о восстановлении пенсионных прав



Дело № 2-3800/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 ноября 2011 года г. Сарапул

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи: Майоровой Л.В.,

при секретаре: Перминовой Т.В.,

при участии: истца Красноперовой С. Г., представителя ответчика Сухоплюевой Е. М. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноперова С.Г. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Сарапуле и Сарапульском районе о восстановлении пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратилась Красноперова С.Г. с исковыми требованиями к Управлению пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Сарапуле (далее по тексту ГУ УПФ) о восстановлении пенсионных прав. В исковом заявлении указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, не менее 25 лет. ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ в назначении пенсии ей было отказано, в связи с отсутствием требуемого для назначения досрочной пенсии 25 летнего педагогического стажа. ГУ УПФ в специальный стаж не включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как не соблюдено условие выполнения нормы рабочего времени установленного за ставку заработной платы. Считает решение пенсионного органа незаконным, поскольку в рамках действующего законодательства норма педагогической нагрузки воспитателей дошкольных образовательных учреждений за ставку заработной платы была снижена до 30 часов в неделю. В указанный период она не могла установить иной режим работы и выполняла условия соглашения, в том числе установленную работодателем 30 часовую норму рабочего времени, что было связано с нехваткой денежных средств для выплаты работникам заработной платы.

Просит признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии ГУ УПФ от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ГУ УПФ зачесть в педагогический стаж периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работы в качестве <данные изъяты> , а также возместить понесенные ею судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В судебном заседании истица Красноперова С.Г. свои требования поддержала. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, не менее 25 лет. ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ в назначении пенсии ей было отказано, в связи с отсутствием требуемого для назначения досрочной пенсии 25 летнего педагогического стажа. В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала <данные изъяты> с нагрузкой по 6 часов в день. При этом, педагогическая нагрузка ею выполнялась. Заработная плата выплачивалась в полном объеме, как за выполнение нормы рабочего времени в количестве 36 часов.

Представитель ответчика ГУ УПФ Сухоплюева Е.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 31.03.2011 года решением Управления в назначении досрочной пенсии по старости Красноперовой С.Г. как педагогическому работнику было отказано. В стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, в связи с невыполнением нормы педагогической нагрузки и не подтверждением данными персонифицированного учета. Для воспитателей детских дошкольных учреждений письмом Министерства образования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ норма педагогической нагрузки, за которую выплачивалась ставка заработной платы, для <данные изъяты> образовательных учреждений была определена в количестве 36 часов в неделю. В Удмуртской Республике постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства УР от 29.09.1995 года № 82/258 норма педагогической нагрузки указанной категории педагогических работников была снижена до 30 часов в неделю. На дату обращения ДД.ММ.ГГГГ педагогический стаж истицы составил 24 года 03 месяца 28 дней, вместо требуемых 25 лет, в соответствии п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ. Просит в удовлетворении исковых требований Красноперовой С.Г. отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

ДД.ММ.ГГГГ Красноперова С.Г. обратилась в ГУ УПФ с заявлением о досрочном назначении пенсии.

Решением ГУ УПФ от ДД.ММ.ГГГГ Красноперовой С.Г. в назначении досрочной трудовой пенсии отказано в связи с наличием специального педагогического стажа в виде 24 года 03 месяца 28 дней, вместо требуемых 25 лет. При этом, пенсионным органом не были включены в специальный стаж периоды работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из трудовой книжки истицы, приказом от ДД.ММ.ГГГГ Красноперова С.Г. принята на работу переводом в Сарапульское ГОРОНО на должность <данные изъяты>, где работает по настоящее время.

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В разделе «Наименование должностей» Списка предусмотрена должность <данные изъяты>.

ГУ УПФ оспаривается периоды работы истицы в детском саду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя.

Согласно справке, имеющейся в материалах пенсионного дела и представленной в суд представителем ответчика, норма учебной (педагогической) нагрузки, установленной за ставку заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнена Красноперовой С.Г. исходя из 0,97 ставки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 0,83 ставки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 0,95 ставки.

Как следует из возражений ответчика, согласно уточняющей справке от ДД.ММ.ГГГГ и в представленных индивидуальных сведениях страхователем МДОУ <адрес> норма педагогической нагрузки за спорные периоды составила: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 0,97 ставки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 0,83 ставки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 0,95 ставки, следовательно, истцом в указанный период не выполнена норма педагогической нагрузки в соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с чем, при подсчете стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, указанные периоды не подлежат включению в льготный стаж.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы «…начиная с 01 сентября 2000 года при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад)…».

Статья 333 ТК РФ устанавливает, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы на ставку заработной платы) определяется Правительством РФ.

В связи с чем, постановлением правительства РФ от 03.04.2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (далее по тексту – постановление Правительства РФ № 191) была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в недели – воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 года № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений», с изменениями от 31 января и 31 марта 2000 года (далее по тексту – Постановление УР № 82/258), воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями.

Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ <данные изъяты> детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п.8 постановления УР № 82/258).

Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из нее, в т.ч. и в Пенсионный фонд, производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы.

Согласно Архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в документах архивного фонда объединенного архива Управления образования г. Сарапула, в приказах начальника Управления образования и его предшественников, имеются следующие сведения о недельной нагрузке воспитателей:

1 января 1996 года - на основании Постановления Президиума Государственного Совета и правительства УР от 29 сентября 1995 года за № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защиты работников дошкольных учреждений» разрешить снизить учебную нагрузку воспитателям д/у до 30 часов в неделю (приказ № 4 п. 8 от 15 января 1996 года);

5 января 2004 года - на основании Постановления Правительства РФ № 191 от 3 апреля 2003 года «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений» приказываю привести в соответствие продолжительность рабочего времени <данные изъяты> до 36 часов в неделю (приказ № 1 п. 1 от 5 января 2004 года).

Из архивной справки Управления образования г.Сарапула от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в документах архивного фонда Управления образования г.Сарапула, в тарификационных списках сотрудников <данные изъяты> значится следующие сведения о работе Красноперовой С.Г.: 2002-2003, 2003 - 2004 учебные годы, должность – <данные изъяты>; ставка <данные изъяты>; всего заработная плата рублей.

Также из Архивных справок от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в документах архивного фонда объединенного архива Управления образования г. Сарапула в приказах <данные изъяты> и его предшественников, в лицевых счетах (табуляграммах) начисления заработной платы рабочим и служащим <данные изъяты> значится следующие сведения о работе Красноперова С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения:

В приказе п. 1 от ДД.ММ.ГГГГ значится: Краснопёровой С.Г. <данные изъяты>. разрешить замещение 20 ч. <данные изъяты>. (8.05; 16.05; 23.05; 30.05.03 по 5 ч. <данные изъяты> (все сокращения по тексту);

В приказе п. 3 значится: Краснопёровой С.Г., <данные изъяты>. разрешить замещать 40 часов <данные изъяты>.06; 10.06; 11.06; с 18.06 - 21.06; ДД.ММ.ГГГГ.;

В приказе п. 7 значится: Краснопёровой С.Г. <данные изъяты>. разрешить замещение 33,5 часов с 01.07. - ДД.ММ.ГГГГ, по 3,5 часа - ДД.ММ.ГГГГ;

В приказе п. 2 значится: Краснопёровой С.Г. <данные изъяты> разрешить замещение в кол-ве 110 часов с 01.09. по 30.09.;

В приказе п. 2 значится: Краснопёровой С.Г. <данные изъяты> разрешить замещение в кол-ве 55 часов с 01 по 12.10; 17,24,31;

В приказе п. 2 значится: Краснопёровой С.Г. <данные изъяты> разрешить замещение в кол-ве 15 часов 14,21,28 ноября;

В приказе п. 3 значится: Краснопёровой С.Г. <данные изъяты> разрешить замещение в кол-ве 20 часов на 5,19,26,31 декабря.

При этом, размер заработной платы получаемой Красноперовой С.Г. в спорные периоды, с учетом замещения, превышает должностной оклад, установленный за ставку заработной платы (должностной оклад) <данные изъяты>.

Таким образом, представленные истицей доказательства свидетельствуют о том, что в оспариваемые периоды истец Красноперова С.Г. работала на полную ставку <данные изъяты>, вырабатывала педагогическую нагрузку, получала заработную плату, установленную на ставку заработной платы (должностной оклад) <данные изъяты> дошкольного учреждения, с которой производились регулярные ежемесячные страховые взносы в Пенсионный фонд.

Согласно данным персонифицированного учета оспариваемые периоды работы истицы работодателем указаны с указанием кода льготы.

Учитывая изложенное, суд считает, что периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение ГУ ПФ РФ в г. Сарапуле от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной пенсии Красноперовой С.Г. в этой части является незаконным, а ее требования о включении спорных периодов в педагогический стаж подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу которой состоялось решение суд присуждает к взысканию с другой стороны понесенные судебные расходы. На основании изложенного, с УПФ подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Красноперова С.Г. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Сарапуле и Сарапульском районе удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Сарапуле и Сарапульском районе от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении Красноперовой С. Г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, периодов работы с 01 мая по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Сарапуле и Сарапульском районе зачесть в педагогический стаж Красноперова С.Г. периоды работы в качестве <данные изъяты> <адрес> с 01 мая по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Сарапуле и Сарапульском районе в пользу Красноперовой С. Г. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей 15 ноября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Л. В. Майорова