Об охране окружающей среды



Дело № 12 – 33/11

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

03 марта 2011 года г. Сарапул

Сарапульский городской суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи: - Майоровой Л.В.

при секретаре - Перминовой Т.В.,

с участием должностного лица - Козында В.С., заинтересованного лица Красик С.В., представителя <данные изъяты> Хохловой С.Ф. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора по охране окружающей среды УР на постановление по делу об административном правонарушении,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 г.Сарапула от 24.01.2011 года прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении директора <данные изъяты> Красик С.В. по ст.19.5 КоАП РФ, в связи с недоказанностью вины Красик С.В. в совершении данного правонарушения.

<данные изъяты> не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд с жалобой. В обоснование своей жалобы указали, что постановлением мирового судьи судебного участка № 5 г.Сарапула от 24.01.2011 года не согласны. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 года № 14561/086 обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физические и юридические лица только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое попадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ.В результате деятельности <данные изъяты> происходит негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления. В соответствии со ст. 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. <данные изъяты> передает отходы, образовавшиеся от своей деятельности <данные изъяты> по договору № от ДД.ММ.ГГГГ об оказании услуг по приему и размещению отходов производства и потребления. <данные изъяты> оказывают услуги по размещению отходов производства и потребления. <данные изъяты> оплачивает услуги по размещению отходов согласно указанному договору. Деятельность по размещению отходов является одним из видов обращения с отходами. Данный договор не предусматривает переход права собственности на отходы. Таким образом, передача отходов <данные изъяты> для размещения их на полигоне ТБО не влечет за собой передачи права собственности на данные отходы. Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду остается за <данные изъяты> как за собственником отходов.

Просит постановление мирового судьи судебного участка № 5 г.Сарапула от 24.01.2011 года признать незаконным и отменить.

В судебном заседании представитель заявителя Козында В.С. доводы жалобы поддержал. Суду пояснил, что в отношении директора <данные изъяты> был составлен протокол об административном правонарушении по ст.19.5 КоАП РФ за неисполнение должностным лицом п. 2 предписания об оплате негативного воздействия на окружающую среду. Негативное воздействие на окружающую среду выразилось в размещении отходов производства в результате деятельности общества. Договором № от ДД.ММ.ГГГГ об оказании услуг по приему и размещению отходов производства и потребления, заключенным между <данные изъяты> и <данные изъяты> переход права собственности на отходы не предусмотрен. Размещение отходов производства осуществляется <данные изъяты> и подразумевается собой его использование.

Заинтересованное лицо Красик С.В. с жалобой не согласна, просит постановление мирового судьи судебного участка № 5 г.Сарапула от 24.01.2011 года оставить в силе. Суду пояснила, что с 2008 года является <данные изъяты> <данные изъяты> В отношении нее был составлен протокол об административном правонарушении по ст.19.5 КоАП РФ. <данные изъяты> занимается обслуживанием и ремонтом жилищного фонда. В организации числится 79 сотрудников, из которых только 20 сотрудников являются административными работниками, осуществляющими свою работу в помещении <данные изъяты> и от их деятельности образуется мусор. Остальные 59 сотрудников обслуживают жилой фонд, осуществляют свою работу на территории жилых домов, а не <данные изъяты> Следовательно, мусор от их деятельности в бытовом помещении организации не образуется. Оплата должна производиться за фактический объем мусора. Нормативы и лимиты применяться не должны. <данные изъяты> занимается сбором и транспортировкой отходов, деятельность по размещению отходов не осуществляет.

Представитель <данные изъяты> Хохлова С.Ф., действующая на основании доверенности, с жалобой не согласна, просит постановление мирового судьи судебного участка № 5 г.Сарапула от 24.01.2011 года оставить в силе. Суду пояснила, что деятельность по размещению отходов является специализированной. <данные изъяты> осуществлять данную деятельность возможности не имеет, размещением отходов не занимается. На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ хранением и захоронением мусора занимается <данные изъяты> После передачи мусор обратно не возвращается.

Свидетель ФИО5 суду пояснила, что работает <данные изъяты> <данные изъяты>. Отходы являются собственностью организаций. Право собственности при размещении их на полигон другими организациями не переходит. Обязанность по внесению платы должна быть возложена на <данные изъяты>

Свидетель ФИО6 суду пояснил, что работает <данные изъяты> Им была проведена аудиторская проверка правильности начисления платы за негативное воздействие окружающей среде. По результатам проверки он пришел к выводу, что государственным инспектором была допущена ошибка при подсчете оплаты. По договору № от ДД.ММ.ГГГГ отходы для хранения и захоронения передаются <данные изъяты> с последующей передачей прав собственности на них. Основания для взимания платы с <данные изъяты> отсутствуют, так как общество размещение отходов не занимается.

Выслушав представителя заявителя, заинтересованного лица, представителя <данные изъяты> показания свидетелей, исследовав и оценив в совокупности имеющиеся доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления.

Материалы административного дела в отношении директора <данные изъяты> переданы по подведомственности мировому судье судебного участка № 5 г.Сарапула на основании определения государственного инспектора УР по охране природы от 23.12.2010 года.

Как следует из материалов дела, что 14.12.2010 года на основании приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором УР по охране природы Козындой В.С. проведена внеплановая выездная проверка по выполнению требований законодательства в области охраны окружающей среды <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором УР <данные изъяты> Козындой В.С. вынесено предписание об устранении выявленных нарушений – внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2009 года, и 1,2,3 кварталы 2010 года в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Актом проверки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ установлена задолженность <данные изъяты> по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

На основании указанного акта ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором УР по охране природы Козындой В. В. выдано предписание, согласно п. 2 которого, <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязано внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2009 года и 1, 2, 3 кварталы 2010 года.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора <данные изъяты> Красик С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 г.Сарапула от 24.01.2011 года производство по делу об административном правонарушении в отношении директора <данные изъяты> Красик С.В. по ст.19.5 КоАП РФ прекращено, в связи с недоказанностью вины Красик С.В. в совершении данного правонарушения.

Заявитель <данные изъяты>, оспаривая вышеуказанное постановление, ссылается на то, что негативное воздействие <данные изъяты> на окружающую среду выразилось в размещении отходов производства в результате деятельности общества. Деятельность по размещению отходов является одним из видов обращения с отходами. Следовательно, <данные изъяты> несет обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Суд, не соглашаясь с доводами жалобы, считает принятое мировым судьей судебного участка № 5 г.Сарапула постановление от 24.01.2011 года законным и обоснованным, и при этом исходит из следующего.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ - доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные... Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ - доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные... Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что совершение Красик С.В. административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 КоАП РФ выразилось в том, что она, являясь директором <данные изъяты> не выполнила в полном объеме требования предписания должностного лица.

Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Статья 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет понятие негативного воздействия на окружающую среду, в соответствии с которой таковым является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно п. 2.2 Устава <данные изъяты> осуществляет следующие виды деятельности: техническое обслуживание, профилактические работы, текущий ремонт, капитальный ремонт жилищного фонда и нежилых помещений; оказание услуг по договорам граждан, организациям и предприятиям всех форм собственности, предоставление платных услуг населению; автотранспортные услуги; иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

В соответствии с п.1 ст.16 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Пунктом 2 ст.16 ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду, а также иные виды воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно п. 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и также предусматривает взимание платы за определенные виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с п.1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ, от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Таким образом, по смыслу данных правовых норм, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в ФЗ «Об охране окружающей среды».

Государственный инспектор по охране природы Козында В.С. на осуществление <данные изъяты> негативного воздействия на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления.

Согласно ст.1 ФЗ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается их хранение и захоронение;

хранение отходов определяется как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статьей 12 Закона об отходах установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, суд приходит к выводу, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и <данные изъяты> заключен договор № об оказании услуг по приему и размещению отходов производства и потребления, согласно которому исполнитель принял на себя обязательства по приему отходов производства и потребления и размещению их на полигоне ТБО г.Сарапула.

Следовательно, размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами ФЗ «Об отходах производства и потребления» <данные изъяты> не занимается.

В соответствии со ст. 1.4 КоАП РФ -лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Доказательств того, что <данные изъяты> занимается размещением отходов потребления административным органом не представлено.

Таким образом, предписание государственного инспектора в области охраны окружающей среды о внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2009 года и 1, 2, 3 кварталы 2010 года нельзя признать законным, а потому невыполнение <данные изъяты> незаконного предписания государственного инспектора в области охраны окружающей среды по УР N 21-С от ДД.ММ.ГГГГ, не образует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, то есть отсутствует состав административного правонарушения

Учитывая изложенное, суд считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности осуществления обществом деятельности по размещению отходов производства и потребления.

При таких обстоятельствах основания для внесения <данные изъяты> платы за негативное воздействие на окружающую среду отсутствовали.

Вынесенное по делу постановление соответствуют предъявляемым КоАП РФ требованиям, является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.

На основании изложенного, суд считает, что в удовлетворении жалобы государственного инспектора по охране окружающей среды УР должно быть отказано.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

решил:

Жалобу государственного инспектора УР по охране природы оставить без удовлетворения, а постановление мирового судьи судебного участка № 5 г.Сарапула от 24.01.2011 года - без изменения.

Судья: Майорова Л.В.