О восстановлении пенсионных прав



Дело № 2-1948/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 апреля 2011 года г. Сарапул

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи: Майоровой Л.В.,

при секретаре: Перминовой Т.В.,

при участии истца Беркутова М. Г., представителя ответчика Сухоплюевой Е. М. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беркутова <данные изъяты> к <данные изъяты> о восстановлении пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился Беркутов М.Г. с исковыми требованиями к <данные изъяты> о восстановлении пенсионных прав. В исковом заявлении указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в <данные изъяты> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в связи с наличием требуемых для назначения досрочной пенсии 25 лет педагогического стажа. ДД.ММ.ГГГГ решением <данные изъяты> в назначении пенсии истцу было отказано, поскольку зачтенный ответчиком педагогический стаж составил 23 года 02 дня, в специальный педагогический стаж не были включены периоды его службы в СА с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С решением <данные изъяты> истец не согласен, поскольку оно противоречит п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № от ДД.ММ.ГГГГ.

Просит признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии ГУ УПФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать <данные изъяты>: зачесть в педагогический стаж период его службы в СА с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать <данные изъяты> назначить ему трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей со дня обращения за ее назначением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, а также возместить понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В судебном заседании истец свои требования поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в <данные изъяты> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. На момент обращения педагогический стаж составил 25 лет 02 дня. ДД.ММ.ГГГГ решением <данные изъяты> в назначении пенсии ему было отказано. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в СА. Указанный период не включен ответчиком в специальный педагогический стаж. С решением пенсионного органа не согласен, поскольку оно противоречит п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому служба в СА подлежала включению в специальный стаж.

Представитель <данные изъяты> Сухоплюева Е. М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, считает решение № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда об отказе в назначении Беркутову М.Г. досрочной трудовой пенсии законным и обоснованным. ДД.ММ.ГГГГ Беркутов М.Г. обратился в Управление по вопросу назначения досрочной пенсии по старости, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицо, не менее 25 лет осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Беркутову М.Г. отказано. Период службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рядах СА не подлежит включению в педагогический стаж, поскольку наименование должности и организации не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. В период службы истца действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет работникам просвещения здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. В соответствии Положением от 17.12.1959 года № 1397 в стаж учителей и других работников просвещения засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и служба в органах Министерства внутренних дел СССР, но в соответствии с п. 4 время службы засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. В соответствии с п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 был сохранен порядок назначения пенсии за выслугу лет, действовавший до введения в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Постановлением Совета Министров РСФСР от 22.09.1993 года № 953 данный пункт был отменен с 01.10.1993 года и не содержал нормы, допускающей возможность исчисления сроков выслуги по правилам, имевшим место до 22.09.1993 года, что указывает на недопустимость применения Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. Согласно п.п. «б» п.3 Порядка о зачете в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях» к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещении», утвержденного Приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 года № 94 время службы в Вооруженных Силах СССР засчитывается в стаж педагогической работы при условии, если этому, непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы. Согласно записям в трудовой книжке истец до службы в армии нигде не работал, после службы с ДД.ММ.ГГГГ работал на <данные изъяты> в <данные изъяты> Данная работа не связана с педагогической деятельностью. По записям в трудовой книжке педагогической деятельность истец начал заниматься только с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, условия указанные в п.3 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ не выполняются. На дату обращения, ДД.ММ.ГГГГ стаж работы Беркутова М.Г., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности составил 23 года 2 дня. Поскольку необходимый стаж п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Беркутовым М.Г. не выработан, правовых оснований для назначения досрочной пенсии по старости не имеет. Просят в удовлетворении исковых требований Беркутову М.Г. отказать.

Выслушав истца, исследовав материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (в редакции Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 319-ФЗ).

ДД.ММ.ГГГГ Беркутов М.Г. обратился в <данные изъяты> с заявлением о досрочном назначении пенсии.

Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии Беркутову М.Г. отказано в связи с наличием специального педагогического стажа в виде 23 года 02 дня, вместо требуемых 25 лет. При этом пенсионным органом не был включен в специальный стаж периоды службы истца в СА ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Отказ пенсионного органа мотивирован тем, что период службы истца в рядах СА не может быть включен в педагогический стаж, поскольку наименование должности не соответствует Списку должностей и учреждений, дающих право на назначение трудовой пенсии по старости, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

Как следует из трудовой книжки истца, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Беркутов М.Г. проходил службу в рядах СА. Данное обстоятельство подтверждается военным билетом истца серии НЮ № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Военного комиссариата <адрес>, Сарапульского и <адрес>ов УР от ДД.ММ.ГГГГ №, имеющимися в материалах дела.

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В разделе «Наименование должностей» Списка служба в рядах СА не указана.

Не предусматривались вышеназванные службы и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с Законом «О государственных пенсиях», принятого Верховным Советом СССР» 14.07.1956 года, для отдельных категорий специалистов было установлено право на пенсию за выслугу лет. В том числе учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

Статьей 58 вышеназванного Закона были сохранены пенсии за выслугу лет, установленные Постановлением Правительства СССР для отдельных категорий специалистов, в том числе учителей. При этом Совету Министров СССР было поручено определить порядок дальнейшего назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, в т.ч. определить круг работников, которым назначаются эти пенсии.

Согласно п.п. «г» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N1397 (далее по тексту Положение), служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции включалась в стаж работы по специальности.

В силу п.4 данного Положения время работы, указанной в п. 1 настоящего Положения, засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.01.2004 года N2-П, а также в ряде его определений, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах.

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Ссылка представителя ответчика на п.п. «б» п.3 Порядка о зачете в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях» к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещении», утвержденного Приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 года № 94 время службы в Вооруженных Силах СССР засчитывается в стаж педагогической работы при условии, если этому, непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы, является не состоятельной, поскольку данный нормативный акт принят после прохождения истцом военной службы.

Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из материалов дела следует, что решением Сарапульского городского суда УР от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении требований Беркутова М.Г. к <данные изъяты> о восстановлении пенсионных прав. При этом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд установил, что с учетом периода службы в Вооруженных Силах СССР, начисленного в календарном порядке, педагогический стаж истца на момент обращения истца в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ составил 23 года 02 дня.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда оставлено без изменения.

Таким образом, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным решением от ДД.ММ.ГГГГ по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда при рассмотрении данного дела.

Исходя из обстоятельств дела, суд находит установленным, что на момент обращения истца в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ, педагогический стаж истца составил 25 лет 02 дня.

Согласно п.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п.5 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Вследствие этого, обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденного соответствующими документами.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет) истец обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, на момент обращения истца в ГУ УПФ, с учетом периода службы в СА с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года) составляет 25 лет и 02 дня. Учитывая то обстоятельство, что стаж службы истца в СА составляет менее 1/3 стажа работы (2 года) по специальности, у истца возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Таким образом, учитывая наличие требуемого специального педагогического стажа у истца на момент его обращения в ГУ УПФ, решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии является незаконным, исковые требования Беркутова М.Г. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости подлежат удовлетворению, т.к. оспариваемый период подлежит включению в педагогический стаж истца.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суд присуждает к взысканию с другой стороны понесенные судебные расходы. На основании изложенного, с УПФ подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Беркутова М. Г. к <данные изъяты> удовлетворить.

Признать незаконным решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Беркутову М. Г.

Обязать <данные изъяты> зачесть в педагогический стаж Беркутова <данные изъяты> период прохождения службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать <данные изъяты> произвести назначение пенсии Беркутову <данные изъяты> в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с <данные изъяты> в пользу Беркутова М. Г. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Л. В. Майорова