Дело №2-169/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2012 года с.Каракулино
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Чистякова И.В., при секретаре Прокопьевой Т.А., с участием помощника прокурора Короткова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каракулинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Каракулинский район» по не разработке генерального плана, правил землепользования и застройки муниципального образования «Вятское»
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каракулинского района обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Каракулинский район» по не разработке генерального плана, а также правил землепользования и застройки муниципального образования «Вятское». В обоснование своих требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой Каракулинского района проверки исполнения органами местного самоуправления Каракулинского района земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности и расположенными в местах перспективного развития территорий установлено, что по состоянию на 30.01.2012 г. в нарушение норм Градостроительного кодекса РФ и земельного законодательства не разработаны и не утверждены документы территориального планирования – генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования «Вятское». Полномочия по разработке проекта генерального плана поселения, проекта правил землепользования и застройки, подготовке и утверждению подготовленной на основе генерального плана поселения документации по планировке территории администрацией муниципального образования «Вятское» на 2011 г. и 2012 г. переданы на основании соглашений от 30.12.2010 года и 29.12.2011 г. администрации муниципального образования «Каракулинский район». Поэтому прокурор просит суд признать бездействие администрации муниципального образования «Каракулинский район» незаконным и обязать обеспечить разработку генерального плана, правил землепользования и застройки поселения и передать их на утверждение в представительный орган поселения в срок до 31 декабря 2012 года.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал требования по доводам, указанным в заявлении.
Представители администрации муниципального образования «Каракулинский район» и третьего лица - администрации муниципального образования «Вятское» надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, возражений против заявленных требований не представили.
В соответствии со ст.257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав представленные письменные доказательства, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений.
В соответствии с п.20 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.
В силу ст.ст.9, 18, 23, 24 Градостроительного кодекса, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования муниципальных образований являются обязательными для органов местного самоуправления при приятии ими решений и реализации таких решений. К ним относятся генеральные планы поселений. Генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения; карту функциональных зон поселения. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения. Представительный орган местного самоуправления поселения, с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимает решение об утверждении генерального плана.
В силу ст.30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Согласно ст.31 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются на основании генерального плана поселения. Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, либо к различным частям территорий поселения (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Утверждаются правила представительным органом местного самоуправления.
На основании соглашений №122 от 30.12.2010 г. на 2011 год и №56 от 29.12.2011 г. на 2012 год, заключенных между администрациями муниципального образования «Вятское» и муниципального образования «Каракулинский район», администрация муниципального образования «Вятское» полномочия по разработке проекта генерального плана поселения, проекта правил землепользования и застройки, подготовке на основе генерального плана документации по планировке территории передала администрации муниципального образования «Каракулинский район».
Из письма главы администрации муниципального образования «Каракулинский район» от 24.01.2012 г. №110/01-20 установлено, что на до настоящего времени генеральный план поселений муниципального образования «Вятское» не разработан в виду того, что финансирование из бюджета Удмуртской Республики на данные цели не выделялось.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что администрация муниципального образования «Каракулинский район» является органом, в чью компетенцию входит разработка генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «Вятское». Полномочия по разработке указанных документов территориального планирования администрация муниципального образования «Вятское» передавала администрации муниципального образования «Каракулинский район» на 2011 г., однако до настоящего времени документы не разработаны, доказательств, подтверждающих отсутствие финансирования полномочий по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования «Вятское», и доказательств отсутствия иных возможностей их исполнения, суду не предоставлено. Кроме того отсутствие денежных средств на разработку генерального плана поселения, правил застройки и землепользования поселения не освобождает органы местного самоуправления от обязанности по их разработке и принятию, возложенной на органы местного самоуправления федеральным законом.
Вместе с тем, в соответствии с п.4 ст.9, ч.3 ст.51 Градостроительного кодекса, ст.3 Федерального закона от 29.12.2004 г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», отсутствие документов территориального планирования влечет недопустимость принятия органами местного самоуправления с 31 декабря 2012 года решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. С этого же времени не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки.
Согласно п. 14. ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» с 31 декабря 2012 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности не осуществляется.
Таким образом, бездействие администрации муниципального образования «Каракулинский район» в осуществлении переданных полномочий нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку препятствует созданию условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, созданию условий для планировки территории муниципального образования, обеспечению прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, созданию условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также препятствует участию поселения в реализации подпрограммы в рамках приоритетного национального проекта «доступное и комфортное жилье – гражданам России» - «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства».
При таких обстоятельствах суд считает, установленным бездействие администрации муниципального образования «Каракулинский район», выразившееся в не исполнении полномочий по разработке генерального плана, а также правил землепользования и застройки муниципального образования «Вятское», и рассматривает это бездействие как незаконное в силу того, что данная обязанность лежит именно на этом органе, а доказательств проводимой работы в этом направлении суду не предоставлено. Поэтому администрацию муниципального образования «Каракулинский район» необходимо обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение права неопределенного круга лиц посредством совершения действий по разработке генерального плана, правил землепользования и застройки поселения муниципального образования «Вятское». Срок, в течение которого должны быть разработаны указанные документы и переданы на утверждение в Совет депутатов муниципального образования «Вятское», суд полагает возможным установить, учитывая мнение прокурора, до 31 декабря 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Каракулинского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Каракулинский район» по не разработке генерального плана, а также правил землепользования и застройки муниципального образования «Вятское».
Обязать администрацию муниципального образования «Каракулинский район» в срок до 31 декабря 2012 года обеспечить разработку генерального плана, правил землепользования и застройки поселения муниципального образования «Вятское», а также передать их на утверждение в Совет депутатов муниципального образования «Вятское».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня его принятия через Сарапульский районный суд УР.
Судья И.В.Чистяков