Дело № 2-555/2011 истец: Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор; ответчик: ГУП ` Саракташский лесхоз`



Дело №2-555/2011

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

16 августа 2011 года п. Саракташ

Саракташский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Судак О.Н.,

при секретаре Чернышевой Е.А.,

с участием представителя истца – заместителя прокурора Саракташского района Кладикова А.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к государственному унитарному предприятию Оренбургской области «Саракташский лесхоз» о признании незаконным бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указывая, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой во исполнение плана работы на I полугодие 2011 года проведена проверка соблюдения законодательства в сфере лесопользования, охраны и воспроизводства лесных ресурсов, о пожарной и санитарной безопасности в лесах в деятельности ГУП «Саракташский лесхоз» (далее по тексту - Предприятие), которой установлено следующее. Предприятие создано Указом Губернатора Оренбургской области от 27.09.2007 года № 126-ук «О создании государственных унитарных предприятий», учредитель - Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области, находится в ведении Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области (распоряжение Губернатора Оренбургской области от 09.10.2006 г. «О полномочиях органов исполнительной власти Оренбургской области по управлению государственными унитарными предприятиями»). Предприятие, являясь в силу пункта 1.3 Устава (утвержден распоряжением Министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений от 10.12.2007 года № 2087-р) коммерческой организацией, в целях выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, осуществляет, в частности, следующие виды деятельности: уход за лесами; охрана лесов от пожаров, незаконных рубок (порубок) и других действий, причиняющих вред лесам, а также защите их от вредителей и болезней леса, загрязнения и иных
негативных воздействий; санитарно-оздоровительные мероприятия;
использование лесов в соответствии с лесным законодательством; заготовка,
переработка и реализация древесины; отвод и таксация лесосек лесных
участков. Статьи 8, 16, 19, 25, 29, 51, 53, 55, 99 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ установили, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. К мерам пожарной и санитарной безопасности в лесах отнесено, в частности, установление пожарных и санитарных требований к использованию лесов. В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». При размещении такого заказа одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы соответствующего государственного контракта. Одним из видов использования лесов является заготовка древесины, которая представляет собой деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Заготовка древесины для обеспечения государственных нужд допускается на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Для заготовки древесины допускается осуществление рубок погибших и поврежденных лесных насаждений. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

Согласно «Правил заготовки древесины» (утверждены Приказом МПР России от 16.07.2007 г. N 184), устанавливаются требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации. Заготовка древесины без предоставления лесного участка осуществляется юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества. Для заготовки древесины используются в первую очередь лесные насаждения, которые требуют рубки по их состоянию (поврежденные пожарами, ветром, снегом, вредными организмами и в результате других негативных воздействий). Рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосек осуществляется в течение 12 месяцев с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений. Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам для переработки, установкам и приспособлениям, а также к складам, расположенным около лесных дорог. В целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесосеки, а также ее таксация, при которой определяются качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек. Работы по установлению и обозначению на местности границ лесосек выражаются, в частности, в постановке столбов на углах лесосек. Углы лесосек закрепляются столбами диаметром 12 - 16 см и высотой не менее 1,3 м. На столбах делается надпись с указанием номеров квартала и выдела (выделов), вида мероприятия (сплошная рубка и т.п.), года, на который предусмотрена рубка, номер и площадь лесосеки в гектарах. Организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. В технологической карте разработки лесосек указывается, в частности, способ очистки от порубочных остатков. При производстве работ по заготовке древесины обеспечивается, в частности, очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ (очистка мест рубок). Очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины. Очистка мест рубок осуществляется следующими способами:

сбором порубочных остатков в кучи или валы для последующего: использования в качестве топлива и на переработку; сжигания в пожаробезопасный период; перегнивания и подкормки диких животных в зимний период;

укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке;

разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий;

- укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки (без подроста).

При оставлении порубочных остатков на месте рубки на перегнивание сучья на вершинах стволов срубленных деревьев должны быть обрублены, крупные сучья и вершины разделены на отрезки длиной не более 2-3 метров и плотно прижаты к земле.

Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с пунктами 6, 17-21 «Правил пожарной безопасности в лесах» (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. N 417) они устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах, являются обязательными для исполнения органами государственной власти, юридическими лицами. При проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона. Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: - от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более -30 метров; - от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой. В соответствии с пунктами 1, 2, 28-32, 36, 39, 42, 44 «Правил санитарной безопасности в лесах» (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 г. N 414) они устанавливают единые санитарные требования к использованию лесов. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, в том числе путем проведения выборочных или сплошных санитарных рубок, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). При выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования. Санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся с учетом требований правил пожарной безопасности в лесах. Рубка деревьев и кустарников при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий проводится в соответствии с данными «Правилами...», «Правилами заготовки древесины», «Правилами пожарной безопасности в лесах» и «Правилами ухода за лесами», утвержденными в установленном лесным законодательством порядке. При использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации. В весенне-летний период не допускается хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами. 26.03.2010 года Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области с Предприятием был заключен государственный контракт № 0187/21 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продаже лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на участках из состава земель лесного фонда РФ на территории Оренбургской области для нужд Оренбургской области (открытый аукцион № 1-3-0700-12-0187-10 по лоту № 21), а также договор купли-продажи лесных насаждений и акт передачи лесных насаждений.

В соответствии с этими документами Предприятие произвело работы по заготовке (санитарной выборочной рубке) в квартале 31 выдела 32 Черноотрожского участкового лесничества на площади 2,9 га породы осокорь в объеме 104 м3 (в том числе крупная деловая древесина - 52 м3, дрова - 38 м3, хворост и сучья - 14 м3).

Прокурорской проверкой установлено, что при отводе и проведении санитарной выборочной рубки лесных насаждений на территории квартала 31 выдела 32 Черноотрожского участкового лесничества, были допущены следующие нарушения вышеприведенных норм федерального законодательства:

- лесосека в натуре не отграничена, ее границы лесосечными столбами не закреплены;

- заготовленная древесина с лесосеки не вывезена, с момента заключения договора купли-продажи лесных насаждений (март 2010 г.) прошло более 12 месяцев, время проведения рубки (согласно технологической карте) -июль 2010 г.;

- с заготовленной древесины (хранящейся на протяжении двух весенне-летних периодов - 2010 и 2011 годов) кора не удалена, древесина обработке пестицидами не подвергалась. Она не собрана в штабеля, противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра не отделена, место складирования древесины не очищено от горючих материалов, противопожарный разрыв вокруг него не создан и также не очищен от горючих материалов;

- очистка лесосеки от порубочных остатков выполнена некачественно: по всей площади имеются порубочные остатки, валежник (согласно пункту 17 технологической карты очистка данной лесосеки должна была быть произведена сбором в мелкие кучи); сучья на вершинах стволов срубленных деревьев не обрублены, к земле плотно не прижаты.

В соответствии со статьями 2, 9, 19, 42, 58 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, признаются государством в качестве высшей ценности.

Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных актов федерального законодательства нарушает интересы Российской Федерации как собственника лесов, ущемляет права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку вышеописанное бездействие повышает уровень пожарной и санитарной опасности на территории Саракташского лесничества, создает угрозу ослабления и гибели лесов, являющихся федеральной собственностью.

Просил признать незаконным бездействие государственного унитарного предприятия Оренбургской области « Саракташский лесхоз» по невыполнению на территории лесосеки, расположенной в квартале 31 выдела 32 Черноотрожского участкового лесничества, мероприятий направленных на: отграничение и оформление в натуре площади лесосеки, установке лесосечных столбов; вывоз заготовленной древесины; очистку от порубочных остатков, и обязать государственное унитарное предприятие Оренбургской области «Саракташский лесхоз» осуществить указанные мероприятия в строгом соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, «Правил санитарной безопасности в лесах», «Правил пожарной безопасности в лесах», «Правил заготовки древесины».

В ходе судебного заседания прокурор Кладиков А.Я. исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме, исключив указание на срок исполнения до 01 августа 2011 года, поскольку данный срок истёк, срок осуществления мероприятий будет ограничен датой вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика - ГУП «Саракташский лесхоз» в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, обратился с заявлением, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, с заявленными требованиями согласен в полном объеме.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствие с Правилами заготовки древесины, утвержденными Приказом МПР России от 16.07.2007 года N 184, заготовка древесины без предоставления лесного участка осуществляется юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества.

В соответствие с пунктами 6, 17-21 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года N 417, установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах, являются обязательными для исполнения органами государственной власти, юридическими лицами.

При проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:

весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;

укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;

завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

Согласно п.п. 1, 2, 28-32, 36, 39, 42, 44 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 г. N 414, установлены единые санитарные требования к использованию лесов. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, в том числе путем проведения выборочных или сплошных санитарных рубок, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Согласно Уставу ГУП Саракташский лесхоз, предприятие создано в целях осуществления в соответствии законодательством Российской Федерации мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли.

Материалами дела достоверно подтверждается, что при отводе и проведении санитарной выборочной рубки лесных насаждений на территории квартала 31 выдела 32 Черноотрожского участкового лесничества, были допущены следующие нарушения вышеприведенных норм федерального законодательства:

- лесосека в натуре не отграничена, её границы лесосечными столбами не закреплены,

- заготовленная древесина с лесосеки вывезена не полностью, с момента заключения договора купли-продажи лесных насаждений (март 2010 года) прошло более 12 месяцев, время проведения рубки (согласно технологической карте) -июль 2010 года;

-                    с заготовленной древесины (хранящейся на протяжении двух весенне-летних периодов - 2010 и 2011 годов) кора не удалена, древесина обработке пестицидами не подвергалась. Она не собрана в штабеля, противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра не отделена, место складирования древесины не очищено от горючих материалов, противопожарный разрыв вокруг него не создан и также не очищен от горючих материалов;

- очистка лесосеки от порубочных остатков выполнена некачественно: по всей площади имеются порубочные остатки, валежник (согласно пункту 17 технологической карты очистка данной лесосеки должна была быть произведена сбором в мелкие кучи); сучья на вершинах стволов срубленных деревьев не обрублены, к земле плотно не прижаты.

Таким образом, исковое заявление Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, обоснованно и подлежит удовлетворению.

Ответчик исковые требования признал.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора, поданный в интересах Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконным бездействие государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Саракташский лесхоз» по выполнению на территории лесосеки, расположенной в квартале 31 выдела 32 Черноотрожского участкового лесничества, мероприятий, направленных на отграничение и оформление в натуре площади лесосеки, установку лесосечных столбов; вывоз заготовленной древесины; очистку от порубочных остатков.

Обязать государственное унитарное предприятие Оренбургской области «Саракташский лесхоз» осуществить в строгом соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, Правил санитарной безопасности в лесах, Правил пожарной безопасности в лесах, Правил заготовки древесины следующие мероприятия:

- отграничить и оформить в натуре площадь лесосеки, расположенной в квартале 31 выделе 32 Черноотрожского участкового лесничества, путём установки лесосечных столбов;

- вывезти заготовленную древесину с территории указанной лесосеки;

- произвести очистку территории данной лесосеки от порубочных остатков.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Саракташский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья О.Н. Судак.

Решение в окончательной форме вынесено 19 августа 2011 года.