Дело № 2-1920/10
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации10 декабря 2010 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.
при секретаре Перминовой Т.В.,
при участии истца Бутакова О. Г., представителя истца Жижина И. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бутакова <данные изъяты> к <данные изъяты> о взыскании заработной платы, компенсации за несвоевременно выплаченную заработную плату, компенсации морального вреда,
установил:
Бутаков О. Г. обратился в суд с иском к <данные изъяты> о взыскании заработной платы, компенсации за несвоевременно выплаченную заработную плату, компенсации морального вреда. В исковом заявлении указал, что работал на <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За период с мая по сентябрь 2010 года ему начислена, но не выплачена заработная плата, 13-ая заработная плата в размере <данные изъяты>. Считает, что в результате невыплаты заработной платы ему причинен моральный вред, поскольку он был поставлен в тяжелое материальное положение, из-за постоянных переживаний ухудшилось состояние здоровья, вследствие чего в сентябре 2010 года был вынужден уйти на больничный. Моральный вред оценивает в 10 000 рублей. Просит взыскать указанные суммы с ответчика, а также компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере <данные изъяты> и расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей.
В судебном заседании истец исковые требования в части компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы уточнил, представил расчет требований. Согласно представленному расчету компенсация за нарушение сроков выплаты заработной платы составила <данные изъяты>.
Представитель <данные изъяты> надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
С согласия истца дело рассмотрено в порядке заочного производства.
В судебном заседании истец Бутаков О. Г. требования свои поддержал. Суду пояснил, что работал на <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>. За период с мая по сентябрь 2010 года ему начислена, но не выплачена заработная плата, 13-ая заработная плата в размере <данные изъяты>. Компенсация за нарушения сроков выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>. В результате невыплаты заработной платы ему причинен моральный вред, поскольку он является инвалидом 2 группы, обращался за медицинской помощь. Помимо заработной платы имеет доход в виде пенсии по инвалидности. осталась без средств к существованию, иных источников доходов не имеет. Моральный вред оценивает в 10000 рублей. Просит взыскать указанные суммы с ответчика.
Представитель истца Жижин И. В. исковые требования Бутакова О. Г. поддержал в полном объеме.
Выслушав истца, представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец Бутаков О. Г. состоит с ответчиком <данные изъяты> в трудовых отношениях, работает в должности <данные изъяты>, что подтверждается приказом о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ №, копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения между истцом и <данные изъяты> прекращены на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Порядок выплаты заработной платы определен в ст.136 ТК РФ.
В соответствии со ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Из смысла данной правовой нормы следует, что заработная плата за фактическое отработанное время работнику должна быть выплачена в текущем месяце в полном объеме.
Сроки расчета при увольнении установлены в ст.140 ТК РФ, в соответствии с которой, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Согласно ст.84.1 ТК РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.
Трудовой договор с Бутаковым О. Г. прекращен ДД.ММ.ГГГГ, однако, расчет с работником до настоящего времени работодателем не производился.
Из справки о задолженности по заработной плате, выданной <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бутакову О. Г. начислена заработная плата за май 2010 года в размере <данные изъяты>; за июнь 2010 года – <данные изъяты>; за июль 2010 года – <данные изъяты>; за август 2010 года – <данные изъяты>; за сентябрь – <данные изъяты>; 13-ая зарплата за 2009 год – <данные изъяты>.
Далее из справки следует, что истцу частично выдавалась заработная плата за май 2010 года – ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>; за июнь 2010 года – ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
Следовательно, оставшаяся сумма задолженности по заработной плате, с учетом начисленной и не выплаченной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы истцу составит <данные изъяты>.
Таким образом, суд считает установленным наличие задолженности по оплате труда и нарушение сроков выплаты заработной платы работодателем истцу Бутакову О. Г. за период с мая 2010 года по сентябрь 2010 года, 13-ой заработной плате за 2009 год на сумму <данные изъяты>.
В соответствии со ст.142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.
Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику установлена ст.236 ТК РФ, в соответствии с которой при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Истцом Бутаковым О. Г. представлен расчет суммы компенсации за несвоевременную выплату заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому размер компенсации составил <данные изъяты>.
Возражений относительно расчета компенсации ответчик суду не представил.
Суд находит расчет истца о взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы правильным, поскольку он произведен с учетом произведенных ответчиком выплат, с начислением процентов на несвоевременно выплаченную заработную плату.
Указанный расчет основан на законе, и в соответствии со ст. 236 ТК РФ принимается судом за основу.
Таким образом, сумма компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в размере <данные изъяты> подлежит взысканию с ответчика.
Также истцом Бутаковым О. Г. заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
В обоснование морального вреда истец Бутаков О. Г. указал, что в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по выплате заработной плате ему в том, что истец был поставлен в тяжелое материальное положение, из-за переживаний ухудшилось его состояние здоровья и он был вынужден уйти на больничный.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ работнику подлежит возмещению моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Судом установлено, что по вине <данные изъяты> истцу не выплачена заработная плата за период с мая по сентябрь 2010 года, что свидетельствует о нарушении ответчиком трудовых прав истца.
При определении размера компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 63 Постановления Пленума РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» - учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая, что заработная плата является источником средств к существованию, суд считает, что действиями работодателя, нарушением с его стороны установленного срока выплаты заработной платы, истцу Бутакову О. Г. причинен моральный вред.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, периода задержки выплаты заработной платы, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости, суд считает, что истцу Бутакову О. Г. подлежит возмещению моральный вред в размере 1000 рублей.
Согласно ст.ст. 12 и 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Факт причинения морального вреда должен быть доказан работником.
Каких-либо иных доказательств в подтверждение причинения морального вреда в результате неправомерных действий ответчика, помимо указанных истцом в исковом заявлении, в том числе наличие прямой причинной связи между неправомерными действиями работодателя и ухудшением состояния здоровья истца, суду не представлено.
С учетом изложенного, суд считает, что сумма компенсации морального вреда в размере 1000 рублей, соответствует понесенным истцом Бутаковым О. Г. нравственным страданиям.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении оставшейся части требований о компенсации морального вреда истцу должно быть отказано.
Истцом Бутаковым О. Г. заявлены требования о возмещении расходов по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Интересы Бутакова О. Г. по данному делу представлял Жижин И. В. На участие в деле в качестве представителя истца им затрачено два дня. Согласно расписке от03.10.2010 года Жижин И. В. получил от Бутакова О. Г. денежные средства по договору оказания услуг в размере 5000 рублей.
Исходя из принципа разумности, сложности рассматриваемого дела, временных затрат представителя истца, его участие в нескольких судебных заседаниях, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично и считает возможным взыскать с ответчика в его пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 1000 рублей.
Таким образом, с ответчика <данные изъяты> в пользу Бутакова О. Г. подлежит взысканию заработная плата в размере <данные изъяты>, компенсация за нарушения сроков выплаты заработной платы в размер <данные изъяты>, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 1000 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1205 рублей 68 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Бутакова <данные изъяты> к <данные изъяты> о взыскании заработной платы, компенсации за нарушения сроков выплаты заработной платы, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с <данные изъяты> в пользу Бутакова <данные изъяты> задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты>, компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей 00 копеек, расходы по оплате услуг представителя в размере 1000 рублей 00 копеек.
Взыскать с <данные изъяты> в доход государства государственную пошлину в размере 1205 рублей 68 копеек.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик в течение 7 дней со дня получения копии заочного решения вправе подать заявление о его отмене в Сарапульский городской суд.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, -в течение 10 дней со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Л. В. Майорова