Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Чистякова И.В., при секретаре Прокопьевой Т.А., с участием старшего помощника прокурора Ожгихина А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сигаевское» о признании незаконным бездействия в сфере дорожной деятельности, УСТАНОВИЛ: <адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сигаевское» о признании незаконным бездействия в сфере дорожной деятельности, выразившегося в непринятии мер по строительству тротуара на <адрес> в <адрес>. В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии со ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения поселения. Администрация муниципального образования «Сигаевское» не принимает мер по строительству тротуара, вместе с тем, строительство тротуара необходимо в целях обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку отсутствие пешеходного тротуара на <адрес> вынуждает пешеходов проходить данный участок дороги по проезжей части, что ведет к росту аварийности. Поэтому прокурор просит обязать администрацию обеспечить строительство пешеходного тротуара длиной 150 метров на вышеуказанном участке автодороги в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по изложенным в нем основаниям. Глава муниципального образования «Сигаевское» Никонов О.В. в судебном заседании возражений по предъявленным требованиям не представил. Представитель заинтересованного лица – Администрации муниципального образования «Срапульский район в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дел без его участия. Представитель заинтересованного лица – ГИБДД УВД <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не известил. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителей заинтересованных лиц. Суд, заслушав прокурора, представителя органа, чье бездействие обжалуется, исследовав представленные письменные доказательства, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.ст. 21, 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. <адрес> действуя в интересах неопределенного круга лиц – граждан, являющихся участниками дорожного движения на территории муниципального образования «Сигаевское» обратился в суд с заявлением об устранении нарушений их прав на безопасные условия движения по дорогам, гарантированные ст.45 Конституции Российской Федерации и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации. Согласно подп.5 п.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения обеспечивается населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления. В соответствии ст.ст. 3, 13 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. К дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Автомобильная дорога включает в себя, в том числе, элементы обустройства автомобильных дорог к которым относятся тротуары. Согласно ст.6, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. В соответствии с ч.4 ст.6 вышеуказанного закона органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с п.4.3 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 269-ст, средствами организации движения пешеходов и велосипедистов являются тротуары и пешеходные дорожки, в населенных пунктах городского типа тротуары устраиваются в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Согласно п.4.5.1.1. национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 270-ст тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящие через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов. Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения на <адрес> в <адрес> и соответственно за строительство тротуара на данном участке дороги, является администрация муниципального образования «Сигаевское». Обязательность исполнения требований ГОСТов предусмотрена ст.46 Федерального закона «О техническом регулировании» от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ устанавливающей, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Необходимость строительства тротуара, администрацией муниципального образования «Сигаевское» признается, однако мер направленных на решение данной проблемы не принимается. Из письма главы муниципального образования «Сарапульский район» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что строительство тротуара по <адрес> до <адрес> в <адрес> протяженностью 150 м, площадью 180 кв.м., с ориентировочной стоимостью работ 135,0 тыс. руб., планировалось на 2011 год, однако на момент рассмотрения дела доказательств того, что работы начаты, не предоставлено. Таким образом, суд находит, что заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан, поскольку неисполнение органом местного самоуправления обязанности по строительству тротуара создает угрозу нарушения прав граждан в области безопасности дорожного движения, так как подвергает опасности их жизнь и здоровье. В связи с чем, необходимо обязать администрацию муниципального образования «Сигаевское» устранить в полном объеме допущенное нарушение права неопределенного круга лиц. Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Заявление прокурора <адрес> удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Сигаевское», выразившееся в не принятии мер по строительству тротуара по <адрес> в <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования «Сигаевское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить строительство пешеходного тротуара длиной 150 метров в <адрес> вдоль автодороги по <адрес>. Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Сарапульский районный суд УР. Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ. Судья И.В.Чистяков