О признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,



Дело № 2-3726/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Шадриной Е. В.,

при секретаре Безносовой М. Л.,

с участием истца Мымриной Е.А., представителя истца, Горбуновой Г. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мымриной ФИО5 к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Мымрина Е. А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Заявленные требования обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФ РФ в <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. ДД.ММ.ГГГГ ответчик вынес решение за об отказе в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. Считает, что ответчиком незаконно не включены в льготный педагогический стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Отказ был мотивирован тем, что не соблюдено условие выполнения нормы рабочего времени, установленного за ставку заработной платы, которое определено п.4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Она работала в соответствии с должностными инструкциями и графиком работы, утвержденным работодателем, и не могла установить иной порядок работы, так как обязана исполнять условия трудового соглашения, в том числе и норму рабочего времени. При этом оплата труда работодателем производилась как при выполнении нормы рабочего времени в количестве 36 часов в неделю. Её не поставили в известность, что такая нагрузка (30 часов) не входит в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Просит признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в <адрес> и <адрес> УР от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии. Обязать УПФ УР зачесть в стаж периоды работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 31 декабря по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> и <адрес> УР произвести назначение досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ с первоначального обращения. Взыскать с УПФ РФ (ГУ) в <адрес> и <адрес> в её пользу судебные расходы в размере 2200 рублей.

В судебном заседании истец Мымрина Е.А. настаивает на удовлетворении заявленных требований. Уточнила, что просит включить в стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Нагрузку, которая на нее была наложена, она выполняла в полном объеме, независимо, от того был шестичасовой или семичасовой рабочий день. Размер заработной платы в спорный период не изменился, так же как и отчисления в Пенсионный фонд. Помимо заявленных исковых требований, просит возместить понесенные судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 рублей, о чем представила письменное ходатайство.

Представитель истца, Горбунова Г. А., поддержала заявленные Мымриной Е. А. исковые требования. Полагает решение ответчика не законным и подлежащим отмене.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав объяснения истца, ее представителя, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Мымрина Е.А. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в <адрес> и <адрес> УР с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости. Решением УПФ РФ (ГУ) в <адрес> и <адрес> УР за от ДД.ММ.ГГГГ Мымриной Е.А. отказано в назначении пенсии, так как на дату обращения, ДД.ММ.ГГГГ, стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, составляет 24 года 08 месяцев 10 дней, необходимый стаж не выработан (л. д. 5). В стаж не были включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как не соблюдено условие выполнения нормы рабочего времени, установленного за ставку заработной платы, определенное п. 4 Правил от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ , выданной Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 17 норма педагогической нагрузки Мымриной Е. А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляла 0,83 ставки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 0,89, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 0,98.

Считая указанное решение незаконным, Мымрина Е.А. обратилась в суд за защитой нарушенных прав.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает требования истца в рамках заявленного иска, то есть дает оценку лишь тем периодам его работы, на включение которых в льготный стаж он настаивает.

Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ (далее ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27, 28).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, назначается досрочная трудовая пенсия по старости не зависимо от возраста.

Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Вследствие этого, обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденного соответствующими документами.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ДД.ММ.ГГГГ.

Суд считает, что спорные периоды подлежит зачету в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.

На день обращения истца за трудовой пенсией по старости и приема ответчиком ее заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность педагогической деятельности истца составляла более 25 лет, то есть право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникло у нее со дня обращения за назначением пенсии, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом периоды работы истца в должности воспитателя в детском саду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 01 декабря по ДД.ММ.ГГГГ подлежали включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.

Согласно трудовой книжки истца (л. д. 6-10), Мымрина Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем в детском саду <адрес>.

Возражения ответчика о не включении в педагогический стаж спорных периодов по причине того, что истицей не выработана норма педагогической нагрузки, установленная на ставку в размере 36 часов в неделю на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений» суд считает необоснованными. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад).

Статья 333 Трудового кодекса РФ устанавливает, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации.

В связи с чем, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в неделю - воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» (с изменениями от 31 января и ДД.ММ.ГГГГ), воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями.

Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п. 8 Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ).

Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Представленными истцом архивными справками от ДД.ММ.ГГГГ , подтверждается неизменный размер заработной платы при изменении учебной нагрузки. Поэтому все удержания из заработка, в том числе, и в Пенсионный фонд производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы, без ограничения от нормы фактически отработанных часов.

Согласно справке, уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 11) Мымрина Е.А. отработала в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,83 ставки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,89 ставки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 0,98 ставки.

Согласно представленной архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ в документах архивного фонда объединенного архива Управления образования <адрес>, в приказах начальника Управления образования и его предшественников, имеются следующие сведения о недельной нагрузке воспитателей: по приказу п. 8 от ДД.ММ.ГГГГ разрешить снизить учебную нагрузку воспитателям д/у до 30 часов в неделю.

Постановление Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ принято в пределах полномочий, предоставленных Правительству Удмуртской Республики статьей 54 Конституции Удмуртской Республики, а также в соответствии и на основании ст.ст. 6 и 333 ТК РФ.

Исходя из требований ст. 55 п. 3 Конституции РФ следует, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, установившее норму педагогической нагрузки для педагогических работников дошкольных учреждений в 36 часов в неделю ухудшает уровень трудовых прав работников данной категории субъекта РФ - Удмуртской Республики. С учетом того, что статьями 11, 12 и ч. 2 ст. 13 ТК РФ предусмотрен порядок действия законов и иных нормативных актов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права во времени и пространстве, суд признает, что Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ подлежит применению на территории УР.

Учитывая изложенное, оспариваемые истцом периоды работы подлежат включению Мымриной Е.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При включении в специальный педагогический стаж Мымриной Е.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий на ДД.ММ.ГГГГ по подсчету ответчика, <данные изъяты> дней, периодов работы воспитателем детского суда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он превысит необходимые по закону 25 лет педагогической деятельности, что позволяло принять решение о досрочном назначении трудовой пенсии по старости Мымриной Е.А. со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Мымриной Е.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости является незаконным, необоснованным, поэтому подлежит удовлетворению требование истца о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости.

Из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 19 (часть 1), закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями.

В целях создания механизма эффективного восстановления нарушенных прав и с учетом принципа максимальной защиты имущественных интересов заявляющего обоснованные требования лица, правам и свободам которого причинен вред, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает порядок распределения между сторонами судебных расходов. Согласно части первой статьи 98 и статье 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, включая расходы на оплату услуг представителя.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Расходы истца по уплате <данные изъяты> рублей государственной пошлины подтверждены чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 3), расходы по уплате <данные изъяты> рублей за составление искового заявления подтверждены квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12). Следовательно, с ответчика подлежат взысканию <данные изъяты> рублей в возмещение понесенных судебных расходов истца.

Интересы истца при рассмотрении дела в Сарапульском городском суде представляла Горбунова Г. А. Наличие договорных отношений между Мымриной Е. А. и представителем подтверждается представленным договором от ДД.ММ.ГГГГ. За представление интересов Мымриной Е. А. оплачены услуги представителя в сумме <данные изъяты> рублей, что подтверждается распиской от ДД.ММ.ГГГГ. По общему правилу, условия договора определяются по усмотрению сторон (пункт 4 статьи 421 ГК Российской Федерации). К их числу относятся и те условия, которыми устанавливаются размер и порядок оплаты услуг представителя.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Горбунова Г. А. представляла интересы Мымриной Е. А. по ее иску к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Сарапуле и <адрес> Удмуртской Республики. Материалами гражданского дела подтверждается участие представителя истца в двух судебных заседаниях при рассмотрении дела в Сарапульском городском суде. Исходя из требований разумности и справедливости, сложности рассматриваемого дела, с учетом наличия доказательств участия представителя Мымриной Е. А. в судебных заседаниях, суд полагает возможным удовлетворить требования истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Мымриной ФИО6 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Сарапуле и <адрес> Удмуртской Республики о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Сарапуле и <адрес> Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Мымриной ФИО7 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и отменить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сарапуле и <адрес> включить Мымриной ФИО8 периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Сарапуле и <адрес> Удмуртской Республики назначить досрочно Мымриной Елене Аркадьевне трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Сарапуле и <адрес> Удмуртской Республики в пользу Мымриной ФИО9 <данные изъяты> рублей в возмещение понесенных судебных расходов, <данные изъяты> рублей в возмещение расходов по оплате услуг представителя.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Сарапульский городской суд в течение 10 дней.

Судья Сарапульского

городского суда УР Е. В. Шадрина