О признании незаконным отказа



Дело № 2-1386/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2010 года г. Сарапул

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Шадриной Е. В.,

при секретаре Шергиной Ю. А.,

с участием истца Егоровой Е. П., представителя ответчика Петровой И.А., действующей на основании доверенности № 12-11/6 от 22.12.2009 года (со сроком действия до 31.12.2010 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой Екатерины Петровны к <данные изъяты> <данные изъяты> и <адрес> Удмуртской Республики о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Егорова Е. П. обратилась в Сарапульский городской суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Сарапуле и <адрес> Удмуртской Республики (<данные изъяты> в <адрес> и <адрес>) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии. Заявленные требования обосновывает тем, что 07 марта 2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. 07 апреля 2010 года она получила решение об отказе в назначении пенсии №. Отказ ответчика был мотивирован тем, что стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности составил 29 лет 0 месяцев 21 день. Ответчиком не включен в стаж период работы с 10.08.1988 года по 26.07.1989 года в должности <данные изъяты> в <адрес> <данные изъяты>. С выводами ответчика не согласна по следующим основаниям. В период с 1982 года по 30 июня 1988 года она обучалась в <данные изъяты>». Решением Государственной экзаменационной комиссии от 30.06.1988 года присвоена квалификация <данные изъяты> После этого была направлена для прохождения <данные изъяты> по специальности <данные изъяты>, что подтверждается копией приказа по институту за № 185 от 30.06.1988 года. После сдачи выпускного экзамена по специальности, выдается удостоверение с указанием присвоенной квалификации врача-специалиста, что подтверждается удостоверением № 299, выданным Министерством здравоохранения <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, где сказано, что она проходила <данные изъяты> по специальности <данные изъяты> и ей присвоена квалификация <данные изъяты>». За период прохождения <данные изъяты> она работала в <данные изъяты> <адрес>. В ее обязанности входило прием и осмотр детей в приемном отделении, назначение лечения и лабораторных анализов для обследования больного. При решении вопроса по тактике лечения и обследования больных тяжелой степени тяжести консультировалась с заведующим отделением. Считает, что в спорный период работала самостоятельно в должности <данные изъяты>, но без присвоения квалификации, поскольку по правилам квалификация <данные изъяты> присваивается после прохождения <данные изъяты> Просит признать незаконным решение <данные изъяты> и <адрес> от 07.04.2010 года; обязать ответчика зачесть в стаж работы период с 10 августа 1988 года по 26 июля 1989 года; обязать произвести назначение пенсии с 04 марта 2010 года; взыскать в ее пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей и составление заявления в сумме 2000 рублей.

В судебном заседании истец Егорова Е. П. настаивает на удовлетворении заявленных требований, привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, кроме того, суду пояснила, что при подаче документов работниками Управления ей не было разъяснено, что необходимо представить и удостоверение об окончании интернатуры. Полагает, что имеет право на назначении пенсии с момента обращения в Управление.

Представитель ответчика, Петрова И. А., исковые требования не признала, считает решение заместителя начальника <данные изъяты> Сарапуле и <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, приобщенных к материалам дела. При подаче документов в Управление истицей не были представлены все документы. В случае представления истцом в Управление удостоверения об окончании интернатуры ей не было бы отказано в назначении пенсии, так как стаж составлял на момент обращения 30 лет.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

04.03.2010 года Егорова Е. П. обратилась в <данные изъяты> <данные изъяты> и <адрес> с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости на основании пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением заместителя начальника ГУ УПФ РФ в <адрес> и <адрес> УР за № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении пенсии, так как на дату обращения, 04.03.2010 года, стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности, составляет 29 лет 0 месяцев 21 день (л. д. 4-6). В льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в должности <данные изъяты> <адрес> <данные изъяты>. Согласно решения период прохождения интернатуры может быть включен в специальный стаж только при документальном подтверждении факта работы в должности врача специалиста. Заявительница документов (приказов о зачислении на должность, копию лицевого счета), подтверждающих факт работы в должности врача педиатра не предоставила.

Считая указанное решение незаконным, Егорова Е. П. обратилась в суд за защитой нарушенных прав.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам его работы, на включение которых в льготный стаж он настаивает.

Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (далее ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27).

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа назначается досрочная трудовая пенсия не зависимо от возраста.

Согласно п.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Вследствие этого, обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденного соответствующими документами.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 04.03.2010 года.

Суд считает, что период работы истца в <данные изъяты> в период с 10.08.1988 года по 26.07.1989 года подлежит зачету в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.

В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.

Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.

Во исполнение п. 3 ст. 28 ФЗ от 21.12.2002 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Правительством РФ было принято постановление от 29 октября 2002 года № 781 о «Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 2 Постановления Правительства № 781 от 29.10.2002 года утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому к наименованиям учреждений отнесены больницы всех наименований, к наименованиям должностей врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков).

Представленным истицей приказом по институту № 185 от 30.06.1988 года <данные изъяты> <данные изъяты> подтверждается направление Егоровой Е. П. в числе прочих выпускников института, окончивших <данные изъяты> <данные изъяты> 1988 года для прохождения <данные изъяты> по специальности <данные изъяты> (л. д. 9-12). <данные изъяты> Егорова Е. П. окончила в <данные изъяты> по специальности <данные изъяты> что подтверждается дипломом ТВ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 13).

Удостоверением №, выданным ДД.ММ.ГГГГ врачу Егоровой Е. П., <данные изъяты>, подтверждается, что она проходила с 01.08.1988 года по 11.06.1989 года <данные изъяты> по специальности <данные изъяты>. Решением выпускной экзаменационной комиссии от 12.06.1989 года Егоровой Е. П. присвоена квалификация <данные изъяты> <данные изъяты>

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона СССР от 19 декабря 1969 года «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о здравоохранении» к медицинской деятельности допускались лица, получившие специальную подготовку и знания в соответствующих высших и средних специальных учебных заведениях СССР.

Установленными формами специальной подготовки являлись специализация, интернатура, клиническая ординатура, аспирантура. Обязанность прохождения одногодичной специализации (интернатуры) врачами - выпускниками всех лечебных и педиатрических факультетов медицинских высших учебных заведений непосредственно по окончании ими указанных учебных заведений была установлена п. 24 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 5 июля 1968 года № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране».

Согласно п. 1 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного Приказом Минздрава СССР от 20 января 1982 года № 44 «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре» (аналогичном Положению, утвержденному Приказом Минздрава СССР и Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 4 сентября 1972 года № 730/670), одногодичная специализация (интернатура) является обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста.

Согласно п. 8 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного Приказом Минздрава СССР от 20.01.1982 года № 44 (далее - Положение), руководитель (главный врач, начальник и т.д.) базового учреждения здравоохранения на основании приказа органа здравоохранения издает приказ по учреждению о зачислении выпускника вуза в качестве врача-интерна по соответствующей специальности.

После издания приказа в базовом учреждении здравоохранения оформляется трудовая книжка на молодого специалиста.

Базовое учреждение здравоохранения в течение всего периода прохождения специалистом интернатуры выплачивает ему зарплату, размер которой установлен действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (п. 9 Положения).

На врачей-интернов распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения (п. 16 Положения).

Представленной копией трудовой книжки Егоровой Е. П. подтверждается наличие записи № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <данные изъяты> «в 1988 году окончившей <данные изъяты>». Освобождена от занимаемой должности Егорова Е. П. ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием <данные изъяты>

<данные изъяты>, по мнению суда, относится к числу учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Осуществление Егоровой Е. П. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ трудовой деятельности в указанной больнице подтверждается записями в трудовой книжке и не оспаривается ответчиком. При этом суд приходит к выводу, что в спорный период Егоровой Е. П. выполнялась работа <данные изъяты>, в связи с окончанием медицинского института по специальности <данные изъяты>, направлением в <данные изъяты> по данной специальности, в связи с необходимостью получения квалификации <данные изъяты> только после окончания интернатуры. Кроме того, удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается прохождение <данные изъяты> в <данные изъяты>) по специальности <данные изъяты>

При включении периода работы истца в <адрес> <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, он составит более 30 лет, что позволяет принять решение о досрочном назначении истцу трудовой пенсии по старости со дня обращения истца за ее назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение <данные изъяты> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Егоровой Екатерине Петровне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является в части отказа во включении периода работы Егоровой Екатерины Петровны в <адрес> <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготный стаж незаконным и подлежит отмене.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В возмещение судебных расходов истец просит взыскать с ответчика понесенные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей; по составлению искового заявления в сумме 2000 рублей.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.

С учетом вышеизложенного, в составе судебных издержек учитываются только те расходы, которые непосредственно связаны с рассмотрением дела в суде и подтвержденные документально.

Учитывая, что исковые требования Егоровой Е. П. удовлетворены в полном объеме, размер понесенных ею судебных расходов подтвержден надлежащими доказательствами (чек-ордер № 376 от 20.07.2010 года об уплате государственной пошлины (л. д. 2), квитанция разных сборов № 006776 от 22.07.2010 года (л. д. 7), с ответчика подлежат взысканию 2200 рублей понесенных истцом судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 98, 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Егоровой Екатерины Петровны к <данные изъяты> <данные изъяты> <адрес> Удмуртской Республики о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить.

Признать решение <данные изъяты> <адрес> Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Егоровой Екатерине Петровне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и отменить.

Обязать <данные изъяты> <данные изъяты> включить период работы Егоровой Екатерины Петровны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <данные изъяты> в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать <данные изъяты> районе Удмуртской Республики назначить досрочно Егоровой Екатерине Петровне трудовую пенсию по старости с 04.03.2010 года на основании подпункта 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Взыскать с <данные изъяты> в пользу Егоровой Екатерины Петровны 2200 рублей в возмещение понесенных судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Сарапульский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено судом 17 октября 2010 года.

Судья Сарапульского

городского суда УР Е. В. Шадрина