Дело № 2-3817/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 ноября 2011 года г. Сарапул УР Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Майоровой Л.В. с участием прокурора Макшаковой О.С. при секретаре Перминовой Т.В. при участии: представителя ответчика Быковой Л.Ю., представителя третьих лиц Трухиной А.В. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Сарапула к Муниципальному учреждению культуры N о понуждении к действию, установил: Прокурор г. Сарапула обратился в Сарапульский городской суд УР с иском к Муниципальному учреждению культуры N о понуждении к действию. Требования мотивировал тем, что прокуратурой г. Сарапула проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите детей-инвалидов. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вход в здание МУК N, расположенное по адресу: <адрес> не оборудован пандусом, наружная лестница при входе в здание не оборудована поручнем, что существенно затрудняет возможность входа в здание детей-инвалидов, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата. Несоблюдение данных требований закона является нарушением конституционных прав и свобод граждан, закрепленных ст.ст. 18,19,27,41,45 Конституции РФ. Согласно требованиям Свода правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 № 73; Строительных норм и правил Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 г. № 73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001) здания культурно-просветительских учреждений (<данные изъяты>), которые посещаются населением, в том числе и детьми-инвалидами должны быть доступными для маломобильных групп населения. Отсутствие пандуса и поручней при входе в здание МУК N свидетельствует о том, что условия детям-инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание <данные изъяты> не созданы, что существенно ущемляет их право на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры и свидетельствует о бездействии администрации учреждения в принятии мер по социальной защите указанной категории населения. Обращение прокурора в суд вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе детей-инвалидов, количество которых на территории города постоянно меняется, чьи права и законные интересы на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, гарантированные действующим законодательством РФ, нарушены незаконным бездействием ответчика. Просит обязать муниципальное учреждение культуры N, в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, обеспечить беспрепятственный доступ в здание МУК N, расположенное по адресу: <адрес>, путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствие с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Впоследствии прокурор г.Сарапула требования свои изменил, просил обязать муниципальное учреждение культуры N, в срок до окончания первого квартала 2012 года, обеспечить беспрепятственный доступ в здание МУК N, расположенное по адресу: <адрес>, путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствие с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения». Прокурор г. Сарапула Макшакова О.С. в судебном заседании уточненные требования поддержала, суду пояснила, что прокуратурой г. Сарапула проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите детей-инвалидов. По итогам прокурорской проверки установлено, что вход в здание МУК N, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудован пандусом, что препятствует беспрепятственному доступу в здание <данные изъяты> маломобильных групп населения. Представитель ответчика - МУК NБыкова Л.Ю. исковые требования признала. Суду пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ является директором МУК N, расположенного по адресу: <адрес>. По указанному же адресу находится <данные изъяты>, которая является структурным подразделением МУК N, правами юридического не обладает. При входе в здание библиотеки пандус отсутствует. Сооружение пандуса входит в обязанности МУК N. Пандус будет установлен в первом квартале 2012 года, согласно плану, утвержденному приказом директора МУК N от ДД.ММ.ГГГГ. Установить пандус ранее указанного срока не представляется возможным, ввиду отсутствия денежных средств. Кроме того, необходимо найти подрядчика, составить смету. В декабре 2011 года будет установлена кнопка для вызова вахтера. Представитель третьих лиц - Управления культуры и молодежной политики Администрации г.Сарапула, Администрации МО «Город Сарапул» Трухина А.В., действующая на основании доверенности, с требованиями прокурора г. Сарапула согласна. Суду пояснила, что по данному вопросу предписаний от прокурора не поступало. МУК N является бюджетным учреждением. Смета утверждается, и финансы закладываются в начале года. Согласно утвержденному плану пандус будет установлен в первом квартале 2012 года. Выслушав пояснения прокурора г. Сарапула, представителей ответчика и третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковое заявлений прокурора города Сарапула подлежит удовлетворению. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ - прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор г.Сарапула, обратившись в суд в интересах неопределенного круга лиц просит возложить на МУК N обязанность по установлению пандуса для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в здание МУК N расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. МУК «Центральная библиотечная система» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом. В соответствии с п. 2.1. Устава N – муниципальное, общедоступное, информационное и культурно-просветительское учреждение. Миссией N является содействие свободному доступу каждого жителя г. Сарапула к информации и знаниям, сохранению культурно-исторического наследия, повышению образовательного, культурного и интеллектуального уровня населения. Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в оперативное управление МУК N передано нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В силу ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети «Интернет»). Таким образом, что в соответствии с положениями данных правовых норм и Уставом МУК N относится к объектам социальной инфраструктуры, где должны быть созданы условия для беспрепятственного пользования их услугами инвалидами. Из представленных материалов усматривается, что прокуратурой <адрес> проведена проверка МУК N по вопросу соблюдения законодательства о социальной защите детей-инвалидов. Проведенной проверкой установлено, что вход в здание МУК N, расположенное по адресу: <адрес> не оборудован пандусом, наружная лестница при входе в здание не оборудована поручнем, что существенно затрудняет возможность входа в здание детей-инвалидов, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата Указанные нарушения законодательства возникли в результате неисполнения МУК N требований, установленных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», и Градостроительного кодекса РФ, чем были существенно нарушены права маломобильных групп населения, инвалидов для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В соответствии с требованиями ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности. Требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения содержатся в Своде правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 № 73; Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001). К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов». Согласно указанным требованиям здания культурно-просветительских учреждений (<данные изъяты>), которые посещаются населением, в том числе и детьми-инвалидами должны быть доступными для маломобильных групп населения. Таким образом, суд приходит к выводу, что МУК N, являющееся учреждением социальной инфраструктуры не выполнило возложенные на него действующим законодательством обязанности; отсутствие пандуса и поручней при входе в здание МУК N свидетельствует о том, что условия детям-инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание <данные изъяты> не созданы, что существенно ущемляет их право на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры и свидетельствует о бездействии администрации учреждения в принятии мер по социальной защите указанной категории населения. Приказом МУК N № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден План по обеспечению свободного доступа инвалидов в помещение <данные изъяты> и к информационным ресурсам МУК N на 2011 -2012 годы. В соответствии с п. 5 указанного Плана срок установки пандуса, согласно разработанной смете, строительным нормам и правилами СНиП 35-01-2001 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» указан 1 квартал 2012 года. Принимая во внимание изложенное, суд считает, что имеется достаточно оснований для обязания МУК N, в срок до окончания первого квартала 2012 года, обеспечить беспрепятственный доступ в здание МУК N расположенное по адресу: <адрес>, путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствие с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения». При таких обстоятельствах исковые требования Прокурора г.Сарапула подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере № рублей. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, решил: Исковое заявление Прокурора города Сарапула удовлетворить. Обязать МУК N, в срок до окончания первого квартала 2012 года, обеспечить беспрепятственный доступ в здание МУК N, расположенное по адресу: <адрес>, путем сооружения пандуса при входе в здание в соответствие с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения». Взыскать с МУК N государственную пошлину в доход государства в размере № рублей. Решение в окончательной форме изготовлено судьей 17 ноября 2011 года. Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. Судья: Майорова Л.В.