№2-662/2011г. Истец: Греков И.Н.; Ответчик: ГУ УПФ РФ в Саракташском районе



Дело № 2-662/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пос. Саракташ 29 сентября 2011 года

Саракташский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего: судьи Аветисяна Г.Р.,

при секретаре: Гороховой А.Г.,

с участием:

истца Грекова И.Н.,

представителя истца – адвоката Чуркиной Н.Н.,

представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (далее ГУ УПФ РФ) в Саракташском районе Оренбургской области – юрисконсульта Левченко В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грекова И.Н. к ГУ-УПФ РФ в Саракташском районе Оренбургской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Греков И.Н. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Саракташском районе Оренбургской области, указав, что решением начальника ГУ-УПФ РФ в Саракташском районе Оренбургской области № 201 от 27 июля 2011 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно указанному решению, из его общего трудового стажа было засчитано всего лишь 14 лет 10 месяцев 24 дня, не засчитаны периоды: с 18 мая 1977 года по 09 июня 1979 года (2 года) – служба в армии по призыву; с 14 января 1982 года по 01 сентября 1982 года (7 месяцев 17 дней) – работа в Гавриловской СОШ в качестве инструктора производственного обучения; со 02 сентября 1982 года по 01 марта 1985 года (2 года 6 месяцев) – работа секретарем комитета ВЛКСМ колхоза «Правда»; со 02 марта 1985 года по 20 марта 1990 года (5 лет 18 дней) – работа в должности председателя исполкома Гавриловского сельсовета – Саракташского райсполкома. Истец с решением об отказе ему в назначении пенсии не согласен, считает его незаконным в части невключения указанных периодов в льготный трудовой стаж. Просит суд признать отказ начальника ГУ-УПФ РФ в Саракташском районе Оренбургской области от 27 июня 2011 года № 201 в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости незаконным; признать за ним право на досрочное пенсионное обеспечение; обязать ГУ-УПФ РФ в Саракташском районе Оренбургской области включить вышеуказанные периоды в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; обязать ГУ-УПФ РФ в Саракташском районе Оренбургской области произвести расчет и выплату пенсии, начиная с 08 июля 2011 года, т.е. с момента обращения в ГУ-УПФ РФ в Саракташском районе Оренбургской области.

В ходе судебного разбирательства Греков И.Н. и его представитель Чуркина Н.Н., поддержали исковые требования и просили суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Саракташском районе Оренбургской области – юрисконсульт Левченко В.М. возражал против удовлетворения исковых требований Грекова И.Н., считает решение начальника 27 июля 2011 года № 201 законным и обоснованным. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований Грекова И.Н.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования Грекова И.Н. являются обоснованными и подлежит удовлетворению на основании следующего:

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Достоверно установлено, что 08 июля 2011 года истец Греков И.Н. обратился в УПФ РФ в Саракташском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением начальника ГУ-УПФ РФ в Саракташском районе Оренбургской области за № 201 от 27 июля 2011 года ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого 25 летнего стажа в педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Всего Грекову И.Н. на дату подачи заявления, а именно: 08 июля 2011 года, ответчиком включено в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости – 14 лет 10 месяцев 24 дня. В специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включены следующие периоды:

·        с 18 мая 1977 года по 09 июня 1979 года (2 года) – период службы в армии по призыву;

·        с 14 января 1982 года по 01 сентября 1982 года (7 месяцев 17 дней) – работа в Гавриловской СОШ в качестве инструктора производственного обучения;

·        со 02 сентября 1982 года по 01 марта 1985 года (2 года 6 месяцев) – работа секретарем комитета ВЛКСМ колхоза «Правда»;

·        со 02 марта 1985 года по 20 марта 1990 года (5 лет 18 дней) – работа в должности председателя исполкома Гавриловского сельсовета – Саракташского райсполкома.

В зачете указанных периодов решением начальника ГУ-УПФ РФ в Саракташском районе Оренбургской области от 27 июля 2011 года № 201 отказано по той причине, что Списком профессий и должностей, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, выше указанные должности не предусмотрены.

Суд не может согласиться с принятым решением начальника ГУ-УПФ РФ в Саракташском районе Оренбургской области от 27 июля 2011 года № 201 в части отказа включения в льготный трудовой стаж спорных периодов на основании следующего:

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии пунктом 1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 в стаж работы по специальности учителя других работников просвещения засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР при условии если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Как усматривается из военного билета, Грекова И.Н. с 18 мая 1977 года по 09 июня 1879 года (2 года 22 дня) проходил военную службы в составе Вооруженных сил СССР по призыву. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Период службы Грекова И.Н. в составе Вооруженных сил СССР относится к периоду деятельности до 01 января 2002 года, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вышеназванный период службы Грекова И.Н. в составе Вооруженных сил СССР подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Из материалов дела видно, что 14 января 1982 года Греков И.Н. приказом по Гавриловской средней школе был назначен инструктором производственного обучения.

В указанной должности работал до 01 сентября 1982 года, после чего приказом № 62§4 от 30 сентября 1982 года уволен в связи с сокращением штатов.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (пункт 1 статьи 27 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен разрешаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должности и профессии, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т. п.).

Исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно: трудовой книжкой, Классными журналами Гавриловской средней школы, тарификационными списками, установлено, что в спорный период с 14 января 1982 года по 01 сентября 1982 года Греков И.Н. не был уволен с должности учителя и не переставал преподавать предметы – «агрохимия» и «труды», а кроме того фактически выполнял обязанности мастера производственного обучения, обучая детей работе на тракторах и комбайне.

Оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание положения Постановления Министра труда РФ от 11 ноября 1992 года № 33 от 17 августа 1995 года № 46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации», которым определены должностные обязанности мастера производственного обучения, и Приказ Министерства Просвещения СССР № 75 от 27 июня 1974 года «О переименовании должностей инструкторов по обучению практическому вождению автомобиля в должности мастеров производственного обучения вождению и установлении для них новых должностных окладов», которым должности инструкторов по обучению практическому вождению автомобиля в общеобразовательных школах переименованы в должности мастеров производственного обучения вождению, суд пришел к выводу о тождественности этих должностей и необходимости включения указанного периода в льготный стаж Грекова И.Н.

Суд обращает внимание на то, что занимаемая истцом в период должность «мастер производственного обучения» указана в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, а согласно пункта 1.1. раздела «Наименование учреждений» Списка общеобразовательные школы всех наименований относятся к учреждениям, работа в которых мастером производственного обучения дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью.

Учитывая, что в соответствии с гражданским процессуальным законодательством суд вправе устанавливать тождественность выполняемых гражданином функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, довод ответчика об отсутствии в Списках, утвержденных Правительством РФ, в качестве льготной должности инструктора производственного обучения является несостоятельным.

Периоды работы истца со 02 сентября 1982 года по 01 марта 1985 года (2 года 6 месяцев) работа секретарем комитета ВЛКСМ колхоза «Правда» и со 02 марта 1985 года по 20 марта 1990 года (5 лет 18 дней) работа в должности председателя исполкома Гавриловского сельсовета – Саракташского райсполкома имели место до издания постановления № 463 от 06 сентября 1991 года, на тот момент действовало Постановление № 1397 от 17 декабря 1959 года, согласно которого учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Учитывая, что все учителя, независимо от наименования должности и наименования учреждения, имели право на такой вид пенсии, истец обоснованно требует этот период включить ему в специальный стаж.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года установлено, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 9 часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года установлено, что норма пункта 4 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в силу которой – во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального закона – исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение начальника ГУ-УПФ РФ в Саракташском районе Оренбургской области № 201 от 27 июля 2011 года в части не включения Грекову И.П. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, спорных периодов – является незаконным.

Таким образом, при включении истцу в специальный стаж периодов работы:

·        с 18 мая 1977 года по 09 июня 1979 года (2 года) – период службы в армии по призыву;

·        с 14 января 1982 года по 01 сентября 1982 года (7 месяцев 17 дней) – работа в Гавриловской СОШ в качестве инструктора производственного обучения;

·        со 02 сентября 1982 года по 01 марта 1985 года (2 года 6 месяцев) – работа секретарем комитета ВЛКСМ колхоза «Правда»;

·        со 02 марта 1985 года по 20 марта 1990 года (5 лет 18 дней) – работа в должности председателя исполкома Гавриловского сельсовета – Саракташского райсполкома,

на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Саракташском районе, то есть 08 июля 2011 года, специальный стаж истца составил 25 лет 01 месяц 21 день, что достаточно для назначения досрочной пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Грекова И.Н. законны, обоснованны и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Грекова И.Н. удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным решение начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области № 201 от 27 июля 2011 года в части не включения Грекову И.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы:

·        с 18 мая 1977 года по 09 июня 1979 года (2 года) – период службы в армии по призыву;

·        с 14 января 1982 года по 01 сентября 1982 года (7 месяцев 17 дней) – работа в Гавриловской СОШ в качестве инструктора производственного обучения;

·        со 02 сентября 1982 года по 01 марта 1985 года (2 года 6 месяцев) – работа секретарем комитета ВЛКСМ колхоза «Правда»;

·        со 02 марта 1985 года по 20 марта 1990 года (5 лет 18 дней) – работа в должности председателя исполкома Гавриловского сельсовета – Саракташского райсполкома.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области включить Грекову И.Н. в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, следующие периоды работы:

·        с 18 мая 1977 года по 09 июня 1979 года (2 года) – период службы в армии по призыву;

·        с 14 января 1982 года по 01 сентября 1982 года (7 месяцев 17 дней) – работа в Гавриловской СОШ в качестве инструктора производственного обучения;

·        со 02 сентября 1982 года по 01 марта 1985 года (2 года 6 месяцев) – работа секретарем комитета ВЛКСМ колхоза «Правда»;

·        со 02 марта 1985 года по 20 марта 1990 года (5 лет 18 дней) – работа в должности председателя исполкома Гавриловского сельсовета – Саракташского райсполкома.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области назначить Грекову И.Н. досрочную трудовую пенсию по старости, начиная с 08 июля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Саракташский районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: Г.Р. Аветисян

Решение в окончательной форме изготовлено 03 октября 2011 года.