Дело № 2-2105/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2010 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи: Майоровой Л.В.,
при секретаре: Перминовой Т.В.,
при участии истца Антоновой Л. А., представителя ответчика Петровой И. А. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоновой <данные изъяты> к <данные изъяты> о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратилась Антонова Л.А. с исковыми требованиями к <данные изъяты> (далее по тексту <данные изъяты>) о восстановлении пенсионных прав. В исковом заявлении указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в <данные изъяты> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в связи с наличием требуемых для назначения досрочной пенсии 25 лет педагогического стажа. ДД.ММ.ГГГГ решением <данные изъяты> в назначении пенсии было отказано, поскольку зачтенный ответчиком педагогический стаж составил 24 года 05 месяцев 18 дней. В специальный педагогический стаж не были включены периоды ее нахождения в ученических отпусках с06 октября 2003 года по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В вышеуказанные периоды ей предоставлялись дополнительные отпуска в соответствии со ст.173 ТК РФ, за ней сохранялось место работы, выплачивалась средняя заработная плата, производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, ответчик незаконно исключил периоды ее нахождения в учебных отпусках из специального педагогического стажа.
Просит признать решение об отказе в назначении пенсии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать <данные изъяты>: зачесть в педагогический стаж периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать <данные изъяты> назначить ей трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей со дня возникновения права, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, а также возместить понесенные ею судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Впоследствии истица Антонова Л.А. требования свои уточнила, просила признать решение об отказе в назначении пенсии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать <данные изъяты>: зачесть в педагогический стаж периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ УПФ назначить ей трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей со дня возникновения права, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, а также возместить понесенные ею судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
В судебном заседании истица Антонова Л.А. свои требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в <данные изъяты> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в связи с наличием требуемых для назначения досрочной пенсии 25 лет педагогического стажа. ДД.ММ.ГГГГ решением <данные изъяты> в назначении пенсии было отказано. В специальный педагогический стаж пенсионным органом не были включены периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с чем она не согласна.
Представитель <данные изъяты> Петрова И. А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном возражении.
В письменном возражении ответчик указал следующее. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, не менее 25 осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. ДД.ММ.ГГГГ решением Управления в назначении досрочной пенсии по старости Антоновой Л.А. как педагогическому работнику было отказано. В стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не были включены периоды Данные периоды не подлежат включению в педагогический стаж, поскольку согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды ежегодного основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, то есть дополнительные отпуска, которые включаются в стаж работы являющимися ежегодными дополнительными отпусками. Ежегодные дополнительные отпуска перечислены в ст. 116 Трудового кодекса РФ, и дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляемые работникам, совмещающим работу с обучением, не являются ежегодными. Поэтому данные периоды не являются дополнительными оплачиваемыми ежегодными отпусками и подлежат включению в педагогический стаж. Таким образом, на день обращения ДД.ММ.ГГГГ, льготный стаж истицы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости как педагогического работника составил 24 года 05 месяцев 18 дней, вместо требуемых 25 лет. В связи с этим, решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является законным и обоснованным, поскольку на дату обращения педагогический стаж истицей не был выработан. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы гражданского дела, оценив и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
ДД.ММ.ГГГГ Антонова Л.А. обратилась в <данные изъяты> с заявлением о досрочном назначении пенсии.
Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии Антоновой Л.А. отказано в связи с наличием на ДД.ММ.ГГГГ специального педагогического стажа в виде 24 лет 05 месяцев 18 дней, вместо требуемых 25 лет. При этом пенсионным органом не были включены в специальный стаж периоды нахождения истицы в ученическом отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из трудовой книжки истицы, ДД.ММ.ГГГГ принята <данные изъяты> на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ по Гороно.01 сентября 1994 года переведена учителем <данные изъяты> (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ по Сар. Гороно), где работает по настоящее время.
Обратившись в суд за защитой своих пенсионных прав, истца просит включить в педагогический стаж периоды нахождения в ученическом отпуске - обучения в Удмуртском государственном университете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные периоды работы истицы Антоновой Л.А. являются спорными периодами, так как не были включены в стаж педагогической деятельности, что не позволяет ей назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
Согласно п. 8 ст. 50 ФЗ «Об образовании» граждане РФ обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 174 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в указанных учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Как усматривается, из представленных суду лицевых счетов <данные изъяты> за 2003 - 2006 года, за Антоновой Л.А. за период с 2003 года по 2006 год, была сохранена средняя заработная плата, с нее уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в полном объеме.
Таким образом, Антоновой Л.А. предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением заработной платы по месту работы, в связи с обучением ее в высшем учебном заведении.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, утв. Постановлением Правительства от 11 июля 2002 года № 516, пунктом 5 предусмотрено, что в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
При этом в Правилах № 781 от 29.10.2002 года, среди периодов, которые не включаются в стаж, указанные периоды не поименованы. Кроме того, в соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.
Из этого следует, что дополнительные отпуска с сохранением заработной платы представленные в связи с обучением работника, должны быть включены в стаж работы по специальности.
Согласно п.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п.5 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
Вследствие этого, обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденного соответствующими документами.
Таким образом, с учетом периодов нахождения истицы в ученическом отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 29 дней) двадцатипятилетний педагогический стаж приходится на ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, право на трудовую пенсию у Антоновой Л.А. возникает с ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая наличие требуемого специального педагогического стажа у истицы, решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии является незаконным, исковые требования Антоновой Л.А. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости подлежат удовлетворению, т.к. оспариваемый период подлежит включению в педагогический стаж истицы.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суд присуждает к взысканию с другой стороны понесенные судебные расходы. На основании изложенного, с <данные изъяты> подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей в пользу истицы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Антоновой Л. А. к <данные изъяты> удовлетворить.
Признать незаконным решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Антоновой Л. А.
Обязать <данные изъяты> зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, Антоновой Л. А. периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать <данные изъяты> произвести назначение пенсии Антоновой Любови Александровны в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с <данные изъяты> в пользу Антоновой Л. А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей 21 декабря 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Л. В. Майорова