О взыскании заработной платы



Дело № 2-1870/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2010 года г. Сарапул

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Майоровой Л.В.

при секретаре Перминовой Т.В.,

при участии: представителя истца Кривошеева В. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касаткиной <данные изъяты> к <данные изъяты> о взыскании заработной платы, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда,

установил:

Касаткина Л. В. обратилась в суд с иском к <данные изъяты> о взыскании заработной платы, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда. В исковом заявлении указала, что работала на <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> За период с мая по октябрь 2010 года ей начислена, но не выплачена заработная плата в размере <данные изъяты>. Просит взыскать с ответчика указанную сумму, компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в размере <данные изъяты>, а также возместить компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

В судебное заседание истица Касаткина Л.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась.

Представитель <данные изъяты> в судебное заседание не явился, заявив о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях просит отказать во взыскании компенсации морального вреда в полном объеме, уменьшить размер компенсации за задержку в выплате заработной платы. Также представителем ответчика предъявлен суду расчет компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, согласно которому сумма компенсации по ноябрь 2010 года составляет <данные изъяты>. Также просит уменьшить размер взыскиваемой заработной платы на <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

В судебном заседании представитель истца Кривошеев В.А. требования Касаткиной Л.В. поддержал, суду пояснил, что истица работала на <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>. За период с мая по октябрь 2010 года ей начислена, но не выплачена заработная плата, а также начислена и не выплачена компенсация за задержку в выплате заработной платы, 13-ая заработная плата в размере <данные изъяты>. Просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты>, компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. Считает, что в результате нарушения ответчиком сроков выплаты заработной платы истице причинен моральный вред в размере 10 000 рублей, выразившийся тем, что она осталась без средств к существованию, выплаты ответчика ниже прожиточного минимума, истица не могла приобрести продукты питания и одежду, других источников дохода не имеет.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица Касаткина Л. В. состояла с ответчиком <данные изъяты> в трудовых отношениях, работала в должности <данные изъяты>, что подтверждается записями в трудовой книжке истицы.

Касаткина Л.В., ссылаясь на нарушение работодателем ее трудовых прав, обратилась в суд с требованиями о взыскании заработной платы.

Порядок выплаты заработной платы определен в ст.136 ТК РФ.

В соответствии со ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Из смысла данной правовой нормы следует, что заработная плата за фактическое отработанное время работнику должна быть выплачена в текущем месяце в полном объеме.

Сроки расчета при увольнении установлены в ст.140 ТК РФ, в соответствии с которой, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Согласно ст.84.1 ТК РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).

В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.

Трудовой договор с Касаткиной Л.В. прекращен ДД.ММ.ГГГГ, однако, расчет с работником до настоящего времени работодателем не производился.

Из справки о задолженности по заработной плате, выданной <данные изъяты> следует, что Касаткиной Л.В. начислена заработная плата за май 2010 года в размере <данные изъяты>, за июнь 2010 года – <данные изъяты>, в том числе компенсация за февраль 2010 года в размере <данные изъяты>; за июль 2010 года – <данные изъяты>, в том числе компенсация за март, апрель, май 2010 года в размере <данные изъяты>; за август 2010 года – <данные изъяты>; за сентябрь – <данные изъяты>, в том числе компенсация за июнь 2010 года в размере <данные изъяты>; за октябрь – <данные изъяты>; 13-ая зарплата за 2009 год – <данные изъяты>.

Далее из справки следует, что истцу частично выдавалась заработная плата за май 2010 года – ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>; за июнь 2010 года – ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>.

Следовательно, оставшаяся сумма задолженности по заработной плате, с учетом начисленной и не выплаченной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы истцу составит <данные изъяты>. Указанная сумма составляет разницу между начисленной и выплаченной заработной платой. Доказательств наличия задолженности по заработной плате в размере <данные изъяты> материалами дела не подтверждено. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что истцом допущена арифметическая ошибка при производстве расчета задолженности по заработной плате.

Таким образом, суд считает установленным наличие задолженности по оплате труда и нарушение сроков выплаты заработной платы работодателем истице Касаткиной Л.В. за период с мая 2010 года по октябрь 2010 года, 13-ой заработной плате на сумму <данные изъяты>.

В соответствии со ст.142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику установлена ст.236 ТК РФ, в соответствии с которой при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Истицей Касаткиной Л.В. представлен расчет суммы компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, согласно которому размер компенсации составил <данные изъяты>.

Суд находит расчет истца неверным, поскольку он произведен с учетом начисленной ответчиком компенсации за январь, февраль, март, апрель, май, июнь и июль 2010 года, т. е. истцом произведено начисление процентов не только на несвоевременно выплаченную заработную плату, но и на начисленную и не выплаченную ответчиком компенсацию за февраль 2010 года в размере <данные изъяты>, за март, апрель, май 2010 года в размере <данные изъяты>, за июнь 2010 года в размере <данные изъяты>. Указанный расчет не основан на законе, поскольку начисление процентов в соответствие со ст. 236 ТК РФ производится на выплаты, причитающиеся работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и срок этих выплат установлен законом.

Также судом не может быть принят во внимание расчет, произведенный ответчиком, поскольку в нем указана период начислении компенсации, тогда как истцом заявлены требований о взыскании компенсации на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного судом произведен расчет компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК РФ.

Компенсация за несвоевременную выплату заработной платы за май 2010 года, за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> (<данные изъяты> х 7,75 % : 300 х 20 дней); компенсация за период с 21.062010 года по ДД.ММ.ГГГГ с учетом выплаченной ДД.ММ.ГГГГ суммы в размере <данные изъяты> составит <данные изъяты> (<данные изъяты> (<данные изъяты> – <данные изъяты>) х 7,75% : 300 х 38 дней); компенсация за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом выплаченной ДД.ММ.ГГГГ суммы в размере <данные изъяты> составит <данные изъяты> (<данные изъяты> (<данные изъяты> – <данные изъяты>) х 7,75% : 300 х 79 дней).

Компенсация за несвоевременную выплату заработной платы за июнь 2010 года, за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за вычетом компенсации в размере <данные изъяты> за февраль 2010 года составит <данные изъяты> (<данные изъяты> (<данные изъяты> – <данные изъяты>) х 7,75 % : 300 х 68 дней); за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом произведенных ответчиком платежей ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> составит <данные изъяты> (<данные изъяты> (<данные изъяты> – <данные изъяты>) х 7,75 % : 300 х 23 дня); за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом произведенных ответчиком платежей ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> составит <данные изъяты> (<данные изъяты> (<данные изъяты> – 2400 рублей) х 7,75 % : 300 х 15 дней).

Компенсация за июль 2010 года за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за вычетом компенсации в размере <данные изъяты> за март, апрель, май 2010 года составит <данные изъяты> (<данные изъяты> - <данные изъяты>) х 7,75 % : 300 х 76 дней.

Компенсация за август 2010 года за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> (<данные изъяты> х 7,75 % : 300 х 45 дней).

Компенсация за сентябрь 2010 года за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вычетом компенсации в размере <данные изъяты> за июнь 2010 года составит <данные изъяты> (<данные изъяты> (<данные изъяты> – 61 рубль 02 копейки) х 7,75 % : 300 х 15 дней).

Компенсации за октябрь 2010 года на ДД.ММ.ГГГГ начислению не подлежит.

Компенсация за 13-ую заработную плату 2009 года за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вычетом компенсации составит <данные изъяты> (<данные изъяты> х 7,75 % : 300 х 107 дней).

Итого сумма компенсации за несвоевременную выплату заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит - <данные изъяты>, за вычетом суммы компенсации (за июнь 2010 года в размере <данные изъяты>), уже начисленной ответчиком и отраженной в справке о задолженности по заработной плате.

С учетом изложенного, требования истца о взыскании заработной платы в размере <данные изъяты>, из которых задолженность по 13-ой заработной плате за 2009 год и по заработной плате копеек за период с мая 2010 года по октябрь 2010 года включительно составляет <данные изъяты>, начисленная и не выплаченная ответчиком компенсация за нарушение сроков выплаты заработной платы за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2010 года – <данные изъяты>, суд находит подлежащими удовлетворению. Кроме того взысканию с ответчика подлежит компенсация за несвоевременную выплату заработной платы в размере <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Также истицей Касаткиной Л.В. заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 рублей. В обоснование морального вреда истец Касаткина Л.В. указала, что в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по выплате заработной плате ей причинен моральный вред, выразившийся отсутствием средств к существованию, невозможностью приобрести продукты питания и одежду.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ работнику подлежит возмещению моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с п. 63 Постановления Пленума РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» - учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Учитывая, что заработная плата является источником средств к существованию, суд считает, что действиями работодателя, нарушением с его стороны установленного срока выплаты заработной платы, истице Касаткиной Л.В. причинен моральный вред.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, периода задержки выплаты заработной платы, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости, суд считает, что истцу истице Касаткиной Л.В. подлежит возмещению моральный вред в размере 1000 рублей.

Таким образом, с ответчика ОАО «Сарапульский радиозавод» в пользу Касаткиной Л.В. подлежит взысканию заработная плата и начисленная ответчиком компенсация в размере <данные изъяты>; компенсация за несвоевременную выплату заработной платы в размере в размере <данные изъяты> и компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1192 рубля 47 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Касаткиной <данные изъяты> к <данные изъяты> о взыскании заработной платы удовлетворить частично.

Взыскать с <данные изъяты> в пользу Касаткиной <данные изъяты> задолженность по заработной плате и компенсации в размере <данные изъяты>, компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

Взыскать с <данные изъяты> в доход государства государственную пошлину в размере 1192 рубля 47 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья: Л.В. Майорова