О возложении обязанности организовать сбор мусора



                                        Дело № 2-593.2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2012 г.                      г. Сарапул

    Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Батршиной Ф.Р.,

с участием помощника прокурора Сарапульского района УР Ожгихина А.К.,

при секретаре Головановой О.В.,

также с участием представителя администрации МО «Нечкинское « В. В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации МО «Нечкинское « Сарапульского района УР, выразившееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения МО «Нечкинское «, обязании Администрации МО «Нечкинское « Сарапульского района УР организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из населенных пунктов, расположенных на территории МО «Нечкинское « в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством с момента вступления решения суда в законную силу;

Установил:

Удмуртский     природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации МО «Нечкинское « Сарапульского района УР, выразившееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения МО «Нечкинское «, обязании Администрации МО «Нечкинское « Сарапульского района УР организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из населенных пунктов, расположенных на территории МО «Нечкинское « в соответствии с санитарно- эпидемиологическим законодательством с момента вступления решения суда в законную силу.

Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой установлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Администрации муниципального образования «Нечкинское» Сарапульского района Удмуртской Республики.

Так, 3 мая 2012 года сотрудником Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры совместно со специалистом управления Роспотребнадзора осуществлен выезд в МО «Нечкинское» для установления соответствия требованиям санитарно- эпидемиологического законодательства организации работы по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории поселения.

В соответствии с п. 18 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования «Нечкинское« к вопросам местного значения муниципального образования отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Нормативно- правовой акт? определяющий порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора МО «Нечкинское « не принят.

По требованиям ч.1 ст.13 закона РФ « Об охране окружающей среды « территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

На основании абзаца 3 ч.2 ст.2 закона РФ « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения « органы местного самоуправления обязаны обеспечить соблюдение требований в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Таким образом, Администрация МО «Нечкинское» обязана организовать и финансировать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов от населения на территории сельского поселения.

Главой МО «Нечкинское» представлено постановление главы МО «Нечкинское « от 18.12.2009 года, в соответствии с которым запрещено вывозить мусор на свалку.

Вместе с тем твердые и бытовые отходы по – прежнему вывозятся на указанный земельный участок, что является следствием ненадлежащего исполнения администрацией МО «Нечкинское « полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения.

Постановлением главы администрации МО «Сарапульский район» от 18 января 2010 года № 49 для размещения площадки временного хранения твердых бытовых отходов выделен земельный участок, расположенный в 750 метрах юго- восточнее с. Нечкино, площадью 121 148 кв.м.

Проведенной проверкой установлено, что площадка для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, фактически является несанкционированной свалкой твердых бытовых отходов, отходы размещены на почве.

Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой в мае 2012 года на имя главы администрации МО «Нечкинское « внесено представление об устранении нарушений закона при реализации полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории поселения.

31 июля 2012 года получен ответ о результатах рассмотрения представления. Так, администрацией разработан план мероприятий по устранению выявленных нарушений закона. Организован сбор отходов от многоквартирных домов. Вместе с тем, по – прежнему не организован сбор отходов от частных домовладений.

Согласно ст.58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Просит признать незаконным бездействия Администрации МО «Нечкинское « Сарапульского района УР, выразившееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения МО «Нечкинское «, обязать Администрацию МО «Нечкинское « Сарапульского района УР организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из населенных пунктов, расположенных на территории МО «Нечкинское « в соответствии с санитарно- эпидемиологическим законодательством с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании, участвовавший по поручению прокурора УР, помощник прокурора Сарапульского района УР Ожгихин А.К. требования поддержал по изложенным выше основаниям.

Представитель Администрации МО «Нечкинское» В.В.В. указал, что согласен с тем, что администрация МО «Нечкинское « обязана осуществлять организацию сбора и вывоза отходов и мусора на территории поселения МО «Нечкинское «, указанные мероприятия в настоящее время осуществляются.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, администрация МО «Сарапульский район», будучи надлежащим образом извещенными о дне и месте судебного рассмотрения, в суд своих представителей не направили.

Управление Роспотребнадзора по УР будучи надлежащим образом извещенным о дне и месте судебного рассмотрения, в суд своего представителя не направили, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе проверки, проведенной Удмуртской природоохранной прокуратурой совместно со специалистом Управления Роспотребнадзора, установлено следующее, что вывоз отходов на территории поселения МО «Нечкинское» осуществляется на свалку, расположенную в 750 м юго- восточнее с.Нечкино, ориентировочной площадью 1 га. Данную свалку официально никто не содержит, по периметру свалка огорожена. На данную свалку мусор вывозит население и ООО «Теплокомплекс», осуществляющий вывоз мусора от многоквартирных домов.

Статьей 33 Устава МО «Нечкинское « администрация муниципального образования является исполнительно- распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значении поселения.

Согласно ч.1 ст.8 и ч.2 ст.13 закона РФ «Об отходах производства и потребления «, ч.1 ст.7 закона РФ « Об охране окружающей среды «, подпунктом 18 ч.1 ст.14 закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза отходов и мусора.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования «Нечкинское « к вопросам местного значения муниципального образования отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Как установлено в судебном заседании, нормативно-правовой акт на территории МО «Нечкинское «, определяющий порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не принят.

В силу ч. 1 ст. 13 закона РФ «Об отходах производства и потребления « территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

На основании ч.1 и ч.2 ст.51 закона РФ « Об охране окружающей среды « отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производств и потребления на почву запрещен.

Согласно п.18 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования «Нечкинское « к вопросам местного значения муниципального образования отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с ч.2 ст.21 и ч.1 ст.22 закона РФ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения « содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, способы и условия, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами.

Абзацем 3 ч.2 ст.2 закона РФ « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения« органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Часть 2 ст.3 закона РФ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» обеспечиваемые за счет средств местного бюджета потребности муниципального образования в работах и услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам.

Таким образом, администрация МО «Нечкинское « обязана организовать и финансировать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов от населения на территории сельского поселения, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

Согласно п.1.2 СанПин 42 – 128 – 4690- 88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта ( хозяйственно- бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно- бытового назначения, жидких из неканализованных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

На основании п. 2.1.5 Санитарных Правил содержания территорий населенных мест твердые бытовые отходы вывозятся мусопровозным транспортом.

В силу ч.5 ст.12 закона РФ « Об отходах производства и потребления « запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.

Материалами дела подтверждается, что сбором отходов на территории поселения никто не занимается, контейнерных площадок на территории населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования не имеется. В 750 метрах юго- восточнее с.Нечкино расположена свалка бытовых отходов, данную свалку никто не содержит. Население самостоятельно вывозит мусор на данную свалку.

На основании постановления Главы Администрации МО «Нечкинское « от 18.12.2009 года запрещено вывозить мусор на свалку, расположенную на земельном участке по адресу: Сарапульский район, территория МО «Нечкинское«, 750 метров юго- восточнее с. Нечкино.

Однако как установлено в судебном заседании бытовые отходы вывозятся на указанный земельный участок.

Согласно постановлению главы Администрации МО «Сарапульский район» от 18 января 2010 года № 49 для размещения площадки временного хранения твердых бытовых отходов выделен земельный участок, расположенный в 750 метрах юго- восточнее с.Нечкино, площадью 12 148 кв.м.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что площадка для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, расположенная на указанном земельном участке, фактически является несанкционированной свалкой твердых бытовых отходов.

По требованиям п.3.2 СанПин 2.1.7.1322- 03 временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

На основании п.3.7 СанПин 2.1.7.1322- 03 при временном хранении отходов на открытых площадках должны соблюдаться следующие условия:

открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке ;

поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.) ;

по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями ;

поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Пунктом 3.9. СанПин 2.1.7.1322- 03 размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры и др.) допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок.

Главой МО «Нечкинское« в обоснование доводов об организации сбора и вывоза отходов на территории МО «Нечкинское « представлен договор на оказание услуг по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов от 22 августа 2012 года, заключенный между ООО «Ремонтно-домовой сервис« и администрацией МО «Нечкинское «.

На момент вынесения решения суда указанный договор только заключен, исполнение обязательств по договору не производилось.

В связи с чем суд считает, что в настоящее время администрацией МО «Нечкинское « не в полной мере осуществлены обязанности по организации сбора и вывоза отходов на территории поселения МО «Нечкинское «.

Учитывая, что бытовые отходы складируются на несанкционированных для этого местах, создает угрозу санитарно- эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает реальную опасность возникновения и распространения заболеваний. Указанная ситуация является результатом невыполнения Администрацией МО «Нечкинское «, возложенных на нее законом полномочий в области обращения с отходами.

Согласно ст.42 Конституции РФ, абзацами 1, 2 и 3 ст.3, ст.11 закона РФ «Об охране окружающей среды «, ст.8 закона РФ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

На основании ст.58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами, органами государственной власти местного самоуправления, установленных экологических и санитарно- гигиенических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.

Учитывая, что стороны Администрации МО «Нечкинское « имеется бездействие, выразившееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения МО «Нечкинское», то заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Нечкинское «, выразившееся в том, что администрацией МО «Нечкинское « не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения МО «Нечкинское «, обязании Администрации муниципального образования «Нечкинское « организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «Нечкинское« в соответствии с санитарно- эпидемиологическим законодательством подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Нечкинское « Сарапульского района Удмуртской Республики, выразившееся в том, что администрацией МО «Нечкинское « не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения МО «Нечкинское «, обязании Администрации муниципального образования «Нечкинское « Сарапульского района Удмуртской Республики организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «Нечкинское « в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством с момента вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Нечкинское « Сарапульского района Удмуртской Республики, выразившееся в том, что администрацией МО «Нечкинское « не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения МО «Нечкинское «.

Обязать Администрацию муниципального образования «Нечкинское « Сарапульского района Удмуртской Республики организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «Нечкинское « в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством с момента вступления решения суда в законную силу.

Настоящее решение отпечатано в совещательной комнате и может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики со дня его изготовления в окончательном виде в течение месяца.

В окончательном виде решение изготовлено 28 августа 2012 года.

        Судья Ф.Р. Батршина