Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Чистякова И.В., при секретаре Лихачевой И.Г., с участием прокурора Короткова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> о признании незаконным постановления главы администрации муниципального образования «<адрес>» № «О предварительном согласовании выбора земельного участка», признании незаконным бездействия по не предоставлению земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц и в интересах муниципального образования «<адрес>» с заявлением о признании незаконными решения администрации муниципального образования «<адрес>» - постановления главы администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании выбора земельного участка для размещения и обслуживания наблюдательного пункта садкового рыбного хозяйства» и бездействия администрации муниципального образования «<адрес>» по не предоставлению (не проведению аукциона по предоставлению) земельного участка с кадастровым номером **** площадью 714 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства. В обоснование своих требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки по поступившим заявлениям Б. и Р. о неправомерных действиях должностных лиц администрации муниципального образования «<адрес>» выявлены нарушения требований норм земельного законодательства при предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ****. Проверкой установлено, что данный земельный участок площадью 574 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства был сформирован постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В дальнейшем границы земельного участка были изменены в виду кадастровой ошибки. После исправления ошибки окончательная площадь сформированного земельного участка составила 714 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ администрация в газете «Прикамская правда» № опубликовала информацию о земельных участках, которые будут предоставляться гражданам и юридическим лицам по поступившим заявлениям, в том числе, о предоставлении земельного участка, сформированного постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. По вопросу предоставления в аренду данного земельного участка в администрацию <адрес> поступили 4 заявления: Р. от ДД.ММ.ГГГГ, Б. от ДД.ММ.ГГГГ, К. от ДД.ММ.ГГГГ, Т. от ДД.ММ.ГГГГ Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление К.М.Ю. о приостановлении действий по распоряжению указанным земельным участком в виду неопределенности границ смежных земельных участков.
В связи с поступлением заявления К.М.Ю. администрация <адрес> приняла решение о приостановке действий по распоряжению спорным земельным участком, при этом, не оформив никаким образом данное решение, а заявителям ДД.ММ.ГГГГ направила уведомления о приостановлении действий по распоряжению земельным участком.
ДД.ММ.ГГГГ администрация дала К.М.Ю. ответ о том, что оснований для приостановления действий по распоряжению спорным земельным участком не имеется, в связи с чем, появились основания для проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка либо продажи земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства. Вместе с тем, не приняв окончательного решения по вопросу предоставления земельного участка для ведения подсобного хозяйства, при наличии поступивших заявлений с вопросом о его предоставлении и не уведомив об этом заявителей, администрация <адрес> своим решением изменила вид разрешенного пользования данным земельным участком, установив его для целей размещения и обслуживания наблюдательного пункта садкового рыбного хозяйства. По данному вопросу ДД.ММ.ГГГГ администрация района провела публичные слушания, а ДД.ММ.ГГГГ издала постановление № «О предварительном согласовании выбора земельного участка для размещения и обслуживания наблюдательного пункта садкового рыбного хозяйства», которым согласован акт выбора рассматриваемого земельного участка для размещения и обслуживания наблюдательного пункта садкового рыбного хозяйства Королёвым В.И., подавшим ранее заявление о предоставлении данного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Поэтому прокурор просит устранить выявленные нарушения земельного законодательства путем признания постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и бездействия по не предоставлению земельного участка (не проведению аукциона) для ведения личного подсобного хозяйства незаконными, обязания администрации муниципального образования «<адрес>» совершить действия по предоставлению спорного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в порядке установленном Земельным кодексом РФ в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор поддержал требования по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель администрации муниципального образования «<адрес>» - Меньков А.В., действующий на основании доверенности, требования прокурора признал в полном объеме.
Выслушав прокурора, представителя администрации муниципального образования «<адрес>», исследовав представленные письменные доказательства, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Из оспариваемого постановления администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании выбора земельного участка для размещения и обслуживания наблюдательного пункта садкового рыбного хозяйства» следует, что администрация <адрес> согласовала акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, площадью 714 кв.м., расположенного по адресу:****, категории земель – земли населенных пунктов, испрашиваемого для размещения и обслуживания наблюдательного пункта садкового рыбного хозяйства К., согласно схеме размещения земельного участка.
Свои требования о признании указанного решения администрации муниципального образования «<адрес>» незаконным прокурор основывает на том, что при согласовании акта выбора земельного участка были нарушены требования норм земельного законодательства, поскольку данный земельный участок был сформирован постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № для ведения личного подсобного хозяйства, но, не приняв окончательного решения по вопросу предоставления земельного участка для ведения подсобного хозяйства, при наличии поступивших заявлений с вопросом о его предоставлении и, не уведомив об этом заявителей, администрация <адрес> своим решением изменила вид разрешенного пользования данным земельным участком, установив его для целей размещения и обслуживания наблюдательного пункта садкового рыбного хозяйства, по данному вопросу ДД.ММ.ГГГГ провела публичные слушания, а ДД.ММ.ГГГГ издала вышеуказанное постановление №.
В соответствии с ч.1 ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или аренду.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством установлен ст.34 Земельного кодекса РФ. Согласно указанной норме органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в частности, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
При этом, в силу ч.4 ст.28 Земельного кодекса, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Тем не менее, как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в нарушение указанных норм Земельного кодекса РФ, администрацией <адрес> по настоящее время не принято никакого решения по заявлениям граждан о предоставлении земельного участка, сформированного по адресу: ****, с кадастровым номером **** площадью 714 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, информация о предоставлении которого публиковалась ДД.ММ.ГГГГ в газете «Прикамская правда» №.
Более того, администрация <адрес>, не приняв окончательного решения по вопросу предоставления спорного земельного участка для ведения подсобного хозяйства, своим решением изменила вид разрешенного пользования данным земельным участком и ДД.ММ.ГГГГ приняла решение – постановление № о предварительном согласовании выбора указанного земельного участка под размещение и обслуживание наблюдательного пункта садкового рыбного хозяйства К., чем нарушила права и законные интересы граждан, обратившихся с заявлениями о предоставлении данного земельного для ведения личного подсобного хозяйства в аренду и создала препятствия для реализации их прав и прав иных граждан, которые также вправе обратиться с заявлениями о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
Кроме того, указанными действиями администрации <адрес> нарушаются интересы муниципального образования «<адрес>», поскольку в соответствии со ст.38 Земельного кодекса РФ приобретение гражданином земельного участка из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности или права на заключение договора аренды такого земельного участка возможно посредством проведения торгов (конкурса, аукциона), а в данном случае предоставление земельного участка без проведения аукциона ведет к поступлению денежных средств в бюджет муниципального образования в меньшем количестве.
Администрацией муниципального образования «<адрес>» выявленные нарушения норм земельного законодательства не оспорены.
При таких обстоятельствах суд находит постановление администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании выбора земельного участка для размещения и обслуживания наблюдательного пункта садкового рыбного хозяйства» противоречащим законодательству, устанавливающему порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, а также считает, установленным бездействие администрации муниципального образования «<адрес>», выразившееся в не предоставлении спорного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Поэтому администрацию муниципального образования «<адрес>» необходимо обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение права неопределенного круга лиц посредством совершения действия по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 18:11:022098:54 площадью 714 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Срок, в течение которого должны быть приняты указанные меры по устранению выявленных нарушений, суд полагает возможным установить, учитывая мнение прокурора, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным постановление главы администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании выбора земельного участка для размещения и обслуживания наблюдательного пункта садкового рыбного хозяйства», бездействие администрации по не предоставлению земельного участка с кадастровым номером **** площадью 714 кв.метров для ведения личного подсобного хозяйства.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по предоставлению земельного участка с кадастровым номером **** площадью 714 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Сарапульский районный суд УР.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.В.Чистяков