Об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма



ело № 2-613.2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

07 сентября 2012 года                                г. Сарапул

Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи              Батршиной Ф.Р.,

при секретаре                                Головановой О.В.,

с участием помощника прокурора Каракулинского района УР Короткова А.С., истицы Д.И.А., представителя администрации МО «Каракулинский район» С. Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Каракулинского района УР в интересах Д. И. А. к администрации МО «Каракулинский район» об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди,

установил:

    Прокурор Каракулинского района УР в интересах Д. И. А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Каракулинский район» об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди, мотивируя свои требования тем, что Д. И.А., 06.03.1990 года рождения, имеющая статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является выпускницей АОУ СПО УР «Сарапульское медицинское училище Министерства здравоохранения УР». Родители Д.И.А. лишены родительских прав. С 16.05.2012 г. Д. И.А., принята на учет в качестве нуждающейся на внеочередное предоставление жилого помещения в администрации Каракулинского района. Право на получение жилья у Д. И.А. возникло по окончанию образовательного учреждения среднего профессионального образования «Сарапульское медицинское училище Министерства здравоохранения УР». Решением уполномоченного органа Д. И.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения по Каракулинскому району, однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено.

Региональным законодательством обязанность по обеспечению детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Реализуя представленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в защиту нарушенных социальных и жилищных прав Д. И.А.

Просит обязать администрацию МО «Каракулинский район» предоставить Д. И.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда МО «Каракулинский район» Удмуртской Республики вне очереди по норме предоставления площади жилого помещения в срок до 01.06.2013 года.

Помощник прокурора Каракулинского района УР Коротков А.С. в судебном заседании заявление поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и пояснила, что Д. И.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её родители лишены родительских прав. С 16.05.2012 г. Д. состоит на учете в администрации Каракулинского района в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Право на получения жилья у Д. возникло с момента окончания АОУ СПО УР «Сарапульское медицинское училище Министерства здравоохранения УР».

Истец Д. И.А. в судебном заседании заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика Администрации МО «Каракулинский район» С. Т.Н. возражала против удовлетворения заявления, указала, что органами местного самоуправления МО «Каракулинский район» не было отказано Д. И.А. в предоставлении жилья, жилое помещение ей будет предоставлено в порядке, предусмотренном законом УР «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В письменном возражении Администрация Каракулинского района указала, что требования прокурора не подлежат удовлетворению, поскольку на 2012 год запланировано приобрести 8 однокомнатных квартир, для приобретения данных квартир было выделено 7 млн. рублей. В списке очередников Д.И.А. состоит под номером 64. Дополнительных средств местного бюджета на эти цели не предусмотрено, так как их можно использовать согласно ст. 20 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и только в случаях и порядке, предусмотренном Уставом МО «Каракулинский район». Дети – сироты обеспечиваются жилыми помещениями по мере и в пределах средств, предоставленных на эти цели из бюджета УР. Лимиты МО «Каракулинский район» на приобретение жилья детям – сиротам на 2013 год еще не определены, они будут определены в бюджете УР на 2013 год. Органами местного самоуправления МО «Каракулинский район» не было отказано Д. в предоставлении жилья, денежные средства по обеспечению детей сирот используются ежегодно в соответствии с их целевым назначением. Кроме этого, с 01.01.2013 года будет изменен порядок предоставления жилых помещений детям данной категории.

    Выслушав объяснения прокурора, истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Сарапульского района УР в интересах Д. И.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Р. ( Д. ) И. А. является дочерью Р. А. Е. и Р. Н. А.

Решением Каракулинского районного суда УР от 22 мая 2002 года Р. А.Е. и Р. Н. А. лишены родительских прав в отношении дочери Р. И. А.

Согласно свидетельству о заключении брака Р. И. А. после заключения брака присвоена фамилия Д.

На основании диплома о среднем профессиональном образовании Р. И. А. 21 июня 2010 г. закончила обучение в автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования Удмуртской Республики «Сарапульское медицинское училище Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».

Частью 2 ст. 8 закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года определено, что регистрационный учет детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по месту жительства, так и по месту временного пребывания в учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитии, семье опекуна (попечителя), приемной семье.

Частью 1 ст. 2 Закона УР от 06.03.2007 N 2-РЗ (ред. от 25.07.2012) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что в Удмуртской Республике предоставляются следующие меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также обеспечение благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту.

Справка ГУП УР «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» Каракулинское отделение свидетельствует о том, что Д. (Р.) И.А. владельцем квартиры (комнаты) не значилась.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР объектов недвижимого имущества за Д.И.А. не зарегистрировано.

Постановлением Администрации Каракулинского района № 892 от 26 августа 2011 года постановление о сохранении права пользования жилым помещением за Р.И.А. отменено.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что закрепленное жилое помещение Д.И.А. не имеет, другого жилья на праве собственности либо по договору социального найма не имеется.

Постановлением Администрации Каракулинского района № 510 от 16 мая 2012 года Д.И.А. принята на учет на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма.

Таким образом, имелись основания для принятия на учет администрацией МО «Каракулинский район « Д.И.А. на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона УР от 06.03.2007 № 2-РЗ (ред. от 25.07.2012) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилая площадь предоставляется вне очереди в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством жилые помещения должны предоставляться детям сиротам вне очереди, предоставление жилых помещений относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Доводы ответчика о том, что с 01.01.2013 г. будет изменен порядок предоставления жилых помещений детям указанной категории суд также считает не состоятельными, поскольку Федеральный закон № 15 от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вступает в законную силу с 01 января 2013 года.

Пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ определено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

На основании ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства.

Согласно ч. 1 ст. 26.3 закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября 1999 года полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, осуществляются данными органами самостоятельно.

Статьей 4 Федерального Закона УР от 06.03.2007 № 2-РЗ (ред. от 22.03.2011) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются по их выбору по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательную организацию для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма. При расчете норм предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, члены семьи не учитываются. Финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в текущем году осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год.

Учитывая, что место жительство истицы определить невозможно, то предоставление жилого помещения должно предоставляться по месту выявления ребенка, то есть обязательства по предоставлению жилого помещения должны быть возложены на администрацию МО «Каракулинский район».

На основании ст.15 закона УР от 06.03.2007 года № 2-РЗ (ред. от 22.03.2011) «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями: полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 1, 3, 4, 5, 6 статьи 2 настоящего закона (за исключением предоставления льгот, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 13 настоящего закона), и полномочиями, предусмотренными статьей 7 настоящего закона; 2) полномочиями по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в образовательных организациях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в патронатной семье и по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Согласно ст. 16 данного закона полномочиями по обеспечению вне очереди детей - -сирот и детей, оставшихся без попечения жилой площадью наделен и орган местного самоуправления муниципальное образование «Каракулинский район».

В силу ст. 5 данного закона для обеспечения жилой площадью детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы местного самоуправления вправе приобретать в муниципальную собственность жилые помещения (жилые площади).

Таким образом, надлежащим ответчиком является администрация МО «Каракулинский район».

Доводы Администрации МО «Каракулинский район» о том, что Д. И.А. состоит в списке очередников на предоставление жилого помещения под номером 64 и что местным бюджетом выделены денежные средства только для приобретения 8 однокомнатных квартир, дополнительных средств местного бюджета на эти цели не предусмотрено, что дети – сироты обеспечиваются жилыми помещениями по мере и в пределах средств, предоставленных на эти цели из бюджета Удмуртской Республики, суд считает необоснованными.

В соответствии с требованиями действующего законодательства предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких – либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, включения в список внеочередников, соблюдении порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

В соответствии с п.1 постановления Правительства УР от 25.06.2007 года № 999 «О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей     и норме предоставления им жилым помещений «жилые помещения детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления в Удмуртской Республике.

Совокупностью доказательств в судебном заседании установлено, что Д.И.А. имеет право на внеочередное получение жилой площади по норме предоставления жилого помещения.

Таким образом, исковое заявление прокурора Каракулинского района УР в интересах Д.И.А. к администрации МО «Каракулинский район» об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди, подлежит удовлетворению.

Как следует из объяснений представителя администрации МО «Каракулинский район» С.Т.Н., что лимиты муниципального образования «Каракулинский район» на приобретение жилья детям – сиротам будут определены в бюджете на 2013 год.

Учитывая данные обстоятельства, суд считает возможным предоставить администрации МО «Каракулинский район» срок для предоставления жилого помещения до 01.06.2013 года.

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 192 -198, 290 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    Исковое заявление прокурора Каракулинского района УР в интересах Д.И.А. к Администрации МО «Каракулинский район» об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди, удовлетворить.

    Обязать администрацию МО «Каракулинский район» предоставить Д. И.А. по договору социального найма из муниципального жилищного фонда МО «Каракулинский район» Удмуртской Республики вне очереди по норме предоставления площади жилого помещения в срок до 01.06.2013 года.

Настоящее решение отпечатано в совещательной комнате и может быть обжаловано в течение месяца в Верховный суд Удмуртской Республики со дня его изготовления в окончательном виде.

Решение изготовлено в окончательном виде 11 сентября 2012 года.

Судья Батршина Ф.Р.