№2-920/2011г. Истец: Прокурор Саракташского района; Ответчик: Администрация МО `Саракташский район`



Дело № 2-920/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2011 года п. Саракташ

Саракташский районный суд Оренбургской области в составе судьи Бажановой Г.А., при секретаре Байгильдиной А.И., с участием представителя истца – ст.помощника прокурора Саракташского района Оренбургской области Киреевой Ю.П., истца Казан Е.Х., представителя ответчика Морозовой Э.Р.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Саракташского района Оренбургской области в интересах Казан Евгении Хаимовны к Администрации Муниципального образования «Саракташский район» Саракташского района Оренбургской области об обязании предоставления жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Саракташского района Оренбургской области обратился в суд в интересах Казан Е.Х. с иском к Администрации Муниципального образования «Саракташский район» Саракташского района Оренбургской области об обязании предоставления жилого помещения, указывая, что прокуратурой Саракташского района проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

Федеральным законом от 21.12.1996 N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст. 4 указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 названного закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из вышеназванного закона, лица указанной категории обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.п. 2 п. 2, п. 3, п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Так, вне очереди согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 1, ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-03 "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» отдельными государственными полномочиями Оренбургской области наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.

Органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма:

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).

В соответствии со ст. 2 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 N 1347/285-1V-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по следующим нормам:

одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья, на состав семьи из трех и более человек – по 18 кв.м. общей площади жилья на каждого члена семьи.

В соответствии с п. 4 ст. 3 названного закона по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).

Согласно ст. 6 указанного закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.

Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилья указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления муниципального района.

Казан Евгения Хаимовна относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать <данные изъяты>. Отец - Казан Хаим Лейбович, решением Саракташского районного суда от 01.2003 года признан безвестно отсутствующим.

Распоряжением п. Саракташ Саракташского района Оренбургской области №314 от 11.10.1999 г. Казан Е.Х. в соответствии с п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», включена в списки на первоочередное получение жилья.

Согласно сведений Отдела опеки и попечительства Казан Е.Х. закрепленной жилой площади не имеет.

Казан Е.Х. в июне 2001 года закончила обучение в <данные изъяты>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты> <адрес>, по профессии <данные изъяты> о чем ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство . После окончания обучения в данном образовательном учреждении Казан Е.Х. жильем обеспечена не была.

Казан Е.Х. относится к категории детей-сирот, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение жильем органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Казан Е.Х. имеет троих малолетних детей Г.М.М.. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В соответствии с ч.1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. В связи с указанным, Казан Е.Х. подлежит обеспечению жильем на состав семьи из 4-х человек.

Приведенные положения федерального законодательства органами исполнительной власти до настоящего времени не исполнены.

По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Таким образом, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

В силу положений ст. 45 ГПК РФ, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, то заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Казан Е.Х. не может самостоятельно обратиться в суд с заявлением в защиту своих интересов, поскольку не обладает юридическими познаниями.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, ст. 45 ГПК РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", просит суд обязать администрацию МО Саракташский район предоставить по договору социального найма Казан Евгении Хаимовне вне очереди благоустроенное жилое помещение на состав семьи 4 человека, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств областного бюджета.

В судебном заседании представитель истца - ст.помощник прокурора Саракташского района Оренбургской области Киреева Ю.П. исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям и подтвердила изложенные в нем обстоятельства.

Истец Казан Е.Х. в судебном заседании исковые требования поддержала полностью и подтвердила изложенные в нем обстоятельства.

Представитель ответчика - Администрации Муниципального образования «Саракташский район» Саракташского района Оренбургской области Морозова Э.Р., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования в части требований о предоставлении по договору социального найма, вне очереди благоустроенного жилого помещения на состав семьи из одного человека, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств областного бюджета, признала в полном объеме, в остальной части иска в удовлетворении требований просит отказать.

Представитель заинтересованного лица – Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указывая, что законом Оренбургской области от 29.12.2008 года №1853/3 89-IV-03 полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления. Субъект Российской федерации - Оренбургская область, в соответствии с нормами пункта 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, передал полномочия по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда, органам местного самоуправления.

С наделением органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан жилыми помещениями муниципального жилого фонда, в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются денежные средства, в виде межбюджетных трансфертов для муниципальных образований, для исполнения возложенных на них полномочий.

Распорядителями данных денежных средств являются соответствующие муниципальные образования.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.

Кроме того, согласно статье 4 Закона области органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Аналогичная норма содержится в Уставе муниципального образования.

Кроме того, просит суд учесть, что Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено внеочередное предоставление жилья лишь для указанной категории, члены семьи детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к данной категории не относятся, соответственно и права на обеспечение жильем в рамках данного закона у них отсутствует.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Ответчик по делу Администрация Муниципального образования «Саракташский район» Саракташского района Оренбургской области исковые требования в части требований о предоставлении по договору социального найма, вне очереди благоустроенного жилого помещения на состав семьи из одного человека, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств областного бюджета признала в полном объеме.

В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В силу ст. 39 ГПК РФ, учитывая, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает интересов других лиц, суд принимает признание иска ответчиком.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внеочередное предоставление жилья предусмотрено лишь для указанной категории, члены семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к данной категории не относятся, соответственно и права на обеспечение жильем в рамках данного закона у них отсутствует. Данный вывод соответствует судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 июля 2009 г. №3-Впр09-3).

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в части предоставления по договору социального найма, вне очереди, благоустроенного жилого помещения на состав семьи из одного человека, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств областного бюджета, в остальной части заявленные исковые требования подлежат отклонению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.ст. 39, 173, 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Саракташского района Оренбургской области в интересах Казан Евгении Хаимовны удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Саракташский район» Саракташского района Оренбургской области предоставить по договору социального найма Казан Евгении Хаимовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, вне очереди благоустроенное жилое помещение на состав семьи из одного человека, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств областного бюджета.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Саракташский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Г.А. Бажанова

Решение в окончательной форме изготовлено 12 декабря 2011 года.

Судья Г.А. Бажанова