О признании незаконным отказа



Дело № 2-1669/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2010 года г. Сарапул

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Заварзина П.А.

при секретаре Дудиной Н.В.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

В Сарапульский городской суд обратился ФИО1 с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики (далее по тексту УПФ) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Свои требования истец, с учетом их уточнения в ходе производства по делу, окончательно мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился за досрочным назначением трудовой пенсии по старости, поскольку осуществлял лечебную и иную деятельность по здравоохранению населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, что соответствует подпункту 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 172-ФЗ «О трудовых пенсиях» (далее по тексту ФЗ от 17.12.2001 г. № 172 «О трудовых пенсиях»). Решением УПФ от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в удовлетворении требований на основании того, что в специальный медицинский стаж его работы не был включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- службы в рядах Советской Армии. С указанным решением УПФ он не согласен. Просит включить в стаж, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период его службы в Военно-морском флоте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 03 года 01 месяц 20 дней. А также считает, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда он работал в должности зубного врача в Кигбаевской врачебной амбулатории, УПФ неверно исчислило его стаж, посчитав его календарно, тогда как в соответствии с Перечнем от 17.12.1959 г. № 1397 и в соответствии с Постановлением № 464 от 06.09.1991 г. стаж должен быть определен в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 03 месяца. С остальными расчетами и периодами, учтенными УПФ, истец согласен. Таким образом, истец просит признать решение УПФ от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии незаконным, обязать назначить ему досрочно трудовую пенсию, как лицу, не менее 25 лет проработавшему в учреждениях здравоохранения в сельской местности с момента возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в виде 3000 рублей – за оплату услуг представителя, 200 рублей – оплата госпошлины при обращении в суд, 500 рублей - за составление нотариальной доверенности.

В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить. Пояснил, что право на досрочную пенсию у него возникло именно с ДД.ММ.ГГГГ, а не в иной момент

Представитель истца, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился. Представитель ответчика УПФ в судебное заседание не явился, судом был извещен о дне, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявишихся лиц.

Выслушав истца и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, назначается досрочная трудовая пенсия, независимо от возраста.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», - предусмотрено право на досрочное назначение пенсии зубному врачу амбулатории.

С учетом Постановления Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2002 года могут применяться нормативные документы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ, в т.ч. Постановление Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 года (за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ). Согласно списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного названым постановлением, предусмотрено право на досрочное назначение пенсии врачам независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Судом установлено, что ФИО1 обратился с заявлением ДД.ММ.ГГГГ в УПФ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением им медицинской деятельности в течение 25 лет. Из заявления также следует, что на момент обращения в УПФ заявитель продолжал работать.

Решением УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» по причине того, что на момент обращения истца в УПФ ответчиком установлен стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, в размере 19 лет 09 месяцев 06 дней.

Судом из содержания искового заявления с уточнением и объяснений истца установлено, что последний оспаривает вышеуказанное решение УПФ, условно по двум пунктам:

1) истец не согласен с тем, что ответчиком не учтен, при исчислении необходимого для назначения досрочной пенсии стажа, период службы в рядах вооруженных сил;

2) истец не согласен с тем, что ответчик исчислил период его работы в должности зубного врача в Кигбаевской врачебной амбулатории с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ календарно, тогда как должен был исчислять один отработанный год за один год и три месяца необходимого для назначения досрочной пенсии стажа.

Каких-либо доводов о несогласии с оспариваемым решением УПФ по другим основаниям истец не приводит и иных требований не заявляет. В оставшейся части указанное решение пенсионного фонда сторонами по делу не оспаривается и истец с ним в этой части согласен.

Соответственно, суд рассматривает иск согласно ч.3 ст. 196 ГПК РФ в заявленных истцом пределах.

Из трудовой книжки № ФИО1, усматривается, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. истец проходил Службу в ВМФ. Данное обстоятельство подтверждается копией трудовой книжки и копией военного билета.

Относительно периода, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., - в который истец проходил военную службу по призыву, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что УПФ в указанной части отказало заявителю в удовлетворении его требований по основаниям, что его общий стаж работы составляет менее 30 лет, поэтому период прохождения им Военной Службы по призыву не подлежит включению в период для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397.

Суд признает указанную позицию ответчика необоснованной, поскольку действовавшее в спорный период времени Положение от 17.12.1959 г. № 1397 «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в пп. «г» п.1, предусматривало включение в стаж службы в составе Вооруженных Сил СССР.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении № 18-П от 15 июня 1998 года, в определении от 05 ноября 2002 года № 320-О, от 06 марта 2003 года № 107-О, судом подлежит применению Положение от 17.12.1959г. №1397, утратившее силу с 01.10.1993г., но действовавшее в спорный период трудовой деятельности истца.

Поэтому, период службы истца в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 01 месяц 20 дней) - подлежит зачету в специальный стаж как лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности, так и в поселках городского типа не менее 30 лет. Соответственно, судом отвергается довод ответчика, изложенный в письменных возражениях, о том, что при учете периода службы в армии истец должен выработать 30 лет необходимого стажа.

Судом установлено, что Управлением пенсионного фонда в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости истца включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в который истец работал в должности зубного врача в Кигбаевской врачебной амбулатории.

Относительно этого периода трудовой деятельности истец оспаривает только порядок исчисления ответчиком стажа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (07 лет 3 месяца 26 дней), считая, что данный период времени должен быть исчислен льготно как год за год и три месяца и составлять 09 лет 01 месяц 25 дней (07 лет 03 мес. 26 дней + 01 год 09 мес. 29 дней).

Оценивая в этой части доводы истца, суд исходит из того, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).

Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Указанный порядок применения пенсионного законодательства подтверждается в т.ч. и п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Таким образом, суд приходит к выводу, что у истца, относительно указанного спорного периода времени, возникло право на включение данного периода времени не только в стаж для исчисления досрочной трудовой пенсии, но и с расчетом этого времени в льготном режиме. Расчет данного периода в указанном льготном порядке, произведенный истцом, ответчиком не оспаривается.

Соответственно, требования истца в данной части являются законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Согласно справке МУЗ «Сарапульская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ (день обращения с заявлением о назначении пенсии) продолжает работать по ДД.ММ.ГГГГ в должности зубного врача в режиме полной ставки и занятости в течение полного рабочего дня. В указанный период в отпусках без сохранения, частично оплачиваемых отпусках, на курсах повышения квалификации – не находился. Справка выдана на основании лицевых счетов и тарификационных списков.

Соответственно, суд приходит к выводу о том, что со дня обращении за назначением пенсии и до момента принятия ответчиком оспариваемого решения истец продолжал работать в должности и учреждении, дающих право на досрочное назначение пенсии.

На день обращения истца за трудовой пенсией по старости и приема ответчиком его заявления со всеми необходимыми документами общая суммарная продолжительность стажа истца, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, составляла менее 25 лет (24 года 09 месяцев 02 дня), то есть право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникло у истца не со дня обращения за назначением пенсии (ДД.ММ.ГГГГ), а с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, суд соглашается с расчетом истца, по которому его право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникло с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с учетом льготного порядка исчислении стажа в период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и включения периода военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (исключенного УПФ из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии) составляет на ДД.ММ.ГГГГ 25 лет, что в соответствии пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», является достаточным для возникновения права истца требовать назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости.

Таким образом, решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии ФИО1 является незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.

Требование истца, об обязании Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики произвести назначение пенсии в соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации», начиная с ДД.ММ.ГГГГ не противоречит смыслу положений ст. 19 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации».

Таким образом, материальные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В исковом заявлении содержатся требования истца о возмещении судебных издержек, которые он понес в связи с обращением в суд состоящих из 3000 рублей – за оплату услуг представителя, 200 рублей – оплата госпошлины при обращении в суд и 500 рублей - за составление нотариальной доверенности.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суд присуждает к взысканию с другой стороны понесенные судебные расходы. Соответственно, с ответчика подлежат взысканию расходы истца по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей и по оплате за составление доверенности на представителя – 500 рублей.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, учитывая роль представителя истца в деле, периоды его неявки в судебное заседание, в т.ч. в день принятия решения, сложность дела, принципы разумности и справедливости, суд считает необходимым снизить подлежащую к взысканию сумму судебных расходов по оплате услуг представителя с 3000 рублей до 2000 рублей.

В удовлетворении требований о взыскании судебных расходов в оставшейся части отказать.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.

Признать незаконным Решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии ФИО1.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики зачесть в стаж для назначения пенсии ФИО1 в соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации», период его военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики произвести назначение пенсии ФИО1 в соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации», начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики в пользу ФИО1 в счет возмещения судебных расходов:

- по оплате услуг представителя - 2000 рублей;

- по оплате государственной пошлины – 200 рублей;

- по оплате за удостоверение полномочий представителя – 500 рублей.

В удовлетворении требований о взыскании судебных расходов в оставшейся части отказать.

Решение может быть обжаловано, в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме, в Верховный суд Удмуртской Республики.

В окончательной форме решение принято 29 ноября 2010 года.

Судья Заварзин П.А.