О предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Рогозина А.А., с участием помощника прокурора <адрес> Вебер А.О., при секретаре Котельниковой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах Бондаренкова Т.Л. к администрации муниципального образования «Сарапульский район» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления площади жилого помещения, с учетом членов семьи,

установил:

<адрес> Удмуртской Республики в интересах Бондаренкова Т.Л. обратился к администрации МО «Сарапульский район» с требованием об обязании предоставить Бондаренкова Т.Л. жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления площади жилого помещения, в обоснование сославшись на следующее.

Бондаренкова Т.Л. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки в виде обеспечения его муниципальным образованием «Сарапульский район» вне очереди жилым помещением по договору социального найма, однако обязанность по обеспечению истца жилым помещением администрация муниципального образования «Сарапульский район» не исполняет.

В судебном заседании прокурор Вебер А.О. предоставила заявление об отказе прокурора от иска в части требований об учете членов семьи Бондаренкова Т.Л. при определении площади предоставляемого ему вне очереди жилого помещения, в остальной части требования поддержала по приведенным выше основаниям.

Истец Бондаренкова Т.Л., ответчик администрация МО «Сарапульский район», третьи лица Министерство финансов Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики о времени и месте рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, представителей ответчика и третьих лиц.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище.

Право на жилище может быть реализовано, в том числе, путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального найма.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (далее – «Закон»), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

Частью 2 ст. 8 Закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по месту жительства или по месту их временного пребывания в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитии, семье опекуна (попечителя), приемной семье.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Согласно ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Частью 1 ст. 8 названного Закона установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – «Закон Удмуртской Республики») в Удмуртской Республике предоставляются следующие меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также обеспечение благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15, п. 1 ст. 16 Закона Удмуртской Республики государственными полномочиями по предоставлению указанных мер социальной поддержки наделены органы местного самоуправления, в число которых входит и муниципальное образование «Сарапульский район».

Частью 1 ст. 3 Закона Удмуртской Республики закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма лицам указанной выше категории.

Кроме того, за данными лицами данное право закреплено и ч. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п.п. 1, 2, 2.1 ст. 4 Закона Удмуртской Республики жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по месту жительства (выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) однократно по договору социального найма, должны отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 кв. метров на одно лицо из детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а также на одно лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления, установленную в настоящей статье, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату, однокомнатную квартиру, жилой дом либо предназначено для вселения гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Судом установлено, что Бондаренкова Т.Л. родился в 1987 году, его родителями являются Бондаренкова Т.Л. и Бондаренкова Т.Л., лишенные родительских прав отношении Бондаренкова Т.Л. по решению Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ умер Бондаренкова Т.Л., ДД.ММ.ГГГГ умерла года Бондаренкова Т.Л.

Постановлением Главы администрации МО «Сарапульский район» от ДД.ММ.ГГГГ , за Бондаренкова Т.Л. закреплено жилое помещение по адресу: 1, которое в 2008 году в результате пожара было уничтожено. Ввиду уничтожения указанного закрепленного жилого помещения постановлением администрации МО «Сарапульский район» от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменено.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бондаренкова Т.Л. находился в государственном образовательном учреждении Соколовская специальная (коррекционная) школа-интернат; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище » д. Кварса.

По заявлению Бондаренкова Т.Л. от ДД.ММ.ГГГГ он включен администрацией <адрес> в список лиц из числа детей, состоящих на учете по внеочередному получению жилой площади и имеет право на предоставление ему администрацией муниципального образования «Сарапульский район» жилого помещения по договору социального найма по норме предоставления площади жилого помещения.

По состоянию на момент рассмотрения дела Бондаренкова Т.Л. указан в списке лиц из числа детей, состоящих на учете по внеочередному получению жилой площади под номером 3.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами учетного дела Бондаренкова Т.Л. как лица, включенного в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения по <адрес> и имеющих право на предоставление жилого помещения, решением Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельствами о смерти Бондаренкова Т.Л. и Бондаренкова Т.Л.; письмом отдела по делам молодежи, семьи и детей администрации МО «Сарапульский район» от ДД.ММ.ГГГГ и списком лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих на учете по внеочередному получению жилья; заявлением Бондаренкова Т.Л. от ДД.ММ.ГГГГ; постановлениями Главы администрации МО «Сарапульский район» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ; справкой ОГПН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; справкой администрации МО «Сарапульский район от ДД.ММ.ГГГГ; справкой Соколовской специальной (коррекционной) школы-интерната от ДД.ММ.ГГГГ год; дипломом от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку администрацией муниципального образования «Сарапульский район» обязанность по предоставлению Бондаренкова Т.Л. жилого помещения по договору социального найма не исполняется, заявленные прокурором <адрес> в интересах Бондаренкова Т.Л. требования об обязании администрации муниципального образования «Сарапульский район» предоставить ему жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления площади жилого помещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В интересах Бондаренкова Т.Л. прокурором также заявлено требование об учете при определении площади предоставляемого ему вне очереди жилого помещения членов его семьи, от которого прокурор отказался. Поскольку Бондаренкова Т.Л. от данных требований не отказался, на основании ч. 2 ст. 45 ГПК РФ данное требование подлежит разрешению судом.

Определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -Г11-9 признано недействующим с момента вступления в силу решения суда последнее предложение части 2 ст. 4 Закона Удмуртской республики от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: «При расчете норм предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, члены семьи не учитываются».

Исходя из буквального толкования указанного следует, что ответчик может, но не обязан учитывать членов семьи при предоставлении жилого помещения.

При таких обстоятельствах требования об учете при определении площади предоставляемого Бондаренкова Т.Л. вне очереди жилого помещения членов его семьи удовлетворены судом быть не могут.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Заявленные прокурором <адрес> Удмуртской Республики в интересах Бондаренкова Т.Л. к администрации муниципального образования «Сарапульский район» требования удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Сарапульский район» предоставить Бондаренкова Т.Л. вне очереди на условиях социального найма жилое помещение общей площадью не менее 18 квадратных метров.

В удовлетворении требований Бондаренкова Т.Л. об учете при определении площади предоставляемого ему вне очереди жилого помещения членов его семьи отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Рогозин А.А.