Об обязании принять меры, направленные на безопасное нахождение детей в МБУЗ `Каракулинская ЦРБ`



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Чистякова И.В., при секретаре Прокопьевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница», администрации муниципального образования «<адрес>» об обязании по оборудованию территории педиатрического отделения лечебного учреждения ограждением, ограничительными знаками для въезда транспортных средств, обеспечении физической охраны, пропускного режима, кнопкой тревожной сигнализации

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» и администрации муниципального образования «<адрес>» об обязании выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности педиатрического отделения МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница». В обоснование своих требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» на предмет безопасности нахождения в ней детей. По результатам проведенной проверки выявлены нарушения, свидетельствующие о недостаточности средств антитеррористической защищенности в учреждении, а именно, здание педиатрического отделения и прилегающая к нему территория не имеет никакого ограждения, ограничений для въезда на территорию транспортных средств не установлено, в здании отсутствует кнопка тревожной сигнализации, физической охраны не имеется, пропускной режим отсутствует. Указанные нарушения дают возможность беспрепятственному проникновению посторонних лиц в учреждение здравоохранения с целью совершения противоправных действий, что в свою очередь существенно нарушает права детей на защиту и создает реальную угрозу их жизни и здоровью, в связи с чем, прокурор просит обязать МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» устранить выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Для выполнения работ по устранению выявленных нарушений обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» обеспечить достаточное финансирование МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании помощник прокурора Вологдина Т.В. заявленные требования поддержала по доводам, указанным в иске.

Представитель ответчика МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» - главный врач Веселова А.Б., требования прокурора признала частично, пояснив, что документов, устанавливающих порядок обеспечения безопасности нахождения детей в педиатрическом отделении больницы нет. Отделение расположено на первом этаже 2-этажного здания. На втором этаже кнопка тревожной сигнализации имеется. Оборудование ограждений необходимо, но не только на территории педиатрического отделения больницы, а всего больничного городка. Выявленные нарушения частично устранены. Установлены ограничения для въезда на территорию больницы: с одной стороны имеется шлагбаум, с другой стороны – знак «STOP», но ограничений недостаточно. Установить пропускной режим только в педиатрическом отделении больницы возможности нет, необходимо введение данного режима на территории всего больничного городка. В штате больницы имеется сторож, на него обязанности по ведению пропускного режима не возлагаются. Для введения физической охраны возможности увеличения штатной численности не имеется.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» - Ядыкина М.П., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала возражения представителя МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» относительно отсутствия возможности увеличения штатной численности для введения физической охраны. Кроме того указала, что мероприятия по антитеррористической защищенности не входят в муниципальное задание учреждения.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жизнь и охрану здоровья.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно п.3 ст.7 вышеуказанного закона медицинские работники несут ответственность за охрану здоровья ребенка и могут участвовать в мероприятиях по обеспечению зашиты прав и законных интересов ребенка в органах здравоохранения.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.

В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов.

Между тем, проведенная прокуратурой проверка показала, что МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» в нарушение вышеуказанных требований федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и «О противодействии терроризму» не обеспечивается безопасность нахождения детей в педиатрическом отделении больницы. В частности, здание педиатрического отделения и прилегающая к нему территория не имеет никакого ограждения, ограничений для въезда на территорию транспортных средств не установлено. В здании отсутствует кнопка тревожной сигнализации. В штате больницы имеется 4 охранника, которые постоянно находятся на территории поликлиники, расположенной в другом здании и обходят территорию всей больницы 3 раза за ночь, а в здании педиатрического отделения собственной физической охраны не имеется. В здании отделения постоянно находится 1 медицинская сестра и 1 санитарка, которые за пропускным режимом не следят, посетителей нигде не регистрируют, досмотр вещей и проверку посетителей не осуществляют.

Наличие выявленных нарушений представители ответчиков в судебном заседании не отрицали, за исключением частичного установления ограничений для въезда на территорию больницы. А из письма главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №* исследованного в судебном заседании следует, что на устранение нарушений ориентировочно необходимо 2 млн. руб. В связи с отсутствием денежных средств устранить нарушения, выявленные при проверке, возможности не имеется.

Тем не менее, суд находит, что выявленные нарушения безусловно, отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, пребывающих в педиатрическом отделении больницы, не позволяют обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории педиатрического отделения больницы, принятых мер по установлению ограничений для въезда на территорию больницы явно недостаточно для создания единой системы обеспечения безопасности данного учреждения. Поэтому суд приходит к выводу о том, что имеются основания для возложения на МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» обязанностей по ограждению территории педиатрического отделения, установлению ограничительных знаков для въезда транспортных средств, обеспечению отделения физической охраной, организации пропускного режима, оборудованию здания педиатрического отделения кнопкой тревожной сигнализации, поскольку, выполнение указанных мероприятий необходимо для предотвращения возникновения угрозы жизни и здоровью детей, а также работников учреждения, от любых посягательств со стороны третьих лиц.

В силу п.6.1. ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в соответствии с п.25.5 ст.35 Устава муниципального образования «<адрес>» к полномочиям администрации муниципального образования «<адрес>» относится участие в соответствии с федеральным законодательством в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Согласно п.п.1.3, 1.5 Устава МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница», утвержденному постановлением администрации <адрес>. Учреждение является юридическим лицом. Учредителем учреждения является муниципальное образование «<адрес>». Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования «<адрес>» осуществляет администрация муниципального образования «<адрес>».

Согласно абз. 6 п. 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ (в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 83-ФЗ), бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В соответствии с пунктом 12 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» абзац шестой пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до ДД.ММ.ГГГГ.

По мнению суда, обязательства МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» по обустройству ограждения, оборудованию ограничительных знаков для въезда транспортных средств, обеспечению физической охраной педиатрического отделения, организации пропускного режима в педиатрическое отделение, оборудованию здания педиатрического отделения кнопкой тревожной сигнализации возникли до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, положения ст. 120 ГК РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) не подлежат применению к данным правоотношениям.

В п.2.1. Устава МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» предусмотрено, что учреждение является получателем бюджетных средств и финансируется за счет средств бюджета муниципального образования «<адрес>» на основании бюджетной сметы до момента установления ему Учредителем в соответствии с законодательством финансового обеспечения выполнения муниципального задания в виде субсидии из бюджета муниципального образования «<адрес>».

Таким образом, администрация муниципального образования «<адрес>», обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и являющаяся учредителем бюджетного учреждения в целях создания безопасных условий нахождения детей в педиатрическом отделении больницы обязана обеспечить финансирование учреждения.

При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В силу ст.139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Вышеприведенные законоположения с учетом установленного факта не обеспечения необходимых мер по противодействию терроризму позволяют суду в целях предоставления защиты прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц возложить обязанности по устранению выявленных нарушений не только на некоммерческую организацию, финансируемую за счет средств бюджета, МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница», но и на учредителя данной организации – администрацию муниципального образования «<адрес>».

Таким образом, на основании изложенного суд приходит к выводу о законности требований прокурора и необходимости удовлетворения его требований, основанных на законе.

Учитывая сложность организации работ, финансовых затрат на их проведение, суд считает необходимым определить срок для проведения выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности педиатрического отделения больницы до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, подп. 8 п.1 ст.333.20 НК РФ с ответчика МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию в размере 200 рублей, от уплаты которой по делам в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц прокурор освобожден на основании подп. 9 п.1 ст.333.36 НК РФ. Администрация муниципального образования освобождена от уплаты государственной пошлины в силу подп. 19 п.1 ст.333.36 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Обязать МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать территорию педиатрического отделения ограждением по всему периметру, оборудовать ограничительными знаками для въезда транспортных средств, обеспечить физическую охрану педиатрического отделения, организовать пропускной режим в педиатрическое отделение, оборудовать здание педиатрического отделения кнопкой тревожной сигнализации.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Каракулинская центральная районная больница», достаточное для оборудования территории педиатрического отделения ограждением по всему периметру, оборудования ограничительными знаками для въезда транспортных средств, обеспечения физической охраны педиатрического отделения, организации пропускного режима в педиатрическое отделение, оборудования здания педиатрического отделения кнопкой тревожной сигнализации.

Взыскать с МБУЗ «Каракулинская центральная районная больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Сарапульский районный суд УР.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

    

Судья И.В.Чистяков