суммы компенсации в возмещения вреда подлежат индексации путем применения соответствующих индексов в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании было установлено, что истцу был произведен перерасчет выплаченных сумм, что подтверждается справкой о начисленных компенсационных выплатах ФИО2 выданная Управлением социальной защиты населения в .... Однако, ежемесячные денежные компенсации своевременно и в установленном законом порядке не индексировались.

Данное обстоятельство было подтверждено истцом.

При определении коэффициентов индексации, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ от 12 февраля 2001 года вступившего в действие с 15 февраля 2001 года, был установлен новый порядок индексации сумм ежемесячных выплат, пропорционально росту величины прожиточного минимума и в соответствии с этим, а также учитывая постановление Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 года, согласно которому суды, при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы данным постановлением на принятие решений о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ, суд находит необходимым произвести индексацию социальных выплат с 01.07.2000 года с учетом роста величины прожиточного минимума в УР, ее размер должен рассчитываться исходя из твердой денежной суммы из 2500 рублей, то есть размера компенсации вреда здоровью гарантированный инвалидам 2 группы, начиная с 15 февраля 2001 года, так как это является для истца наиболее благоприятным.

Так, индекс роста величины прожиточного минимума за 2001 год составляет 1,3469 и индексация должна быть произведена с 01.01.2002 года. Абсолютные величины изменения прожиточного минимума по пенсионерам в УР за 2000 год составляют за месяц 741 рубль 85 копеек, в 2001 году составляют за месяц 999 рублей 25 копеек. Соотношение средней величины прожиточного минимума за 2001 год к средней величине прожиточного минимума за 2000 год составит 1,3469 из расчета 999,25 : 741,85.

Сведения о среднедушевом бюджете прожиточного минимума в УР в 2000 году за месяц установлены на основании Распоряжений Правительства УР (№ 51-р от 09.02.00 г., № 107-р от 09.03.00 г., № 1999-р от 24.04.00 г., № 241-р от 15.05.00 г., № 296-р от 13.06.00 г., № 432-р от 06.07.00 г., № 406-р от 16.08.00 г., № 452-р от 19.09.00 г., № 517-р от 24.10.00 г., № 523-р от 01.11.00 г., № 571 от 19.12.00 г., № 8-р от 12.01.01 г.), расчет величины прожиточного минимума для пенсионеров в УР в 2000 году произведен Госкомитетом по труду.

В соответствии с Законом УР от 24.04.2001 года № 18-РЗ «О прожиточном минимуме в УР», прожиточный минимум с 2001 года устанавливается на основании постановления Правительства УР ежеквартально.

Индекс роста величины прожиточного минимума за 2002 год в УР представляет собой величину соотношения среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за 2002 год к среднегодовой величине прожиточного минимума за предыдущий 2001 год из расчета 1213 рублей : 999, рублей 25 копеек и составляет 1,2139. Индексация должна быть произведена с 01.01.2003 года.

Индекс роста величины прожиточного минимума за 2003 год в УР представляет собой величину соотношения среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за 2003 год к среднегодовой величине прожиточного минимума за предыдущий 2002 год из расчета 1489 рублей : 1213 рублей и составляет 1,2275. Индексация должна быть произведена с 01.01.2004 года.

Индекс за 2004 год составляет 1,2275 с 01.01.2004 года исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» (постановление Правительства РФ № 847 от 27.12.2004 г.).

Учитывая определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 года № 364, суд при рассмотрении дела должен исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.

Для осуществления индексации за 2004 год необходимо применять индекс роста величины прожиточного минимума за 2003 год по отношению к 2002 году размере 1,2275 как наиболее благоприятный для получателя.

Также истцом заявлены требования о взыскании убытков, выразившихся в несвоевременном получении социальных выплат.

Под убытками в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Суд, приходит к выводу об обоснованности указанных требований истца, поскольку покупательская способность рубля снижается и недополученные суммы подлежат индексации с учетом уровня текущей инфляции в УР за спорный период в соответствии со справкой статистики.

Таким образом, с учетом вышеуказанных индексов, а также сумм, выплаченных истцу, и с учетом уточненных представителем истца требований, размер задолженности по социальным выплатам, а также суммы убытков составят:

период

подлежит выплате

начислено

задолженность

индекс

убытки

2000 год

МРОТ 1,581

июль

514,20 руб.

325,24

188,96

3,4

453,50

август

514,20 руб.

325,24

188,96

3,4

453,50

сентябрь

514,20 руб.

325,24

188,96

3,3

434,61

октябрь

514,20 руб.

325,24

188,96

3,3

434,61

ноябрь

514,20 руб.

325,24

188,96

3,2

415,71

декабрь

514,20 руб.

325,24

188,96

3,2

415,71

итого

1133,76

2607,64

период

подлежит выплате

начислено

задолженность

индекс

убытки

2001 год

МРОТ 1,515

январь

779,02 руб.

389,64

389,38

3,1

817,70

февраль

806,01 руб.

611,49

194,52

3

389,04

март

833,33 руб.

833,33

0

2,9

0

апрель

833,33 руб.

833,33

0

2,9

0,00

май

833,33 руб.

833,33

0

2,8

0

июнь

833,33 руб.

833,33

0

2,7

0

июль

833,33 руб.

833,33

0

2,7

0

август

833,33 руб.

833,33

0

2,7

0

сентябрь

833,33 руб.

833,33

0

2,7

0,00

октябрь

833,33 руб.

833,33

0

2,7

0

ноябрь

833,33 руб.

833,33

0

2,7

0

декабрь

833,33 руб.

833,33

0

2,6

0

ИТОГО

583,9

1206,74

период

подлежит выплате

начислено

задолженность

индекс

убытки

2002 год

рост ВПМ УР 1,3469

январь

1122,41 руб.

833,33

289,08

2,6

462,53

февраль

1122,41 руб.

833,33

289,08

2,5

433,62

март

1122,41 руб.

833,33

289,08

2,5

433,62

апрель

1122,41 руб.

833,33

289,08

2,4

404,71

май

1122,41 руб.

833,33

289,08

2,4

404,71

июнь

1122,41 руб.

873,33

249,08

2,4

348,71

июль

1122,41 руб.

933,33

189,08

2,3

245,80

август

1122,41 руб.

933,33

189,08

2,3

245,80

сентябрь

1122,41 руб.

933,33

189,08

2,3

245,80

октябрь

1122,41 руб.

933,33

189,08

2,3

245,80

ноябрь

1122,41 руб.

933,33

189,08

2,3

245,80

декабрь

1122,41 руб.

933,33

189,08

2,2

226,90

ИТОГО

2828,96

3943,81

период

подлежит выплате

начислено

задолженность

индекс

убытки

2003 год

рост ВПМ УР 1,2139

январь

1362,50 руб.

1045,33

317,17

2,2

380,60

февраль

1362,50 руб.

1045,33

317,17

2,1

348,89

март

1362,50 руб.

1045,33

317,17

2,1

348,89

апрель

1362,50 руб.

1045,33

317,17

2,1

348,89

май

1362,50 руб.

1045,33

317,17

2,1

348,89

июнь

1362,50 руб.

1045,33

317,17

2,1

348,89

июль

1362,50 руб.

1045,33

317,17

2,1

348,89

август

1362,50 руб.

1045,33

317,17

2,1

348,89

сентябрь

1362,50 руб.

1045,33

317,17

2,1

348,89

октябрь

1362,50 руб.

1045,33

317,17

2

317,17

ноябрь

1362,50 руб.

1045,33

317,17

2

317,17

декабрь

1362,50 руб.

1045,33

317,17

2

317,17

ИТОГО

3806,04

4123,21

период

подлежит выплате

начислено

задолженность

индекс

убытки

2004 год

рост ВПМ УР 1,2275

январь

1672,47 руб.

1150

522,47

195,7

500,00

февраль

1672,47 руб.

1150

522,47

194,1

491,64

март

1672,47 руб.

1150

522,47

192,9

485,37

апрель

1672,47 руб.

1150

522,47

191

475,45

май

1672,47 руб.

1150

522,47

189,8

469,18

июнь

1672,47 руб.

1150

522,47

187,7

458,21

июль

1672,47 руб.

1150

522,47

186,5

451,94

август

1672,47 руб.

1150

522,47

184,7

442,53

сентябрь

1672,47 руб.

1150

522,47

184,1

439,40

ИТОГО

4702,23

4213,72

задолженность

13054,89

16095,12

В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской федерации устанавливается Правительством РФ.

Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость.

Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 11 мая 2007 года ст. 5 базового Закона (в редакции ФЗ от 22 августа 2004 года № 122 – ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является РФ, представителем которой в соответствии с абз. 3 п. 15 ч. 1 ст. 14 базового Закона выступают органы социальной защиты или иные государственные органы производящие выплату ежемесячно денежной компенсации, уполномоченные согласно ч. 3 ст. 125 ГК РФ выступать от имени казны РФ по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на чернобыльской АЭС.

Таким образом, представителем Российской Федерации по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью, вследствие чернобыльской катастрофы должен выступать орган социальной защиты населения, где формируются и ведутся личные дела граждан, имеющих право на получение компенсаций в возмещение вреда здоровью и мер социальной поддержки, а также принимаются решения о назначении конкретных компенсационных выплат и их индексации. Главными распорядителями бюджетных средств на указанные цели являются Министерство финансов РФ, которое перечисляет причитающиеся гражданам денежные средства на основании составляемых органами социальной защиты населения субъектов РФ списков (реестров) в которые включаются и сведения о взыскании в пользу конкретных граждан компенсационных выплат и задолженности по ним в соответствии с принятыми судами решениями.

Размер недополученных сумм в возмещение вреда ФИО2 с 01 июля 2000 года по 30 сентября 2004 года составит 13054 рубля 89 копеек, размер убытков за указанный период составит 16095 рублей 12 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Взыскать с Управления социальной защиты населения ... в пользу ФИО2 в счет компенсации в возмещении вреда за период с 1 июля 2000 года по 30 сентября 2004 года – 13054 (тринадцать тысяч пятьдесят четыре) рубля 89 копеек, в возмещение убытков в связи с несвоевременной выплатой возмещения вреда – 16095 (шестнадцать тысяч девяносто пять) рублей 12 копеек.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей 31 августа 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Майорова Л. В.