О признании права собственности



Дело № 2-1932/2010

Решение

Именем Российской Федерации

09 ноября 2010 года г.Сарапул УР

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи - Евлевских С.В.

при секретаре - Ситдиковой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Сарапула о признании права собственности на квартиру,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г. Сарапула о признании права общей совместной собственности на <адрес> за ней – ФИО1 и супругом ФИО2, умершим ДД.ММ.ГГГГ

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ней, ФИО2 (с одной стороны) и Управлением городского хозяйства г. Сарапула (с другой стороны) заключен договор № на передачу квартир в собственность граждан – <адрес>. Договор зарегистрирован в БТИ г. Сарапула ДД.ММ.ГГГГ Право собственности на квартиру не было ими зарегистрировано. ДД.ММ.ГГГГ ее муж ФИО2 умер. В настоящее время регистрация права собственности на квартиру во внесудебном порядке невозможна, связи с чем, она и обратилась в суд с данным иском.

Представитель ответчика Администрации г.Сарапула в судебное заседание не явился, направил суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Против удовлетворения требований не возражают.

На основании ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала полностью и пояснила, что в <адрес> их семья стала проживать с ДД.ММ.ГГГГ г., квартира предоставлена на основании ордера на жилое помещение. На момент приватизации в квартире проживала она с мужем, квартиру приватизировали в общую совместную собственность. Договор приватизации был ими зарегистрирован в Регистрационной палате, а право собственности на квартиру они с супругом не зарегистрировали. В связи со смертью мужа возникла необходимость в оформлении наследственных прав, но без регистрации права собственности оформить наследство не представляется возможным.

Свидетель ФИО4 суду показала, что ФИО1 ее мать, умерший ФИО2 – отчим. В ДД.ММ.ГГГГ г. их семье была предоставлена <адрес>, она проживала в квартире незначительное время, затем вышла замуж и выехала из квартиры. В ДД.ММ.ГГГГ г. на момент приватизации квартиры она в ней не проживала.

Выслушав пояснения истицы, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ордеру на жилое помещение №, выданного ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, ему предоставлена <адрес> на состав семьи: ФИО2, жена ФИО1, дочь ФИО5

Из договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Управлением городского хозяйства г. Сарапула «Владелец дома» и ФИО2, ФИО1 «Собственники», следует, что владелец дома передает в собственность бесплатно, а ФИО2 и ФИО1 приобретают <адрес>, состоящую из двух комнат в общую совместную собственность. Согласно регистрационной надписи Учреждения юстиции «Регистрационная палата УР» на договоре, произведена регистрация сделки, а свидетельство о регистрации права не выдавалось.

Как усматривается из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением ЗАГСа администрации г. Сарапула УР, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ

Из свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением ЗАГС администрации г. Сарапула УР следует, что ФИО2 и ФИО1 состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.

В соответствии с п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Из анализа законодательства усматривается, что срок регистрации возникшего у гражданина права собственности законодателем не установлен.

Судом установлено, что право собственности на недвижимое имущество ФИО2 при жизни не было зарегистрировано. В связи со смертью ФИО2, истица ФИО1 лишена возможности зарегистрировать право общей совместной собственности на квартиру во внесудебном порядке. Регистрация права общей совместной собственности на квартиру истице необходимо для оформления наследственных прав после смерти супруга ФИО2

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Из исследованных документов, пояснений истицы следует, что умерший ФИО2 имел намерение зарегистрировать свое право собственности в Управлении Федеральной регистрационной службы по УР, однако не смог осуществить свои намерения при жизни по причине скоропостижной смерти.

Суд считает, что поскольку ФИО2 выразил свою волю на приобретение в собственность квартиры при жизни: заключил договор на передачу квартиры в общую совместную собственность его и супруги ФИО1, произвел регистрацию договора в Учреждении юстиции «Регистрационная палата УР», завершить оформление в собственность квартиры не смог по причине скоропостижной смерти, отсутствие регистрации права собственности на квартиру препятствует в оформлении наследственных прав наследников, за ФИО2 и ФИО1 должно быть признано право общей совместной собственности на квартиру.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к Администрации г. Сарапула о признании права собственности на квартиру, удовлетворить.

Признать за ФИО1, <данные изъяты> за умершим ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 право общей совместной собственности на <адрес>, на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Управлением городского хозяйства г. Сарапула «Владелец дома» и ФИО2, ФИО1 «Собственники».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Сарапульского

городского суда С.В. Евлевских.