О признании бездействия администрации МО `Мазунинское` по необеспечению доступа к информации о деятельности МО `Мазунинское`



Дело №2-460/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 июня 2012 года г.Сарапул

Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Чистякова И.В., при секретаре Прокопьевой Т.А., с участием заместителя прокурора Марамыгина А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сарапульского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Мазунинское» о признании незаконным бездействия по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сарапульского района Удмуртской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Мазунинское» (далее по тексту – администрация) о признании незаконным бездействия по необеспечению доступа к информации о деятельности муниципального образования «Мазунинское». В обоснование своих требований указал, что в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления выявлены нарушения Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В частности, в нарушение ч.7, 8 ст.14, ст.13 указанного закона перечень информации о деятельности муниципального образования «Мазунинское», подлежащей размещению в сети Интернет не утвержден, в сети Интернет не размещены решение Совета депутатов МО «Мазунинское» Сарапульского района от 15.11.2006 г. №28 (в редакции от 27.06.2011 г.) «Об установлении налога на имущество физических лиц» и решение Совета депутатов МО «Мазунинское» Сарапульского района от 06.04.2011 г. №153/3 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования «Мазунинское», чем нарушаются права неопределенного круга граждан на доступ к данной информации. Поэтому прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Мазунинское» устранить выявленные нарушения.

В судебном заседании заместитель прокурора поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель администрации муниципального образования «Мазунинское» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, указав, что с требованиями прокурора согласен.

Суд, заслушав заместителя прокурора, исследовав представленные письменные доказательства, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 21, 26 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иного не предусмотрено законом.

В силу ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. Не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.Из ст.9 Федерального закон от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» следует, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

В ст.6 вышеуказанного закона определены основные способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.

В ст.13 определен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет в который включены, в том числе: информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления:

а) муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;

в) административные регламенты, стандарты муниципальных услуг;

г) порядок обжалования муниципальных правовых актов.

В соответствии с ч.7, 8 ст.14 закона перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Вышеизложенные нормы Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также системное толкование ч. 1 и 2 ст. 13 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» позволяет, по мнению суда, прийти к однозначному выводу: конкретные сведения из перечня, приведенного в ч. 1 ст. 13, являются обязательными для размещения в сети Интернет, если они применимы к деятельности данного государственного органа, органа местного самоуправления.

Вместе с тем, в судебном заседании из имеющихся материалов дела установлено, что перечень информации о деятельности муниципального образования «Мазунинское», размещаемой в сети Интернет не утвержден, в сети Интернет не размещены муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, затрагивающие права и обязанности граждан, а именно: решение Совета депутатов МО «Мазунинское» Сарапульского района от 15.11.2006 г. №28 (в редакции от 27.06.2011 г.) «Об установлении налога на имущество физических лиц» и решение Совета депутатов МО «Мазунинское» Сарапульского района от 06.04.2011 г. №153/3 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования «Мазунинское».

Администрацией данное бездействие по необеспечению доступа к информации о деятельности муниципального образования «Мазунинское» не оспаривается.

Таким образом, суд находит, что заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан, поскольку неисполнение органом местного самоуправления обязанности по размещению информации о своей деятельности препятствует осуществлению прав граждан на получение доступа к такой информации. В связи с чем, необходимо обязать администрацию муниципального образования «Мазунинское» устранить в полном объеме допущенное нарушение права неопределенного круга лиц.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Сарапульского района удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Мазунинское» по необеспечению доступа к информации о деятельности муниципального образования «Мазунинское» незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Мазунинское» разместить в сети Интернет следующую информацию:

- решение Совета депутатов муниципального образования «Мазунинское» Сарапульского района от 15.11.2006 г. №28 (в редакции от 27.06.2011 г.) «Об установлении налога на имущество физических лиц»;

- решение Совета депутатов муниципального образования «Мазунинское» Сарапульского района от 06.04.2011 г. №153/3 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования «Мазунинское».

Обязать администрацию муниципального образования «Мазунинское» разработать и утвердить перечень информации о деятельности муниципального образования «Мазунинское», подлежащей размещению в сети Интернет, определить периодичность размещения такой информации в сети Интернет, сроки ее обновления.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня его вынесения через Сарапульский районный суд УР.

Судья И.В.Чистяков