д.№2-557/2010г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 октября 2010 года п.Саракташ
Саракташский районный суд Оренбургской области в составе судьи Бажановой Г.А., при секретаре Байгильдиной А.И., с участием Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Юдина Р.В., заинтересованного лица главы МО Николаевский сельсовет Дудко С.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора о признании решения должностного лица органа местного самоуправления незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании решения должностного лица органа местного самоуправления незаконным, указав, что проведенной Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что 27.06.2008г. главой МО Николаевский сельсовет Саракташского района Оренбургской области было издано распоряжение №72-р, которым утверждены «Правила охраны жизни людей на водных объектах Николаевского сельсовета» (далее по тексту - «Правила...»).
В соответствии с пунктом 8 статьи 25, частью 3 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006г. №74-ФЗ (в действующей редакции, далее по тексту - ВК РФ), Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах» от 14.12.2006г. №769, утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах отнесено к полномочию органов государственной власти субъектов Российской Федерации (после их согласования с территориальным органом МЧС РФ, Минприроды РФ, Минздравсоцразвития РФ).
Пунктом 26 части 1 статьи 14 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-Ф3 (в действующей редакции) к вопросам местного значения поселения отнесено только осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (а не нормативно-правовое регулирование этих отношений, в том числе в виде утверждения соответствующих правил).
Таким образом, «Правила...» утверждены с нарушением компетенции, присвоением полномочий органа государственной власти Оренбургской области.
Фактически они воспроизводят постановление Администрации Оренбургской области «Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах в Оренбургской области» от 12.08.2005г. №225-п (в редакции Постановлений Правительства Оренбургской области от 10.08.2006г. N272-п, от 22.06.2007г. N213-п), тогда как в нем содержалась адресованная главам муниципальных образований рекомендация лишь привести в соответствие с требованиями ВК РФ места массового отдыха населения на водных объектах и обеспечить соблюдение областных правил охраны жизни людей на водных объектах.
Таким образом, оспариваемое распоряжение нарушает интересы Российской Федерации и компетенцию органов государственной власти Оренбургской области (в соответствии со статьей 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся, помимо прочих, вопросы владения, пользования и распоряжения водными ресурсами; природопользование и охрана окружающей среды).
Исходя из изложенных в распоряжении норм (установление требований к обеспечению безопасности мест массового отдыха населения, распространение их на всех водопользователей и граждан и т.д.), оно носит характер нормативного правового акта (издание в установленном порядке наличие правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений - п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части от 29.11.2007г. №48).
То есть распоряжение затрагивает права и свободы человека и гражданина (в частности, право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ней - статья 42 Конституции РФ), однако в нарушение части 3 статьи 15 Конституции РФ опубликовано (обнародовано) оно не было.
Кроме того, данный акт не мог быть издан в форме распоряжения, поскольку из ч.б ст.43 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-Ф3 следует, что в такой форме могут издаваться лишь акты по вопросам организации работы местной администрации (к которым акты в отношении водных объектов отнесены быть не могут).
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в cyд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод неопределенного круга лиц, субъекта РФ, Российской Федерации, об оспаривании решений должностных лиц местного самоуправления, если ими нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
В судебном заседании заявитель Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор Юдин Р.В. отказался от заявления о признании решения должностного лица органа местного самоуправления незаконным в связи с его добровольным исполнением.
Заявителю разъяснены последствия прекращения производства по делу в связи с отказом от заявления, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ.
Учитывая, что отказ от заявления не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, имеются основания для принятия отказа от заявления и прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст. 39,173,220,221,224,225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять от Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Юдина Р.В. отказ от заявления.
Производство по делу по заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора о признании решения должностного лица органа местного самоуправления незаконным - прекратить.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Саракташский районный суд в течение 10 дней.
Судья Бажанова Г.А.