Дело №2-61/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2012 года г.Сарапул
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Чистякова И.В., при секретаре Прокопьевой Т.А., с участием заместителя прокурора Сарапульского района Килина Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сарапульского района к МОУ «Начальная школа - детский сад д.Юриха», муниципальному образованию «Сарапульский район», Управлению образования администрации муниципального образования «Сарапульский район» о понуждении к оборудованию медицинского кабинета в образовательном учреждении
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сарапульского района УР первоначально обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сарапульский район» о HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?cht=1&text=%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E%20%D0%B2%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0&url=http%3A%2F%2Factoscope.com%2Fsfo%2Fnovosibobl%2Fordynsky-nsk%2Fgr%2F1%2Freshenie--1347201124112011-3090614%2F&fmode=inject&l10n=ru&mime=html&sign=1cef793874ff920b7c297b361d276434&keyno=0" \l "YANDEX_57" признании незаконным бездействия по непринятию мер по созданию в МОУ «Начальная школа – детский сад д.Юриха» медицинского кабинета. В обоснование заявленного требования указал, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в МОУ «Начальная школа – детский сад д.Юриха» имеются нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства, а также законодательства об образовании, а именно, в образовательном учреждении отсутствует медицинский кабинет, в связи с чем медицинское обслуживание детей в учреждении не осуществляется. Необходимые осмотры и иные профилактические мероприятия, оказание медпомощи осуществляется на базе ФАП с.Нечкино. Непосредственно в д.Юриха медицинского работника также нет. Отсутствие медицинского кабинета исключает возможность проведения необходимых санитарно – эпидемиологических мероприятий в образовательном учреждении, что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних во время образовательного процесса, нарушает их право на получение безопасного образования. В соответствии с Уставом образовательного учреждения его учредителем является администрация муниципального образования «Сарапульский район», основными источниками формирования имущества школы является целевое финансирование из районного бюджета, в силу закона финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления, в связи с чем, прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Сарапульский район» оборудовать в МОУ «Начальная школа – детский сад д.Юриха» медицинский кабинет, соответствующий требованиям СанПиН 2.4.1.2660-10.
В ходе судебного разбирательства в связи с изменением состава учредителей МОУ «Начальная школа – детский сад д.Юриха» в качестве ответчиков по делу суд привлек муниципальное образование «Сарапульский район» - учредителя школы и Управление образования администрации муниципального образования «Сарапульский район» осуществляющее функции и полномочия учредителя школы от имени муниципального образования «Сарапульский район». Кроме этого в качестве ответчика было привлечено МОУ «Начальная школа – детский сад д.Юриха», являющееся самостоятельным юридическим лицом.
Прокурор в связи с изменением состава ответчиков, исключив из числа ответчиков администрацию муниципального образования «Сарапульский район», по тем основаниям, что она не является учредителем школы, исковые требования уточнил, просил по основаниям, указанным в первоначальном иске, признать незаконным бездействие МОУ «Начальная школа - детский сад д.Юриха», муниципального образования «Сарапульский район, Управления образования администрации муниципального образования «Сарапульский район» по оборудованию медицинского кабинета в МОУ «Начальная школа – детский сад д.Юриха, обязать муниципальное образование «Сарапульский район» и Управление образования администрации муниципального образования «Сарапульский район» обеспечить финансирование по оборудованию медицинского кабинета в МОУ «Начальная школа – детский сад д Юриха», а МОУ «Начальная школа – детский сад д.Юриха» обязать оборудовать медицинский кабинет.
В судебном заседании заместитель прокурора Килин Ю.Н. поддержал уточненные исковые требования, просил суд требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, указав, что бездействием ответчиков нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.
Представитель муниципального образования «Сарапульский район» извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований прокурора не представил.
Представитель администрации муниципального образования «Сарапульский район» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, возражений относительно заявленных требований прокурора не представил.
Представитель Управления образования администрации муниципального образования «Сарапульский район» - начальник Управления Зяпарова С.А., согласилась с требованием прокурора о необходимости оборудования медицинского кабинета в МОУ «Начальная школа – детский сад д. Юриха». Пояснила, что до октября сможет приобрести оборудование, а на реконструкцию и ремонт денежных средств нет. Вопрос по финансированию нужно будет решать при формировании бюджета.
Представитель МОУ «Начальная школа – детский сад д. Юриха» - исполняющая обязанности директора школы-сада Бехтерева Е.Н. требования прокурора признала обоснованными, пояснила, что медицинский кабинет в школе действительно отсутствует, его планируется оборудовать в помещении учительской, но на эти цели денежные средства не выделяются.
Представитель третьего лица – МБУЗ «Сарапульская ЦРБ», извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований прокурора не представил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия не явившихся участников процесса.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора по следующим основаниям.
В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Частью 3 статьи 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» установлено, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно ст.51 указанного Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
В соответствии со ст.32, 39 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельны в осуществлении образовательного процесса, финансовой, хозяйственной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции.
Согласно п. 11.1 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.
В п.4.21 вышеуказанных правил содержится требование об обустройстве медицинского кабинета. Абзацем вторым данного пункта допускается в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.
Пунктами 4.20, 4.21 СанПиН 2.4.1.2660-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 №91, предусматривается обязательное оборудование зданий дошкольных образовательных учреждений помещениями медицинского назначения для обслуживания детей. Во вновь строящихся и реконструируемых объектах дошкольных организаций независимо от его вместимости следует предусматривать медицинский блок. В существующих дошкольных организациях (до проведения их реконструкции) допускается набор медицинских помещений в соответствии с проектами, по которым они были построены.
В соответствии с ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п.22 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 №1204, медицинское обслуживание воспитанников и обучающихся обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников и обучающихся, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.
Учреждение предоставляет помещение и соответствующие условия для работы медицинского персонала.
Судом установлено, что в соответствии с Уставом МОУ «Начальная школа – детский сад д.Юриха», утвержденным решением комитета по собственности муниципального образования «Сарапульский район» №46 от 31.03.2006 г., учреждение являлось юридическим лицом. Основными целями учреждения являлись осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, создания оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического, интеллектуального и психического развития воспитанников и обучающихся.
На основании постановления главы администрации муниципального образования «Сарапульский район» №1402 от 02.11.2011 г. «Об изменении типа существующего муниципального учреждения в целях создания муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальной школы – детского сада д.Юриха» тип существующего муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальной школы – детского сада д.Юриха был изменен в целях создания муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальной школы – детского сада д.Юриха.
Согласно уставу МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад д.Юриха, утвержденному приказом Управления образования администрации муниципального образования «Сарапульский район» №270 от 21.11.2011 г. бюджетное учреждение является юридическим лицом. Учредителем является муниципальное образование «Сарапульский район». Функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования «Сарапульский район» осуществляет Управление образования администрации муниципального образования «Сарапульский район».
В соответствии с п.2.1 Устава основными целями деятельности учреждения являются – осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, создания оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического, интеллектуального и психического развития воспитанников и обучающихся.
Таким образом, поскольку МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад д.Юриха является образовательным учреждением, в том числе реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, наличие в здании медицинского кабинета является обязательным.
Между тем, в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, не оспаривается ответчиками, и подтверждается материалами дела, что в здании МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад д.Юриха медицинский кабинет отсутствует.
Суд находит, что выявленное нарушение безусловно, отрицательно сказывается на безопасности учащихся и воспитанников школы – детского сада, исключает возможность проведения необходимых санитарно – эпидемиологических мероприятий в образовательном учреждении, оказания экстренной медицинской помощи, тем самым нарушается право несовершеннолетних на получение безопасного образования, предусмотренного Законом РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании». Поэтому, учитывая, что возложенная законом на МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад д.Юриха обязанность по оборудованию медицинского кабинета в школе – детском саде не выполнена, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания бездействия образовательного учреждения незаконным и возложении на МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад д.Юриха обязанности оборудовать медицинский кабинет.
Из объяснений представителей ответчиков установлено, что медицинский кабинет в МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад д.Юриха не оборудован по причине отсутствия финансовых средств.
В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в целях решения вопросов местного значения обладают органы местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно п.4 ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
Кроме того, в силу п.6.1. ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Согласно уставу МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад д.Юриха является бюджетным учреждением, учредителем является муниципальное образование «Сарапульский район». Функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования «Сарапульский район» осуществляет Управление образования администрации муниципального образования «Сарапульский район».
Согласно п.4.5 Устава источником формирования финансовых ресурсов образовательного учреждения являются в том числе средства бюджета муниципального образования «Сарапульский район».
Согласно п.2.4.10 Положения об Управлении образования администрации муниципального образования «Сарапульский район», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Сарапульский район» №449/1 от 30.11.2011 г., Управление осуществляет контроль за содержанием зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, а в соответствии с п.2.4.11 Положения – осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя (распределителя) и администратора бюджетных средств, распределяет в установленном порядке средства бюджета на финансирование деятельности образовательных учреждений.
Таким образом, муниципальное образование «Сарапульский район», обязанное в силу закона организовать предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также являющееся учредителем бюджетного учреждения, и Управление образования администрации муниципального образования «Сарапульский район», осуществляющее от имени муниципального образования полномочия учредителя, в целях создания безопасных условий нахождения детей в образовательном учреждении обязаны обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию медицинского кабинета в МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад д.Юриха.
При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В силу ст.139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 12 ГК РФ определено, что одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору представлено право на обращение в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, на основании изложенного суд приходит к выводу о законности требований прокурора и необходимости удовлетворения его требований, основанных на законе.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, подп. 8 п.1 ст.333.20 НК РФ с ответчика МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад д.Юриха, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию в размере 200 рублей, от уплаты которой по делам в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц прокурор освобожден на основании подп. 9 п.1 ст.333.36 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сарапульского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад д.Юриха, муниципального образования «Сарапульский район, Управления образования администрации муниципального образования «Сарапульский район» по оборудованию медицинского кабинета в МОУ «Начальная школа – детский сад д.Юриха».
Обязать МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад д.Юриха оборудовать в данном учреждении медицинский кабинет, обязать муниципальное образование «Сарапульский район», Управление образования администрации муниципального образования «Сарапульский район» обеспечить финансирование по оборудованию медицинского кабинета в МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад д.Юриха.
Взыскать с МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад д.Юриха в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Сарапульский районный суд УР.
Решение изготовлено в окончательной форме 25 июня 2012 года.
Судья И.В.Чистяков