Дело №2-817/2011 Р Е Ш Е Н И Е пос. Саракташ 26 сентября 2011 года Саракташский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего: судьи Аветисяна Г.Р., при секретаре Гороховой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры, поданному в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, У С Т А Н О В И Л: Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией МО «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области при осуществлении сбора и вывоза бытовых отходов с территории населенного пункта. В ходе проведенной проверки установлено, что МО «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области состоит из одного населенного пункта – пос. Саракташ. Численность населения муниципального образования составляет 18 500 человек. Поселок Саракташ состоит их 110 улиц и 31 переулка. В ходе проверки установлено, что администрацией МО «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области, в нарушение требований федерального законодательства, надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не организован. Населением и учреждениями муниципального образования сбор и вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется самостоятельно. В домовладениях и на территории муниципального образования места сбора отходов и контейнеры не установлены. На улицах муниципального образования урны не выставлены. Генеральная схема очистки населенных пунктов решением Совета депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась. Очередность планово-регулярной очистки в муниципальном образовании не устанавливалась, с Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором) не согласовывалась. По мнению прокурора, несоблюдение администрацией МО требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поссовета может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан. Считает, что данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории МО «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, обязать администрацию МО «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области: не позднее 01 декабря 2011 года согласовать с администрацией МО «Саракташский район» Оренбургской области и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором) выделение на территории поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров в количестве, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами; установить и согласовать периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором); принять меры к организации установки на улицах МО урн, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда. В судебное заседание заявитель – Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель администрации МО «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, хотя о месте, дне и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей прокуратуры и администрации муниципального образования. В суд поступил отзыв на заявление прокурора, в котором администрация МО «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области с заявлением не согласна, просит суд отказать в его удовлетворении. Глава муниципального образования не оспаривает то, что полномочиями по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории упомянутого выше населенного пункта наделена администрация МО «Саракташский поссовет». Вместе с тем автор отзыва указывает, что в настоящее время разработан и действует Порядок организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО «Саракташский поссовет», утвержденный постановлением главы администрации от 20 сентября 2011 года № 270п; составлена схема и утвержден перечень контейнерных площадок, утвержденный постановлением от 20 сентября 2011 года № 271п; приобретено и установлено 102 металлических контейнера на 81 контейнерной площадке, из которых 23 оборудованы металлическими ограждениями с 3-х сторон и водонепроницаемым покрытием. Отмечает, что для рационального сбора, быстрого удаления и экономически-целесообразного утилизирования бытовых отходов и мусора разработаны, утверждены и согласованы с администрацией МО «Саракташский поссовет» три маршрута движения спецтехники, составлены графики вывоза контейнеров с площадок, что исключает возможность загнивания и разложения ТБО и мусора. Указывает, что на территории п. Саракташ, на основании муниципального контракта № 6 от 16 мая 2011 года и договоров субподряда, сбором и вывозом ТБО и мусора занимаются ООО «Вымпелком-Сервисное обслуживание» и ООО «Жилдорсервис». Между указанными организациями и населением поселка, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключены договора на сбор и вывоз ТБО и мусора с закрепленных территорий, контроль за выполнением договоров осуществляется администрацией муниципального образования и населением. Считает, что администрация муниципального образования «Саракташский поссовет» выполняет требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части организации сбора и вывоза ТБО и мусора на территории поселка, в связи с чем не признает требования природоохранного прокурора. Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу: В силу статьей 41 и 42 Конституции Российской Федерации, гарантируется право каждого на здоровье и на благоприятную окружающую среду. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе, в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пунктом 19 части 1 статьи 5 Устава МО «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местно значения сельсовета. Частью 1 статьи 22 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пункты 1.1, 1.2, 2.1.1., 2.1.2., 2.1.3., 2.2.1., 2.2.2. санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР от 05 августа 1988 г. № 4690 – 88) определяют, что система санитарной отчистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой отчистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 градусов и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре – свыше +5 градусов) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. В силу абзаца 2 пункта 10 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Таким образом, по смыслу вышеупомянутых норм действующего законодательства на администрацию МО «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области возложены обязанности по согласованию с администрацией МО «Саракташский район» Оренбургской области и Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) вопросов выделения на территории сельского поселения специальных площадок для размещения мусоросборных контейнеров в количестве, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами. При определении необходимого для поселения количества мусоросборников, следует руководствоваться Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Подпунктом 2.1.4 пункта 2 Санитарных правил и норм установлено, что для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды их наибольшего накопления. В силу подпункта 4.1 пункта 4 Санитарных правил и норм, на всех площадях и улицах, в садах, парках, на вокзалах, в аэропортах, на пристанях, рынках, остановках городского транспорта и других местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны. Следовательно, на администрацию МО «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области возложена обязанность по принятию мер к организации установки на улицах муниципального образования урн, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда. В то же время подпунктом 2.2.1 пункта 2 Санитарных правил и норм, в каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (Роспотребнадзор). С учетом данной нормы, суд приходит к выводу о том, что на администрацию МО «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области возложены обязанности по согласованию периодичности удаления твердых бытовых отходов с территории населенного пункта с Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). В ходе проверки, проведенной сотрудниками Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры на предмет исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, установлено, что администрацией МО «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области на территории муниципального образования сбор и вывоз твердых бытовых отходов надлежащим образом не организован. Полномочия по сбору и вывозу отходов МО «Саракташский район» Оренбургской области администрацией сельсовета не передавались. Генеральная схема отчистки населенного пункта не принималась и не утверждалась. Из материалов дела следует, что на территории МО «Саракташский поссовет» в настоящее время разработан и действует Порядок организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО «Саракташский поссовет», утвержденный постановлением главы администрации от 20 сентября 2011 года № 270п; составлена схема и утвержден перечень контейнерных площадок, утвержденный постановлением от 20 сентября 2011 года № 271п; приобретено и установлено 102 металлических контейнера на 81 контейнерной площадке, из которых 23 оборудованы металлическими ограждениями с 3-х сторон и водонепроницаемым покрытием. Для рационального сбора, быстрого удаления и утилизирования бытовых отходов и мусора разработаны, утверждены и согласованы с администрацией МО «Саракташский поссовет» три маршрута движения спецтехники, составлены графики вывоза контейнеров с площадок. На территории п. Саракташ, на основании муниципального контракта № 6 от 16 мая 2011 года и договоров субподряда, сбором и вывозом ТБО и мусора занимаются ООО «Вымпелком-Сервисное обслуживание» и ООО «Жилдорсервис». Между указанными организациями и населением поселка, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключены договора на сбор и вывоз ТБО и мусора с закрепленных территорий. Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства, вышеуказанные действия не согласованы с администрацией МО «Саракташский район» Оренбургской области и Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрацией МО «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области до настоящего времени не исполняются прямо возложенные действующим законодательством обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования. Данное бездействие администрации МО «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области является незаконным. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о возложении на администрацию МО «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области обязанности по согласованию с администрацией МО «Саракташский район» Оренбургской области и Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) вопросов выделения на территории сельского поселения специальных площадок для размещения мусоросборных контейнеров в количестве, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами подлежит удовлетворению. Требование прокурора по возложению на администрацию МО «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области по принятию мер к организации установки на улицах муниципального образования урн, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда – также является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит удовлетворению. Суд находит обоснованным требование прокурора о возложении на администрацию МО «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области обязанности по согласованию периодичности удаления твердых бытовых отходов с территории населенного пункта с Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Прокурор просит установить срок для устранения выявленных нарушений до 01 декабря 2011 года. Суд находит указанный срок разумным. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования. Обязать администрацию муниципального образования «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области не позднее 01 декабря 2011 года: согласовать с администрацией муниципального образования «Саракташский район» Оренбургской области и Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории сельского поселения площадок для размещения мусоросборных контейнеров в количестве в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами; установить и согласовать периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населенных пунктов с Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор); принять меры к организации установки на улицах муниципального образования урн, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами технической эксплуатации жилого фонда. Решение может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Саракташский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме. Председательствующий: Г.Р. Аветисян Мотивированное решение составлено 30 сентября 2011 года