№2-785/2011г. Истец: Прокурор Саракташского района; Ответчик: Администрация МО `Саракташский район`



Дело № 2-785/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2011 года п. Саракташ

Саракташский районный суд Оренбургской области в составе судьи Бажановой Г.А., при секретаре Байгильдиной А.И., с участием представителя истца – заместителя прокурора Саракташского района Оренбургской области Кладикова А.Я., истца ДТС

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Саракташского района Оренбургской области в интересах ДТС к Администрации Муниципального образования «Саракташский район» Саракташского района Оренбургской области об обязании предоставления жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Саракташского района Оренбургской области в интересах <данные изъяты> обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Саракташский район» Саракташского района Оренбургской области об обязании предоставления жилого помещения, указывая, что прокуратурой Саракташского района проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

Федеральным законом от 21.12.1996 N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст. 4 указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 названного закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из вышеназванного закона, лица указанной категории обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.п. 2 п. 2, п. 3, п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Так, вне очереди согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 1, ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-03 "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» отдельными государственными полномочиями Оренбургской области наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.

Органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма:

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).

В соответствии со ст. 2 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 N 1347/285-1V-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по следующим нормам:

одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья.

В соответствии с п. 4 ст. 3 названного закона по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).

Согласно ст. 6 указанного закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.

Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления.

Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилья указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления муниципального района.

Мать ДТСДЕА умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец – ДСН решением Саракташского районного суда Оренбургской области от 22.02.2007 г. лишен родительских прав.

Распоряжением главы администрации МО Федоровский Первый сельсовет Саракташского района Оренбургской области №16-р от 03.05.1995 г. над несовершеннолетней установлена опека.

Согласно распоряжению главы администрации МО Федоровский Первый Саракташского района Оренбургской области №53-р от 15.11.2007 г. ДТС поставлена на регистрационный учет нуждающихся в жилом помещении детей оставшихся без попечения родителей.

Согласно сведений Отдела опеки и попечительства ДТС закрепленной жилой площади не имеет.

ДТС относится к категории детей-сирот, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение жильем органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

ДТС в 2007 году окончила обучение в МОУ «<данные изъяты>», о чем выдан аттестат № После окончания обучения в данном образовательном учреждении ДТС жильем обеспечена не была.

Приведенные положения федерального законодательства органами исполнительной власти до настоящего времени не исполнены.

По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Таким образом, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Жилищное законодательство не признает основанием к отказу в иске наличие списка лиц - внеочередников, обладающих аналогичной льготой и своевременно необеспеченных жилыми помещениями.

Все они имеют одинаковую юридическую возможность на внеочередное получение жилого помещения. Эта возможность (субъективное право) возникает с момента принятия на учет и по их требованию должна быть реализована. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий.

В силу положений ст. 45 ГПК РФ, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, то заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

ДТС не может самостоятельно обратиться в суд с заявлением в защиту своих интересов, поскольку не обладает юридическими познаниями,

В связи с изложенным ДТС обратилась в органы прокуратуры с заявлением о защите нарушенных жилищных прав.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, ст. 45 ГПК РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", просит суд обязать администрацию МО Саракташский район предоставить по договору социального найма ДТС вне очереди благоустроенное жилое помещение на состав семьи 1 человека, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств областного бюджета.

В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Саракташского района Оренбургской области Кладиков А.Я. исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям и подтвердил изложенные в нем обстоятельства.

Истец ДТС в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала полностью и подтвердила изложенные в нем обстоятельства.

Представитель ответчика - Администрации Муниципального образования «Саракташский район» Саракташского района Оренбургской области в судебное заседание не явился. Ответчик представил в суд заявление, просит рассмотреть дело без участия его представителя, исковые требования признает в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указывая, что Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии установлены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Законом Оренбургской области от 29.12.2007 г №1853/389-IV-Q3 полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления. Субъект Российской федерации - Оренбургская область, в соответствии с нормами пункта 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, передала полномочия по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда органам местного самоуправления.

С наделением органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются денежные средства, в виде межбюджетных трансфертов для муниципальных образований, для исполнения возложенных на них полномочий.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Ответчик по делу Администрация Муниципального образования «Саракташский район» Саракташского района Оренбургской области исковые требования признала в полном объеме.

В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В силу ст. 39 ГПК РФ, учитывая, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает интересов других лиц, суд принимает признание иска ответчиком.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.57 ЖК РФ, ст.ст. 39, 173, 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Саракташского района Оренбургской области в интересах Долгушиной Татьяны Сергеевны удовлетворить.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Саракташский район» Саракташского района Оренбургской области предоставить по договору социального найма ДТС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, вне очереди благоустроенное жилое помещение на состав семьи из одного человека, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Саракташский районный суд в течение 10 дней.

Судья Бажанова Г.А.