Дело № 2-439/2010г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2010 года п.Саракташ
Саракташский районный суд Оренбургской области в составе судьи Бажановой Г.А., при секретаре Байгильдиной А.И., с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Саракташского района Оренбургской области Киреевой Ю.П., третьего лица – ААР, представителя третьего лица ААР – Ибрагимовой Р.Ш.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Саракташского района Оренбургской области в интересах ААР к Администрации Муниципального образования «Саракташский район» Саракташского района Оренбургской области об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Саракташского района Оренбургской области в интересах ААР обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Саракташский район» Саракташского района Оренбургской области об обязании предоставить жилое помещение, указывая, что прокуратурой Саракташского района проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.
В соответствии со ст. 44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.
Федеральным законом от 21.121996 N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст. 4 указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 названного закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из вышеназванного закона, лица указанной категории обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п.п. 2 п. 2, п. 3, п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Так, вне очереди согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст. 1, ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-03 "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» отдельными государственными полномочиями Оренбургской области наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.
Органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма:
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).
В соответствии со ст. 2 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 N 1347/285-IV-03 "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по следующим нормам:
одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья.
В соответствии с п. 4 ст. 3 названного Закона по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).
Согласно ст. 6 указанного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления.
Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилья указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления муниципального района.
Согласно сведений Администрации МО «Саракташский поссовет» ААР принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Дата обезличена года.
Согласно сведений Отдела опеки и попечительства от 09.07.2010 г. ААР закрепленной жилой площади в п. Саракташ не имеет.
Таким образом, ААР относится к категории детей-сирот, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение жильем органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Однако приведенные положения федерального законодательства органами исполнительной власти до настоящего времени не исполнены.
В соответствии с решением Кувандыкского районного суда от 13.06.2002 г. АРЗ лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ААР.
Мать АА АРР, умерла Дата обезличена года.
Согласно аттестату от Дата обезличена г. о среднем (полном) образовании ААР окончила УКП при Саракташской средней общеобразовательной школе Номер обезличен.
По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.
Таким образом, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Жилищное законодательство не признает основанием к отказу в иске наличие списка лиц - внеочередников, обладающих аналогичной льготой и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями. Все они имеют одинаковую юридическую возможность на внеочередное получение жилого помещения. Эта возможность (субъективное право) возникает с момента принятия на учет и по их требованию должна быть реализована. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий.
В силу положений ст. 45 ГПК РФ, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может обратиться в суд, то заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
ААР относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является инвалидом 1 группы в связи с полной потерей зрения. Не обладает юридическими познаниями, не работает, нуждается в социальной помощи, в соответствии с действующим законодательством имеет право на преимущественное социальное обеспечение
Таким образом, самостоятельно обратиться в суд с заявлением в защиту своих интересов не может.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, ст. 45 ГПК РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", просит суд обязать администрацию МО Саракташский район предоставить по договору социального найма ААР вне очереди благоустроенное жилое помещение на состав семьи 1 человека, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств областного бюджета.
В судебном заседании старший помощник прокурора Саракташского района Оренбургской области Киреева Ю.П. исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям и подтвердила изложенные в нем обстоятельства.
Представитель ответчика – Администрации МО «Саракташский район» Саракташского района Оренбургской области в судебное заседание не явился. Администрация МО «Саракташский район» Саракташского района Оренбургской области представила в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия ее представителя, исковые требования признает в полном объеме.
Представитель третьего лица – Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, хотя надлежаще извещен о дне и времени судебного заседания. О причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.
Третье лицо ААР и ее представитель ИРШ с исковыми требованиями согласны, просят иск удовлетворить.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Ответчик по делу – Администрация МО «Саракташский район» Саракташского района Оренбургской области исковые требования признала в полном объеме.
В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ст. 39 ГПК РФ, учитывая, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает интересов других лиц, суд принимает признание иска ответчиком.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.57 ЖК РФ, ст.ст. 39, 173, 194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Прокурора Саракташского района Оренбургской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Саракташский район» Саракташского района Оренбургской области предоставить по договору социального найма ААР, Дата обезличена года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение на состав семьи из 1 человека, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Саракташский районный суд в течение 10 дней.
Судья: Бажанова Г.А.