Дело № 2-585.12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 октября 2012 г. г. Сарапул
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Батршиной Ф.Р.,
с участием помощника прокурора Каракулинского района УР Короткова А.В.,
при секретаре Головановой О.В.,
также с участием представителя ООО «Водоканал» М.Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Каракулинского района УР к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о признании незаконными действий ООО «Водоканал» по навязыванию дополнительной платной услуги по «приёмке узла учета холодной воды и допуск в эксплуатацию « гражданам – потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению, оказываемой ООО «Водоканал», запрете ООО «Водоканал» совершать действия по навязыванию дополнительной платной услуги по «приёмке узла учета холодной воды и допуск в эксплуатацию « гражданам – потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению, оказываемой ООО «Водоканал»
Установил:
Прокурор Каракулинского района УР обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным действия ООО «Водоканал» по навязыванию дополнительной платной услуги по « приёмке узла учета холодной воды и допуск в эксплуатацию « гражданам – потребителям коммунальной слуги по холодному водоснабжению, оказываемой ООО «Водоканал», запрете ООО «Водоканал» совершать действия по навязыванию дополнительной платной услуги по « приёмке узла учета холодной воды и допуск в эксплуатацию « гражданам – потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению, оказываемой ООО «Водоканал».
Прокуратурой Каракулинского района проведена проверка по заявлению Г. П.И. по факту неправомерного требования платы за опломбировку индивидуального прибора учета холодного водоснабжения со стороны ООО «Водоканал», в ходе которой установлено следующее.
Сети водопровода с.Каракулино находятся в муниципальной собственности МО «Каракулинский район». Между МО «Каракулинский район» и ООО «Водоканал» заключен договор аренды муниципального имущества от 25.08.2011 года.
Директором ООО «Водоканал « 12.01.2011 года утверждена калькуляция на приемку узла учета холодной воды и допуск в эксплуатацию, стоимость которой составила 500 рублей. Данная калькуляция используется ООО «Водоканал» по настоящее время. На основании данной калькуляции ООО «Водоканал» взимает плату с потребителей коммунальной услуги по холодному водоснабжению за прием прибора учета холодного водоснабжения в эксплуатацию и опломбировку прибора учета.
В виду чего, ООО «Водоканал» предоставляет гражданам платную услугу по « приёмке узла учета холодной воды и допуск в эксплуатацию «, которая фактически заключается в опломбировке приборов учета холодного водоснабжения.
Вместе с тем, взимание платы за данную услугу является незаконным по следующим основаниям.
Подпунктом « г « п.52 Правил предусмотрено, что потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных ( общедомовых ), общих ( квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении, однако требований об установке пломб за счет граждан – потребителей указанным пунктом не предусмотрено, не возложена на гражданина – потребителя коммунальных услуг обязанность производить опломбирование приборов учета за свой счет ни специальным нормативным актом, ни какими – либо иными правовыми актами.
В ч. 2 ст.548 ГК РФ установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Часть 2 ст.543 ГК РФ предусматривает, что в случае, когда абонементом по договору энергоснабжении выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
То есть поскольку Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам не разрешен вопрос об ответственности, обеспечение надлежащего технического состояния приборов учета потребления возложена на ресурсоснабжающую организацию. При таких обстоятельствах проверка, пломбировка и принятие на учет приборов учета должна являться текущей деятельностью ООО «Водоканал», осуществляемой в силу обязанностей, возложенных законом, и в своих интересах.
Более того, пломбы ставятся исключительно в целях пресечения несакционированного вмешательства в работу приборов учета, что является текущей работой коммунальных организаций.
Кроме того, доводы настоящего искового заявления согласуются с позицией законодателя, который в пункте 5 ст.20 закона РФ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении «, вступающей в силу с 01.01.2013 года, разъяснил данный вопрос, указав, что приборы учета воды сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
ООО «Водоканал « отказывается принимать в эксплуатацию и производить расчеты потребленных услуг на основании данных прибора учета без его опломбирования.
Тем самым общество навязывает потребителям дополнительную платную услугу, чем нарушаются требования законодательства о защите прав потребителей, что причиняет имущественный ущерб гражданам – потребителям, а также нарушаются их права и законные интересы.
Просит признать незаконными действия ООО «Водоканал « по навязыванию дополнительной платной услуги по «приёмке узла учета холодной воды и допуск в эксплуатацию» гражданам – потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению.
Запретить ООО «Водоканал « совершать действия по навязыванию дополнительной платной услуги по « приёмке узла учета холодной воды и допуск в эксплуатацию « гражданам – потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению, оказываемой ООО «Водоканал».
В судебном заседании, помощник прокурора Каракулинского района УР Коротков А.С. требования поддержал по изложенным выше основаниям, указал, что Новыми Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 также на потребителей не возложена обязанность производить за свой счет опломбирование и ввод в эксплуатацию приборов учета.
Представитель ООО «Водоканал» М. Е.А. суду пояснила, что с иском не согласна, указала, что услуга по приёмке узла учета холодной воды и допуск его в эксплуатацию включает себя следующие действия : технический осмотр узла учета холодной воды, допуск в эксплуатацию, выезд на объект, затраты ООО «Водоканал « на опломбировку выражены исключительно в форме расхода материала в сумме 15, 38 рублей. Не предусмотрено законодательством обязанность ресурсоснабжающей организации производить приемку узла учета воды и допуск его в эксплуатацию на безвозмездной основе.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании при приёмке узла учета холодной воды и допуск в эксплуатацию ООО «Водоканал « применяется и утверждена калькуляция на приёмку узла учета холодной воды и допуск в эксплуатацию.
В указанной калькуляции указано, что технический осмотр, пуск в эксплуатацию стоимость 134, 62 рубля, расход материала 15,38 рублей.
В соответствии с требованиями Жилищного Кодекса РФ, надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета ставится в зависимость от способа управления многоквартирных домов и может обеспечиваться : товариществом собственников жилья ( ст.137 ), жилищно- строительным кооперативом и жилищным кооперативом ( ст.110), управляющей организацией ( ст.162 ) или иным лицом, осуществляющим соответствующий вид деятельности ( ст.164 ).
Согласно п. 2 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов «, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 « коммунальные услуги « - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов ( домовладений ).
Частью 2 ст.548 ГК РФ установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами и не вытекает из существа обязательства.
Согласно ч.2 ст.543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.Статьей 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Пункт 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов «, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 предусматривает, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Из содержания указанных норм следует, что обязанность по вводу прибора учета в эксплуатацию возложена на исполнителя, а не на потребителя.
Указанные нормы корреспондируются с пунктом 31 и 33 указанных Правил.
Согласно п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов « исполнитель обязан: осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего ( квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий ( квартирный ) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного ( общедомового ) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1- го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
На основании п.33 данных Правил потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего ( квартирного ) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного ( общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за дней его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуг исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1 –го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Учитывая, что Указанными Правилами возложена обязанность по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию на исполнителя, то проверка, пломбировка и принятие на учет приборов учета является текущей деятельностью ООО «Водоканал».
Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307 также не была возложена на гражданина – потребителя коммунальных услуг обязанность производить опломбирование прибора учета за свой счет.
Пунктом 3 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года № 167 определено, что они не распространяются на отношения между организациями водопроводно – канализационного хозяйства и гражданами.
Следовательно, пункт 36 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года № 167, устанавливающий, что оборудование узла учета и его эксплуатация осуществляются за счет абонента не применим к указанным правоотношениям.
Опломбирование приборов учета является основанием к переходу граждан - потребителей на оплату услуг подачи воды не по нормативу, а по показаниям счетчика.
Как следует из объяснений представителя ответчика опломбирование учета прибора заключается в визуальном осмотре установки прибора учета, составление акта, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги.
Согласно ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя : плату за пользование жилым помещением, плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за коммунальные услуги.
Данная норма не возлагает на собственников или пользователей жилых помещений отдельно оплату за опломбирование и ввод в эксплуатацию прибора учета.
Таким образом, утверждения ответчика о том, что опломбирование должно производиться ООО «Водоканал« на возмездной основе, за счет потребителя, являются несостоятельными, так как такая обязанность не предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, не предусмотрено это было и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, не предусмотрено и иными правовыми актами.
Федеральным законом РФ от 07.12.2011 года № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении «, вступающего в силу с 1 января 2013 года, предусмотрено, что приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договорам водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее, холодное водоснабжение и ( или ) водоотведение, с которыми заключены указанные договора, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента и третьих лиц.
Пунктом 1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским Кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п.2 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей « запрещается обусловливать приобретение одних товаров ( работ, услуг ) обязательным приобретением иных товаров ( работ, услуг ).
Согласно п.2 ст.6 ГК РФ права и обязанности сторон определяются, исходя их общих начал и смысла гражданского законодательства( аналогии права ) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Следовательно, ответчик требуя с потребителей оплаты работ по опломбированию прибора учета и допуск в эксплуатацию прибора учета, ответчик тем самым навязывает потребителям дополнительные платные услуги, тем самым нарушает требования законодательства о защите прав потребителей.
Таким образом, исковые требования прокурора Каракулинского района УР в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью « Водоканал « о признании незаконными действий ООО «Водоканал « по навязыванию дополнительной платной услуги по «приемке узла учета холодной воды и допуск в эксплуатацию « гражданам – потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению, оказываемой ООО «Водоканал», запрете ООО «Водоканал « свершать действия по навязыванию дополнительной платной услуги по « приемке узла учета холодной воды и допуск в эксплуатацию « гражданам – потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению, оказываемой ООО «Водоканал», подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Каракулинского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о признании незаконными действий ООО «Водоканал» по навязыванию дополнительной платной услуги по « приёмке узла учета холодной воды и допуск в эксплуатацию « гражданам – потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению, оказываемой ООО «Водоканал», запрете ООО «Водоканал» совершать действия по навязыванию дополнительной платной услуги по « приёмке узла учета холодной воды и допуск в эксплуатацию « гражданам – потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению, оказываемой ООО «Водоканал удовлетворить.
Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» по навязыванию дополнительной платной услуги по « приёмке узла учета холодной воды и допуск в эксплуатацию « гражданам – потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению, оказываемой ООО «Водоканал».
Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» совершать действия по навязыванию дополнительной платной услуги по « приёмке узла учета холодной воды и допуск в эксплуатацию « гражданам – потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению, оказываемой ООО «Водоканал».
Настоящее решение отпечатано в совещательной комнате и может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики со дня его изготовления в окончательном виде в течение месяца.
В окончательном виде решение изготовлено 5 октября 2012 года.
Судья Ф.Р. Батршина