13 декабря 2011 года п. Саракташ Саракташский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Бажановой Г.А., при секретаре Байгильдиной А.И., с участием представителя истца - заместителя прокурора Саракташского района Оренбургской области Игнатьева В.А., представителей ответчика Правительства Оренбургской области - Беловой Г.В., Рогалевой А.О., Лазебного А.В., представителя ответчика Администрации муниципального образования «Желтинский сельсовет» Саракташского района Оренбургской области Тимофеева С.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Саракташского района Оренбургской области, в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Оренбургской области, Администрации Муниципального образования «Желтинский сельсовет» Саракташского района Оренбургской области об оспаривании бездействия Правительства Оренбургской области, Администрации Муниципального образования «Желтинский сельсовет» Саракташского района Оренбургской области, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Саракташского района Оренбургской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Правительству Оренбургской области, Администрации Муниципального образования «Желтинский сельсовет» Саракташского района Оренбургской области об оспаривании бездействия Правительства Оренбургской области, Администрации Муниципального образования «Желтинский сельсовет» Саракташского района Оренбургской области, указав, что прокуратурой Саракташского района с участием специалиста ГУ «Саракташское районное управление ветеринарии» 29.09.2011 года проведена проверка соблюдения законодательства в сфере утилизации биологических отходов. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования «Желтинский сельсовет» имеется одна биотермическая яма, расположенная в 1500 м. восточнее с. Желтое. Указанная яма не соответствует ветеринарно-санитарным правилам, сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и создает угрозу возникновения инфекционных заболеваний опасных для жизни людей и животных. В соответствии с п. 5.6 ВСП ограждение скотомогильника металлическое из профлиста, высотой <данные изъяты> метра, имеются ворота. Траншея по периметру отсутствует, что не отвечает всем установленным правилам. В нарушение п. 1.8 ВСП на территории скотомогильника имеются останки животных. Согласно п. 5.7 ВСП в центре участка находится яма, обложенная кирпичом, в диаметре <данные изъяты> м., бетонное перекрытие с железным люком без замка, что также не соответствует всем нормам. Имеется навес над ямой, шифер 3 на 4 метра, а также площадка бетонная, <данные изъяты> метра, для вскрытия трупов животных. Отсутствует помещение для хранения дезосредств, инвентаря, что не в полном объеме соответствует п. 5.8 ВСП. Заключение: данный скотомогильник (биотермическая яма) не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения. Полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций предполагают осуществление организационно - технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотии, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуация. Согласно ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003№ 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, осуществление мер по предупреждению - субъекта Российской Федерации. Согласно п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184 - ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации на территории субъектов Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета. В ходе проведенной проверки установлено, что сведений о правах на имеющийся на территории МО «Желтинский сельсовет» скотомогильник не имеется и на балансе администрации МО «Желтинский сельсовет» он не состоит. Указанные полномочия должным образом не исполняются органом государственной власти субъекта РФ - Правительством Оренбургской области, что свидетельствует о его бездействии. Вопрос о принадлежности скотомогильника до настоящего времени не решен, что может привести к созданию чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования и тем самым создает препятствие к осуществлению предусмотренных ст. 42 Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений относится к вопросам местного значения поселения. Указанные требования законодательства не исполняются органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования «Желтинский сельсовет», что нарушает предусмотренные ст.42 Конституции РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», предусмотрено право гражданина на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Не соответствие скотомогильника правилам сбора и утилизации биологических отходов на территории МО «Желтинский сельсовет», создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и угрозу причинения вреда здоровью. Просит суд: 1. Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанных с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации уничтожения биологических отходов биотермической ямы, находящейся на территории МО «Желтинский сельсовет». 2. Обязать Правительство Оренбургской области принять на баланс указанный объект и устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования биотермической ямы в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации биологических отходов. 3. Признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Желтинский сельсовет» по предупреждению чрезвычайной ситуации. 4.Обязать Администрацию Муниципального образования «Желтинский сельсовет» устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем очистки прилегающей к скотомогильнику территории. 5.Обязать Администрацию Муниципального образования «Желтинский сельсовет» обеспечить места массового пребывания людей специализированными техническими средствами оповещения и информирования населения об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения. В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Саракташского района Игнатьев В.А. отказался от иска к Администрации Муниципального образования «Желтинский сельсовет» Саракташского района Оренбургской области в полном объеме, в связи с добровольным исполнением, а также заявил частичный отказ от иска к Правительству Оренбургской области в части обязания Правительства Оренбургской области принять на баланс спорный объект. Определением Саракташского районного суда от 13.12.2011 года производство по делу по иску прокурора Саракташского района Оренбургской области, в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Оренбургской области об оспаривании бездействия Правительства Оренбургской области в части обязания Правительства Оренбургской области принять на баланс спорный объект, а также к Администрации Муниципального образования «Желтинский сельсовет» Саракташского района Оренбургской области об оспаривании бездействия Администрации Муниципального образования «Желтинский сельсовет» Саракташского района, в полном объеме заявленных требований, – прекращено. В остальной части представитель истца – заместитель прокурора Саракташского района Игнатьев В.А. поддержал исковые требования по указанным в иске основаниям и подтвердил изложенные в нем обстоятельства и требования. В судебном заседании представители ответчика - Правительства Оренбургской области Белова Г.В., Рогалева А.О., Лазебный А.В. с иском не согласились и пояснили, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого за счет средств бюджета субъекта РФ, действительно, обязан осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Считают, что факт незаконного бездействия Правительства Оренбургской области ничем не доказан. Бездействие Правительства, может быть выражено в непринятии нормативного правового акта и не выделении средств из бюджета. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию биотермической ямы муниципальному образованию не передавались. Однако 19.08.2011 года принято постановление Правительства Оренбургской области № 752-пп «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Оренбургской области» на 2012-2016 годы». Вышеуказанной целевой Программой определены мероприятия по ремонту, строительству и консервации объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Оренбургской области, определен механизм реализации этих мероприятий. Выполнение этих мероприятий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований на условиях софинансирования за счет субсидий из областного бюджета и средств местного бюджета. Предоставление субсидий в рамках данной Программы из областного бюджета муниципальным образованиям области осуществляется при условии наличия муниципальных программ и объема средств, предусмотренных в местных бюджета на их реализацию, на основании соглашений, заключенных между администрациями муниципальных образований и органами исполнительной власти. Правительство Оренбургской области 30.09.2011 года направило главе администрации Саракташского района письмо об исполнении решений судов и участии муниципальных образований в областной целевой Программе. До принятия муниципальных Программ невозможно определить размер софинансирования из бюджета области. Субсидии из областного бюджета будут строго целевыми и только муниципальной Программой будет определена судьба скотомогильника на территории Желтинского сельского совета: будет ли он обустроен, отремонтирован или законсервирован, каким образом, за счет каких средств будет решаться вопрос о собственнике или балансодержателе объекта и т.д. Кроме того, истцом не представлено доказательств, что спорный объект является скотомогильником. Просят суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Саракташского района. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. Из материалов дела следует, что на территории Администрации МО «Желтинский сельсовет» Саракташского района Оренбургской области, в <данные изъяты> метрах восточнее с.Желтое, расположена предназначенная для захоронения биологических отходов биотермическая яма, дата введения в эксплуатацию - <данные изъяты> год. Биотермическая яма обложена кирпичом, в диаметре <данные изъяты> метров бетонное перекрытие с железным люком без замка, заполнена на <данные изъяты>%, имеется металлическое ограждение из профлиста, высотой <данные изъяты> метра, ворота имеются, траншея отсутствует, на территории скотомогильника имеются останки животных, над ямой имеется навес из шифера, размером <данные изъяты> метра, имеется бетонная площадка для вскрытия трупов животных, размером <данные изъяты> метра, помещение для хранения дезосредств, инвентаря отсутствует. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки ветеринарно-санитарного состояния скотомогильника (биотермической ямы) от 29 сентября 2011 года, составленным ведущим госветинспектором ГУ «Саракташское районное управление ветеринарии» Титовым В.И. с участием помощника прокурора Саракташского района Оренбургской области Игнатьева В.А., главы МО «Желтинский сельсовет» Тимофеева С.А.; фотографиями с изображением биотермической ямы и прилегающей территории с останками животных. Согласно заключению, содержащемуся в акте проверке от 29 сентября 2011 года, скотомогильник (биотермическая яма) не соответствует ветеринарно-санитарным Правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным госветинспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года №13-7-2/469 и зарегистрированным в Минюсте России 5 января 1996 года № 1005. Из показаний свидетеля Ц.В.В., госветинспектора «Саракташского районного управления ветеринарии», следует, что биотермическая яма, расположенная на территории Желтинского сельсовета, является бесхозной, ранее принадлежала колхозу «Сакмарский», который в настоящее время ликвидирован. Данный скотомогильник (яма Беккери) используется примерно с 80-х годов. В настоящее время скотомогильником (биотермическая ямой) пользуются жители Желтинского сельсовета, крестьянские хозяйства, индивидуальные предприниматели, необходимость в ее использовании имеется. Других на территории сельсовета биотермических ям для уничтожения биологических отходов нет. Данная яма Беккери не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, но имеется возможность для ее оборудования, приведения в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами. Таким образом, судом установлено, что биотермическая яма, расположенная в <данные изъяты> метрах восточнее с.Желтое Саракташского района Оренбургской области, не соответствует требованиям, предусмотренным п.5.6, 5.8, 6.2 Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным госветинспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года №13-7-2/469 и зарегистрированным в Минюсте России 5 января 1996 года № 1005. Так, пунктом 5.6 Правил предусмотрено, что территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. Пунктом 5.8 Правил предусмотрено, что над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Пунктом 6.2 Правил предусмотрено, что ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах на объект недвижимого имущества: биотермическая яма (яма Беккари, скотомогильник) по адресу: <адрес>, на территории Желтинского сельсовета, вблизи с.Желтое, отсутствуют. Из акта обследования скотомогильника (биотермической ямы) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что принадлежность скотомогильника (биотермической ямы), расположенной на территории Желтинского сельсовета, не выявлена, является бесхозяйной. Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, ответчиком суду не представлено. Согласно вышеуказанных Правил места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям. Биологическими отходами являются: труппы животных и птиц; абортируемые и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и не пищевого сырья животного происхождения. Скотомогильники, ямы Беккари являются потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний. В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Таким образом, полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуация. В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, осуществление мер по предупреждению – субъекта Российской Федерации. Согласно п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации на территории субъектов Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета. В соответствии с. п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Анализ вышеуказанных норм действующего законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственника указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. При этом, возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. С учетом изложенного, принятие мер по содержанию биотермической ямы, расположенной на территории Администрации МО «Желтинский сельсовет» Саракташского района Оренбургской области, в <данные изъяты> м. восточнее с.Желтое, и ее оборудованию в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Оренбургской области. Правительством Оренбургской области не представлено доказательств принятия мер по приведению в надлежащее состояние вышеуказанной биотермической ямы и ее оборудованию в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Наличие принятой 19.08.2011 года, но не реализованной, Правительством Оренбургской области областной целевой программы «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Оренбургской области» на 2012-2016 годы», предусматривающей выполнение этих мероприятий администрациями муниципальных образований на условиях софинансирования за счет субсидий из областного бюджета и средств местного бюджета, не освобождает Правительство Оренбургской области от выполнения предусмотренной действующим законодательством обязанности по содержанию и оборудованию биотермических ям без фактической передачи полномочий и денежных средств в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника администрацией муниципального образования «Желтинский сельский совет» Саракташского района. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что полномочия по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных Правительством Оренбургской области должным образом не исполняются, что свидетельствует о его бездействии. При таких обстоятельствах, требования прокурора Саракташского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов биотермической ямы, находящейся на территории Администрации МО «Желтинский сельсовет» Саракташского района Оренбургской области, и обязании Правительства Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования биотермической ямы в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации биологических отходов – являются законными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, и руководствуясь ст.72 Конституции РФ, ст.2, 8 Федерального закона РФ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Саракташского района Оренбургской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов биотермической ямы, находящейся на территории Муниципального образования «Желтинский сельсовет» Саракташского района Оренбургской области. Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования биотермической ямы в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации биологических отходов. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Саракташский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме. Судья: Бажанова Г.А. Решение в окончательной форме составлено 19 декабря 2011 года. Судья: Бажанова Г.А.
ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного
специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.