О восстановлении пенсионных прав



Дело № 2-1541/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 ноября 2010 года г. Сарапул

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Шадриной Е. В.,

при секретаре Шергиной Ю. А.,

с участием истца Пермитина И. И., представителя истца, Шарафутдинова Ю. Н., действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика, Петровой И.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермитина <данные изъяты> к <данные изъяты> о восстановлении пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

Пермитин И. И. обратился в суд с иском к <данные изъяты> о восстановлении пенсионных прав. Заявленные требования обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в <данные изъяты> с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> вынесено решение за № об отказе в назначении ему досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. При подсчете специального педагогического стажа <данные изъяты> в стаж не включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по 10.11. 1977 года – служба в Советской Армии; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности <данные изъяты>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в должности <данные изъяты>. Советом Министров ССР было принято Постановление № 1397 от 17 декабря 1959 года, которым утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В соответствии с п. 1 Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве инструктора райкома КПСС. Согласно п. 1 Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. Поэтому период его службы в Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть зачтен в специальный стаж. В силу п. 4 Положения периоды работы, указанные в п. 1 Положения, засчитываются в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Его педагогический стаж без учета спорного периода на момент обращения за назначением пенсии составил, по подсчетам <данные изъяты> – 19 лет 07 месяцев 11 дней, что больше требуемых п. 4 Положения 16 лет 8 месяцев. Законодательство, действующее в спорный период, позволяет зачесть указанные спорные периоды в его специальный педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности <данные изъяты> Выполняемые им в этой должности обязанности соответствовали тарифно-квалификационным характеристикам должностей педагогических работников, утвержденным Постановлением Министерства труда от 11.11 1992 года №, конкретно должности «преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности», а в трудовой книжке была сделана несоответствующая запись. Сопоставив должностные обязанности, содержащиеся в указанные ТКХ, можно отметить, что характер, трудовая функция, выполняемые работниками в этих должностях, совпадают. Считает, что период его работы в должности <данные изъяты> подлежит зачету в его специальный педагогический стаж. Просит признать незаконным решение <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление Пенсионного фонда включить в специальный педагогический стаж периоды с ДД.ММ.ГГГГ по 19.11 1977 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать <данные изъяты> назначить и выплачивать пенсию со дня возникновения права на пенсию – ДД.ММ.ГГГГ; возместить судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.

В судебном заседании истец Пермитин И. И. настаивает на удовлетворении заявленных требований, привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, просит обязать <данные изъяты> назначить и выплачивать ему пенсию со дня возникновения права на пенсию – ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель истца, Шарафутдинов Ю. Н., полагает заявленные Пермитиным И. И. исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Суду пояснил, что его доверитель ошибся в подсчетах, когда подавал данное заявление. Он еще незначительное время не доработал стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии. Отказ ответчика является незаконным и необоснованным. Если бы пенсионный фонд указал, что действительно несколько месяцев недоработано, не возникло бы данного спора. Пенсионный фонд отказывается включать в стаж конкретный период службы в рядах советской армии, службу в районном комитете партии и запись в трудовой книжке <данные изъяты> К октябрю 2009 года уже отработано 25 лет. Постановление Верховного суда РФ говорит о том, что если человек проработал большую часть своей трудовой деятельности в период действия предыдущего трудового законодательства, это не значит, что отменены данные гарантии, действовавшие в предыдущий период. Закон СССР о пенсионном обеспечении от 1956 года включал в стаж педагогической деятельности в том числе и службу в рядах российской армии, и службу в должностях партийной работы. Пермитин И. И. пояснил, что увидел приказ о назначении позже, и он не был ознакомлен с данным приказом. На самом деле должность у него была <данные изъяты> Ими предоставлены документы о той педагогической нагрузке, которую он осуществлял. Считает, что исковые требования доверителя должны быть удовлетворены. Пенсионный фонд должен назначить пенсию Пермитину И. И. со дня возникновения на это права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика, Петрова И. А., исковые требования не признала, считает решение заместителя начальника <данные изъяты> за № от ДД.ММ.ГГГГ законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, приобщенных к материалам дела (л. д. 32-33).

Выслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Пермитин И. И. обратился в <данные изъяты> с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости на основании пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Решением заместителя начальника <данные изъяты> за № от ДД.ММ.ГГГГ Пермитину И. И. отказано в назначении пенсии, так как на дату обращения, ДД.ММ.ГГГГ, стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, составляет 19 лет 7 месяцев 11 дней, необходимый стаж не выработан (л. д. 9-11). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пермитин И. И. проходил военную службу по призыву на рядовых и сержантских должностях. Указанный период не подлежит зачету в льготный стаж, так как возможность зачета военной службы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Списками и Правилами не предусмотрена. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пермитин И. И. работал <данные изъяты> Указанный период не подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение, так как данные должность и учреждение не предусмотрены Списками. Кроме того, в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Работа в качестве <данные изъяты> не является педагогической деятельностью. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пермитин И. И. работал в должности <данные изъяты>. Указанный период не подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение, так как данная должность не предусмотрена Списками.

Считая указанное решение незаконным, Пермитин И. И. обратился в суд за защитой нарушенных прав.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам его работы, на включение которых в льготный стаж он настаивает.

Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (далее ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27, 28).

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей назначается досрочная трудовая пенсия по старости не зависимо от возраста.

Согласно п.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Вследствие этого, обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденного соответствующими документами.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет), истец обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ДД.ММ.ГГГГ.

Суд считает, что спорные периоды подлежат зачету в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, имеют право на установление трудовой пенсии по старости независимо от возраста (подпункт 10 пункта 1 статьи 28).

В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (так же как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в прежнем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Во исполнение п. 3 ст. 28 ФЗ от 21.12.2002 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Правительством РФ было принято постановление от 29 октября 2002 года № 781 о «Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Трудовой книжкой Пермитина И. И. (л. д. 16-17), военным билетом (л. д. 12-15) подтверждается прохождение истцом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службы в Вооруженных Силах Союза ССР. ДД.ММ.ГГГГ Пермитин утвержден <данные изъяты>. Освобожден от обязанностей <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (записи № трудовой книжки).

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Постановлением от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Согласно пункта 1 Положения от 17.12.1959 года № 1397 учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются:

а) выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах;

б) работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях;

в) работа в качестве председателя или заместителя председателя колхоза, если они были направлены в колхозы в соответствии с решениями советских или партийных органов с работы в учреждениях, организациях и должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет;

г) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

В соответствии с п. 4 указанного Положения № 1397 время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

На момент обращения истца в <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ) стаж работы Пермитина И. И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, составляет по расчетам ответчика 19 лет 7 месяцев 11 дней. Следовательно, спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

С ДД.ММ.ГГГГ Пермитин И. И. принят переводом <данные изъяты> №. ДД.ММ.ГГГГ истец назначен <данные изъяты>. При этом с приказом о назначении истец не был ознакомлен, что подтверждается копией приказа.

В период работы истца в <данные изъяты> № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> (записи трудовой книжки №) действовал Список профессий и должностей, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 (за период работы до ДД.ММ.ГГГГ). В данном Списке предусмотрена должность «военный руководитель (руководитель допризывной подготовки молодежи»).

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 (в ред. от 26.05.2009) «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена должность руководителя физического воспитания.

Справкой о выданных часах № от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 54) подтверждено, что согласно тарификации на 1998-1999 учебный год Пермитин И. И. выдал по предмету <данные изъяты> 980 часов. <данные изъяты> № переименовано в <данные изъяты> №» ДД.ММ.ГГГГ. Справкой, уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> №, подтверждается работа Пермитина И. И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> с занятостью ставка 36 часов в неделю, 720 часов в год. Следовательно, из представленных истцом документов может быть сделан вывод о тождественности должности, занимаемой истцом в спорный период, должности <данные изъяты>. Положение пункта 3 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» этому не препятствует, поскольку исключение соответствующей возможности, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

При включении периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, он составит более 25 лет, что позволяет принять решение о досрочном назначении истцу трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Пермитину <данные изъяты> в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является в части отказа во включении периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготный стаж незаконным и подлежит отмене. При этом сторонами не оспаривается возникновение права истца на назначение досрочной трудовой пенсии, при включении спорных периодов, не с момента обращения в <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В возмещение судебных расходов истец просит взыскать с ответчика понесенные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей. В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.

С учетом вышеизложенного, в составе судебных издержек учитываются только те расходы, которые непосредственно связаны с рассмотрением дела в суде и подтвержденные документально. Учитывая, что исковые требования Пермитина И. И. удовлетворены в полном объеме, размер понесенных им судебных расходов подтвержден надлежащими доказательствами (квитанция от ДД.ММ.ГГГГ об уплате государственной пошлины (л. д. 7), с ответчика подлежат взысканию 200 рублей понесенных истцом судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 98, 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Пермитина <данные изъяты> к <данные изъяты> о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.

Признать решение <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Пермитину <данные изъяты> в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и отменить.

Обязать <данные изъяты> включить Пермитину <данные изъяты> периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать <данные изъяты> назначить досрочно Пермитину <данные изъяты> трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ на основании подпункта 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Взыскать с <данные изъяты> в пользу Пермитина <данные изъяты> 200 рублей в возмещение понесенных судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Сарапульский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 07 ноября 2010 года.

Судья Сарапульского

городского суда УР Е. В. Шадрина