О восстановлении пенсионных прав



Дело № 2-1309/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 августа 2010 года г. Сарапул

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи: Майоровой Л.В.,

при секретаре: Перминовой Т.В.,

при участии истца ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в ... и ... о восстановлении пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился ФИО2 с исковыми требованиями к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в ... и ... (далее по тексту ГУ УПФ) о восстановлении пенсионных прав. В исковом заявлении указал, что Дата обезличена года он обратился в ГУ УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от Дата обезличенаг., т.е. в связи с наличием требуемых для назначения досрочной пенсии 25 лет педагогического стажа. Дата обезличена года решением ГУ УПФ в назначении пенсии было отказано, поскольку зачтенный ответчиком педагогический стаж составил 23 года 03 месяца 04 дня, в специальный педагогический стаж не были включены периоды его службы в СА с Дата обезличена года по Дата обезличена года; в ... с Дата обезличена года по Дата обезличена года. С решением ГУ УПФ не согласен, поскольку оно противоречит п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года.

Просит признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии ГУ УПФ от Дата обезличена года.

Обязать УПФ (государственное учреждение) в ... и ... УР: зачесть в педагогический стаж периоды его службы в СА с Дата обезличена года по Дата обезличена года; в ... с Дата обезличена года по Дата обезличена года.

Обязать ГУ УПФ назначить ему трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей со дня обращения за ее назначением, т.е. с Дата обезличена года, а также возместить понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В судебном заседании истец свои требования поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года проходил службу в СА; с Дата обезличена года по Дата обезличена года в ... в должности .... Указанный период работы не включен ответчиком в специальный педагогический стаж. С решением пенсионного органа не согласен, поскольку оно противоречит п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года, согласно которому служба в СА и в органах МВД подлежала включению в специальный стаж.

Представитель ГУ УПФ в судебное заседание не явился, заявив о рассмотрении дела в их отсутствие. Исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном возражении.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

В письменном возражении ответчик указал следующее. Периоды службы истца с Дата обезличена года по Дата обезличена года в СА; с Дата обезличена года по Дата обезличена года в ... не подлежит включению в педагогический стаж, поскольку наименование должности и организации не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. В периоды службы истца действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет работникам просвещения здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. В соответствии Положением от 17.12.1959 года № 1397 в стаж учителей и других работников просвещения засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и служба в органах Министерства внутренних дел СССР, но в соответствии с п. 4 время службы засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. В соответствии с п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 был сохранен порядок назначения пенсии за выслугу лет, действовавший до введения в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Постановлением Совета Министров РСФСР от 22.09.1993 года № 953 данный пункт был отменен с 01.10.1993 г. и не содержал нормы, допускающей возможность исчисления сроков выслуги по правилам, имевшим место до 22.09.1993 года, что указывает на недопустимость применения Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397.

Просят в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.

Выслушав истца, исследовав материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (в редакции Федерального Закона от 30.12.2008 года № 319-ФЗ).

Дата обезличена года ФИО2 обратился в ГУ УПФ с заявлением о досрочном назначении пенсии.

Решением ГУ УПФ от Дата обезличена года в назначении досрочной трудовой пенсии ФИО2 отказано в связи с наличием специального педагогического стажа в виде 23 года 03 месяца 04 дня, вместо требуемых 25 лет. При этом пенсионным органом не были включен в специальный стаж периоды службы истца с Дата обезличена года по Дата обезличена года в СА; с Дата обезличена года по Дата обезличена года в ....

Периоды истца в СА и в ... не включен пенсионным органом в педагогический стаж, поскольку наименование должности не соответствует Списку должностей и учреждений, дающих право на назначение трудовой пенсии по старости, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Как следует из трудовой книжки истца, в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года ФИО2 проходил службу в .... Данное обстоятельство подтверждается приказом о назначении от Дата обезличена года Номер обезличен, приказом об увольнении от Дата обезличена года Номер обезличен, справкой ....

Из архивной справки от Дата обезличена года следует, что ФИО2 в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года проходил службу в органах внутренних дел в должности .... Данное обстоятельство подтверждается приказом о назначении ... от Дата обезличена года Номер обезличен, приказом о назначении на должность ... от 36 от Дата обезличена года ....

Согласно справке Военного комиссариата ... от Дата обезличена года ФИО2 проходил военную службу по призыву с Дата обезличена года по Дата обезличена года на рядовых и сержантских должностях.

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.

В разделе "Наименование должностей" Списка служба в СА и органах внутренних дел не указана.

Не предусматривались вышеназванные службы и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с Законом «О государственных пенсиях», принятого Верховным Советом СССР» 14 июля 1956 года, для отдельных категорий специалистов было установлено право на пенсию за выслугу лет. В том числе учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

Статьей 58 вышеназванного Закона были сохранены пенсии за выслугу лет, установленные Постановлением Правительства СССР для отдельных категорий специалистов, в том числе учителей. При этом Совету Министров СССР было поручено определить порядок дальнейшего назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, в т.ч. определить круг работников, которым назначаются эти пенсии.

Согласно п.п. «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 (далее по тексту Положение), служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции включалась в стаж работы по специальности.

В силу п. 4 данного Положения время работы, указанной в п. 1 настоящего Положения, засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах.

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Согласно п.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п.5 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Вследствие этого, обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденного соответствующими документами.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет) истец обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, Дата обезличена года.

При этом, на момент обращения истца в ГУ УПФ, с учетом периода службы в СА с Дата обезличена года по Дата обезличена года (2 года 21 день); в ... с Дата обезличена года по Дата обезличена года (4 года 01 месяц 02 дня) составляет 29 лет 04 месяца и 27 дней. Учитывая то обстоятельство, что стаж службы истца в СА и в ... составляет менее 1/3 стажа работы (6 лет 01 месяц 23 дня месяца) по специальности, у истца возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Таким образом, учитывая наличие требуемого специального педагогического стажа у истца на момент его обращения в ГУ УПФ, решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии является незаконным, исковые требования ФИО2 о назначении досрочной трудовой пенсии по старости подлежат удовлетворению, т.к. оспариваемый период подлежит включению в педагогический стаж истца.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суд присуждает к взысканию с другой стороны понесенные судебные расходы. На основании изложенного, с УПФ подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования ФИО2 к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в ... и ... удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в ... и ... от Дата обезличена года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии ФИО2

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в ... и ... зачесть в педагогический стаж ФИО2 период его службы в армии с Дата обезличена года по Дата обезличена года, период службы в ... с Дата обезличена года по Дата обезличена года.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в ... и ... произвести назначение пенсии ФИО2 в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», начиная с Дата обезличена года.

Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в ... и ... в пользу ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей 23 августа 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Л. В. Майорова