Дело № 2-2156/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации16 мая 2011 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л.В.
при секретаре Перминовой Т.В.,
при участии: истца Короткова С.Л., представителя ответчика Вольфа Д.В. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Короткова <данные изъяты> к <данные изъяты> о взыскании заработной платы, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда,
установил:
Коротков С.Л. обратился в суд с иском к <данные изъяты> о взыскании заработной платы, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда. В исковом заявлении указал, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с <данные изъяты> работает в должности <данные изъяты>. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему начислена, но не выплачена заработная плата в размере <данные изъяты> Просит взыскать с ответчика указанную сумму, компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
В судебном заседании истец Коротков требования свои поддержал, суду пояснил, что состоит с <данные изъяты> в трудовых отношениях, работает в отделе <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с октября 1994 года по настоящее время. Задолженность по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>, компенсация за несвоевременную выплату заработной платы, из расчета 8 % ставки рефинансирования в размере <данные изъяты> Считает, что в результате невыплаты заработной платы ему причинен моральный вред, выразившийся тем, что он лишился единственного источника средств к существованию, не мог создать семью. Причиненный моральный вред оценивает в 10000 рублей.
Представитель <данные изъяты> Вольф Д.В., действующий на основании доверенности, исковые требования признал частично. Суду пояснил, что истец Коротков С.Л. состоит с <данные изъяты> в трудовых отношениях, работает в должности <данные изъяты>. С иском о взыскании заработной платы согласен. Размер компенсации морального вреда считает завышенным. Расчет компенсации за несвоевременную выплату заработной платы является неверным, т.к. применена ставка банковского рефинансирования в размере 8%.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Коротков С.Л. с ДД.ММ.ГГГГ состоит с ответчиком <данные изъяты> в трудовых отношениях, работает в должности <данные изъяты>, что подтверждается записью в трудовой книжке истца, справкой работодателя, имеющимися в материалах дела.
Коротков С.Л., ссылаясь на нарушение работодателем его трудовых прав, обратился в суд с требованиями о взыскании с ответчика заработной платы.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Порядок выплаты заработной платы определен в ст.136 ТК РФ.
В соответствии со ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Исходя из смысла данной правовой нормы следует, что заработная плата за фактическое отработанное время работнику должна быть выплачена в текущем месяце в полном объеме.
Истцом Коротковым С.Л. заявлены требования о взыскании с ответчика задолженности по заработной плате в размере <данные изъяты>.
Указанная сумма задолженности образовалась в результате невыплаты ответчиком заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что следует из справки №, выданной <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой у ответчика перед Коротковым С.Л. имеется задолженность по невыплате заработной платы в размере <данные изъяты>
Таким образом, суд считает установленным наличие у работодателя перед истцом Коротковым С.Л. задолженности по невыплате заработной платы в размере <данные изъяты> Данное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании также не оспаривалось.
Принимая во внимание изложенное, суд находит требования Короткова С.Л. о взыскании заработной платы подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.
Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику установлена ст.236 ТК РФ, в соответствии с которой при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Истцом Коротковым С.Л. представлен расчет суммы компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, согласно которому размер компенсации составил <данные изъяты>
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика сумму компенсации за несвоевременную выплату заработной платы оспорил, указав на неправильность произведенного истцом расчета.
Суд соглашается с возражениями представителя ответчика, и находит представленный истцом расчет компенсации за несвоевременную выплату заработной платы неправильным, поскольку он не основан на законе, так как начисление процентов, в соответствии со ст. 236 ТК РФ производится исходя из одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; со дня следующего после установленного срока выплаты заработной платы.
Как следует из расчета, оспариваемый период начисления процентов истцом произведен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из ставки рефинансирования в размере 8 % годовых.
Ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации Указанием ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-У с ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере 7.75 % годовых; Указанием ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2583-У с ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 % годовых.
Из справки о задолженности по заработной плате №, выданной <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ следует, что Короткову С.Л. начислена, но не выплачена заработная плата: за июнь 2010 года в размере <данные изъяты>; за июль 2010 года в размере <данные изъяты>; за август 2010 года в размере <данные изъяты>; за сентябрь 2010 года в размере <данные изъяты>; за октябрь 2010 года <данные изъяты> за ноябрь 2010 года в размере <данные изъяты>; за декабрь 2010 года <данные изъяты>; за январь 2011 года в размере <данные изъяты>
Следовательно, проценты, в соответствии со ст. 236 ТК РФ следует исчислять за июнь 2010 года, начиная с ДД.ММ.ГГГГ; за июль 2010 года с ДД.ММ.ГГГГ и.т.д.
С учетом изложенного, судом производится следующий расчет компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы.
Компенсация за несвоевременную выплату заработной платы за июнь 2010 года, за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> (<данные изъяты> х 7,75 % : 300 х 242 дня); за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> (<данные изъяты> х 8 % : 300 х 62 дня).
Компенсация за несвоевременную выплату заработной платы за июль 2010 года, за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> (<данные изъяты> х 7,75 % : 300 х 211 дней); за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> (<данные изъяты> х 8 % : 300 х 62 дня).
Компенсация за несвоевременную выплату заработной платы за август 2010 года, за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> (<данные изъяты> х 7,75 % : 300 х 180 дней); за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> (<данные изъяты> х 8 % : 300 х 62 дня).
Компенсация за несвоевременную выплату заработной платы за сентябрь 2010 года, за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> (<данные изъяты> х 7,75 % : 300 х 150 дней); за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> (<данные изъяты> х 8 % : 300 х 62 дня).
Компенсация за несвоевременную выплату заработной платы за октябрь 2010 года, за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> (<данные изъяты> х 7,75 % : 300 х 119 дней); за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> (<данные изъяты> х 8 % : 300 х 62 дня).
Компенсация за несвоевременную выплату заработной платы за ноябрь 2010 года, за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> (<данные изъяты> х 7,75 % : 300 х 89 дней); за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> (<данные изъяты> х 8 % : 300 х 62 дня).
Компенсация за несвоевременную выплату заработной платы за декабрь 2010 года, за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> (<данные изъяты> х 7,75 % : 300 х 58 дней); за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> (<данные изъяты> х 8 % : 300 х 62 дня).
Компенсация за несвоевременную выплату заработной платы за январь 2011 года, за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты> (<данные изъяты> х 7,75 % : 300 х 27 дней); за период просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> (<данные изъяты> х 8 % : 300 х 62 дня).
Итого сумма компенсации за несвоевременную выплату заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит – <данные изъяты> указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.
Также истцом Коротковым С.Л. заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
В обоснование морального вреда истец Коротков С.Л. указал, что в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по выплате заработной плате ему причинен моральный вред, выразившийся отсутствием средств к существованию, невозможностью создать семью.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ работнику подлежит возмещению моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Судом установлено, что по вине <данные изъяты> истцу не выплачена заработная плата за период с июня 2010 года по январь 2011 года, что свидетельствует о нарушении ответчиком трудовых прав истца.
При определении размера компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 63 Постановления Пленума РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» - учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая, что заработная плата является источником средств к существованию, суд считает, что действиями работодателя, нарушением с его стороны установленного срока выплаты заработной платы, истцу Короткову С.Л. причинен моральный вред.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, периода задержки выплаты заработной платы, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости, суд считает, что истцу Короткову С.Л. подлежит возмещению моральный вред в размере 1000 рублей.
При этом, суд считает, что сумма компенсации морального вреда в размере 1000 рублей, соответствует понесенным истцом Коротковым С.Л. нравственным страданиям.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении оставшейся части требований о компенсации морального вреда истице должно быть отказано.
Таким образом, с ответчика <данные изъяты> в пользу Короткова С.Л. подлежит взысканию заработная плата в размере <данные изъяты>; компенсация за несвоевременную выплату заработной платы в размере <данные изъяты>; компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1868 рублей 44 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Короткова <данные изъяты> к <данные изъяты>» о взыскании заработной платы, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с <данные изъяты> в пользу Короткова <данные изъяты> задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты>; компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в размере <данные изъяты>; компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей 00 копеек.
Взыскать с <данные изъяты> в доход государства государственную пошлину в размере 1868 рублей 44 копейки.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья: Л.В. Майорова