Об обязании МБУЗ оборудовать здания отделений источником резервного энергоснабжения



Дело №2-233/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 марта 2012 года с.Каракулино

Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Чистякова И.В., при секретаре Прокопьевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каракулинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Каракулинская центральная районная больница», администрации муниципального образования «Каракулинский район» о понуждении к принятию мер по оборудованию лечебного учреждения источником резервного энергоснабжения

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каракулинского района обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» и администрации муниципального образования «Каракулинский район» об обязании принять меры, направленные на обеспечение МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» источником резервного энергоснабжения. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Каракулинского района проведена проверка МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» на предмет соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья граждан. По результатам проведенной проверки выявлено, что источником резервного энергоснабжения оснащен один объект – поликлиника на 200 посещений в смену, питающаяся электроэнергией от КТП №59 (комплексная 2-х трансформаторная подстанция (2 КТП – 10/04 ПВ-400-10/04), где двенадцатый фидер является основным, пятый – резервным. Здания хирургического, детского, терапевтического, акушерского, инфекционного отделений источниками резервного энергоснабжения не обеспечены. Данные объекты запитаны электроэнергией от ЗТП №8, где резервного фидера не предусмотрено. В здании хирургического отделения проведена проводка в операционный блок, рассчитанный на бензогенератор, но имеющийся в МУБЗ «Каракулинская центральная районная больница» генератор постановлением администрации от 08.02.2011 г. №105 списан с баланса в связи с его физическим износом и невозможностью дальнейшей эксплуатации. Указанное отсутствие резервного источника энергоснабжения существенно снижает качество предоставления медицинской помощи, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме того, в связи с нестабильным поступлением энергоснабжения в МУБЗ «Каракулинская центральная районная больница», связанным с перегрузкой одной из фаз ЗТП №8, выходит из строя медицинское оборудование, используемое лечебным учреждением, что также негативно сказывается на качестве предоставляемых медицинских услуг и создает простой оборудования. Руководством учреждения в адрес Главы администрации Каракулинского района направлялись письма с просьбами о переключении существующих зданий больничного городка к иному источнику энергоснабжения, а также о выделении денежных средств на приобретение резервного источника энергоснабжения, однако, до настоящего времени мер по обеспечению лечебного учреждения основным источником бесперебойного энергоснабжения и резервным источником энергоснабжения не принято. В связи с вышеизложенным прокурор просит обязать МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» оборудовать здания хирургического, детского, терапевтического, акушерского, инфекционного отделений МУБЗ «Каракулинская центральная районная больница» источниками резервного энергоснабжения в срок до 01.06.2012 г. Для устранения выявленных нарушений обязать администрацию муниципального образования «Каракулинский район» обеспечить достаточное финансирование МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» в срок до 01.06.2012 г.

В судебном заседании помощник прокурора Вологдина Т.В. заявленные требования поддержала по доводам, указанным в иске.

Представитель ответчика МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» - главный врач Веселова А.Б., требования прокурора признала, пояснив, что действительно здания хирургического, детского, терапевтического, акушерского, инфекционного отделений МУБЗ «Каракулинская центральная районная больница» источниками резервного энергоснабжения не обеспечены. КТП №8 является бесхозяйным имуществом, любая авария может привести к поломке медицинского оборудования и ненадлежащему оказанию медицинской помощи. В администрацию района направлялись письма с просьбами переключить здания больничного городка к иному источнику энергоснабжения, выделить денежные средства на приобретение резервного источника энергоснабжения. Но до настоящего времени вопрос не решен по причине недофинансирования.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Каракулинский район» - Ядыкина М.П., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что приобретение резервного источника энергоснабжения в МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» не входит в муниципальное задание учреждения. Существует порядок предоставления бюджетных инвестиций, согласно которому они предоставляются бюджетным учреждениям в соответствии с целевыми программами. Целевые программы разрабатываются соответствующими учреждениями. МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» в администрацию не предоставляло. Поскольку целевой программы нет, денежных средств в бюджете на приобретение резервного источника энергоснабжения в МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» не запланировано.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно п.5 ст.5 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ 2Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

В соответствии со ст.98 указанного Федерального закона медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Согласно п.5.6.3 Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2360-10 «Снитарно – эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58, к предпосылкам, способствующим росту заболеваемости внутрибольничными инфекциями, относятся нарушения в организации работы акушерского стационара, санитарно-техническом состоянии, материальном обеспечении и соблюдении противоэпидемического режима, в том числе, нарушение энергоснабжения.

Категории электроприемников и обеспечение надежности электроснабжения определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. №530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», Правилами устройства электроустановок, утвержденными Приказом Минэнерго Российской Федерации от 08.07.2002 г. №204 и Сводом правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий», одобренных и рекомендованных к применению постановлением Госстроя Российской Федерации от 26.11.2003 г. №194.

Согласно указанным правовым актам в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории:

- электроприемники первой категории – электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения;

- электроприемники второй категории – электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей;

- электроприемники третьей категории – все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

В соответствии с Уставом МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» является некоммерческой организацией, основной целью деятельности которой является оказание медицинской помощи гражданам

Согласно Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министрества здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.2005 г. №627 МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» является лечебно - профилактическим учреждением. По степени обеспечения надежности электроснабжения здания лечебно – профилактических учреждений отнесены:

- электроприемники операционных и родильных блоков, отделений анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, кабинетов лапароскопии, бронхоскопии и ангиографии, противопожарных устройств и охранной сигнализации, эвакуационного освещения и больничных лифтов – к 1 категории

- комплекс остальных электроприемников – ко 2 категории (таблица 5.1 СП 31-110-2003, одобренных и рекомендованных к применению постановлением Госстроя РФ от 26.11.2003 г. №194).

Согласно п.п. 1.2.19, 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 08.07.2002 г. №204, электроприемники первой и второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Между тем, по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено и не оспаривается ответчиками, что в МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» источником резервного энергоснабжения оснащен один объект – поликлиника на 200 посещений в смену. Здания хирургического, детского, терапевтического, акушерского, инфекционного отделений источниками резервного энергоснабжения не обеспечены. Данные объекты запитаны электроэнергией от ЗТП №8, где резервного фидера не предусмотрено. В здании хирургического отделения проведена проводка в операционный блок, рассчитанный на бензогенератор, но имеющийся в МУБЗ «Каракулинская центральная районная больница» генератор на основании постановления главы администрации о 08.02.2011 г. №105 списан с баланса в связи с физическим износом и невозможностью дальнейшей эксплуатации.

Суд находит, что выявленные нарушения безусловно существенно снижают качество предоставления медицинской помощи, могут привести к неоказанию своевременной (экстренной) медицинской помощи, что создает угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме этого, нестабильное поступление энергоснабжения выводит из строя медицинское оборудование, используемое лечебным учреждением, что также негативным образом сказывается на качестве предоставляемых медицинских услуг, создает простой оборудования.

Поэтому суд приходит к выводу о том, что имеются основания для обязания МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» оборудовать здания хирургического, детского, терапевтического, акушерского, инфекционного отделений источниками резервного энергоснабжения. Обязанность МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница», как потребителя электрической энергии, устанавливать и поддерживать в состоянии готовности резервные источники снабжения электрической энергией при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии предусмотрена и п.113 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. №530.

Согласно ст.17 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу п.12. ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в соответствии с п.20 ст.35 Устава муниципального образования «Каракулинский район» к полномочиям администрации муниципального образования «Каракулинский район» относится организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно – поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно – авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

Согласно п.п.1.3, 1.5 Устава МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» учредителем учреждения является муниципальное образование «Каракулинский район». Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования «Каракулинский район» осуществляет администрация муниципального образования «Каракулинский район».

Согласно абз. 6 п. 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ (в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 08.05.2010 года N 83-ФЗ), бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В соответствии с пунктом 12 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» абзац шестой пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.

По мнению суда, обязательства МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» по оборудованию зданий хирургического, детского, терапевтического, акушерского, инфекционного отделений источниками резервного энергоснабжения возникли до 01.01.2011 г., в связи с чем, положения ст. 120 ГК РФ (в редакции от 08.05.2010 года) не подлежат применению к данным правоотношениям.

В п.2.1. Устава МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» предусмотрено, что учреждение является получателем бюджетных средств и финансируется за счет средств бюджета муниципального образования «Каракулинский район» на основании бюджетной сметы до момента установления ему Учредителем в соответствии с законодательством финансового обеспечения выполнения муниципального задания в виде субсидии из бюджета муниципального образования «Каракулинский район».

Таким образом, администрация муниципального образования «Каракулинский район», обязанная в силу закона организовать оказание на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно – поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов и являющаяся учредителем бюджетного учреждения обязана обеспечить финансирование учреждения на цели обеспечения его источникам резервного энергоснабжения.

При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В силу ст.139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Вышеприведенные законоположения с учетом установленного факта отсутствия источника резервного энергоснабжения зданий хирургического, детского, терапевтического, акушерского, инфекционного отделений МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» позволяют суду в целях защиты прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц возложить обязанности по устранению выявленных нарушений не только на некоммерческую организацию, финансируемую за счет средств бюджета - МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница», но и на учредителя данной организации – администрацию муниципального образования «Каракулинский район».

Таким образом, на основании изложенного суд приходит к выводу о законности требований прокурора и необходимости их удовлетворения в полном объеме. Учитывая объем работ, необходимых для устранения выявленных нарушений, суд соглашается с мнением прокурора об установлении ответчикам срока для устранения выявленных нарушений до 1 июня 2012 года.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, подп. 8 п.1 ст.333.20 НК РФ с ответчика МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию в размере 200 рублей, от уплаты которой по делам в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц прокурор освобожден на основании подп. 9 п.1 ст.333.36 НК РФ. Администрация муниципального образования освобождена от уплаты государственной пошлины в силу подп. 19 п.1 ст.333.36 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Каракулинская центральная районная больница» в срок до 1 июня 2012 года оборудовать здания хирургического, терапевтического, детского, акушерского, инфекционного отделений источниками резервного электороснабжения.

Обязать администрацию муниципального образования «Каракулинский район» в срок до 1 июня 2012 года обеспечить финансирование муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Каракулинская центральная районная больница», достаточное для оборудования зданий хирургического, терапевтического, детского, акушерского, инфекционного отделений источниками резервного электороснабжения.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Каракулинская центральная районная больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Сарапульский районный суд УР.

Решение изготовлено в окончательной форме 2 апреля 2012 года.

    

Судья И.В.Чистяков