2-221/2011 г. Заявитель: Прокуратура Саракташского района Оренбургской области



Дело №2-221/2011

Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации

пос. Саракташ 21 марта 2011 года

Саракташский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего: судьи Аветисяна Г.Р.,

при секретаре Гороховой А.Г.,

с участием:

представителя прокуратуры – помощника прокурора Саракташского района Оренбургской области Киреевой Ю.П.,

представителя администрации муниципального образования «Саракташский поссовет» Саракташского района Оренбургской области – Костина А.К., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Саракташского района Оренбургской области, поданному в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> Саракташского района Оренбургской области и понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Саракташского района Оренбургской области, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что с 27.11.2009 года вступил в законную силу Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Согласно пунктам 8 и 9 данного Закона, с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 пунктами 8, 9 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" вступившего в законную силу с 18.09.2010 года - органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.

В ртутных лампах используется газовый заряд в парах ртути для получения света. Ртутные лампы дают свечение голубого цвета и интенсивное ультрафиолетовое излучение. Ртуть представляет собой тяжелую серебристо-белую жидкость, пары которой чрезвычайно ядовиты.

В соответствии с Государственным стандартом СССР охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения ГОСТ 17.4.1.02-83 Приложение 1, ртуть отнесена к 1 классу опасности.

Пунктами 13.1.2.2., 13.1.4.3., 13.1.4.5. "ПОТ РО 14000-005-98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения" (утв. Минэкономики РФ 19.02.1998) закреплено, что хронические отравления развиваются при длительном воздействии малых концентраций вредных веществ, способных накапливаться в организме. Симптомы отравлений возникают спустя недели и месяцы после контакта с такими веществами и иногда ведут к хроническим заболеваниям (ртуть, например, вызывает хронические отравления, которые могут долгое время протекать бессимптомно). Сенсибилизирующие вещества после относительно непродолжительного воздействия на организм вызывают повышенную чувствительность к этому веществу. Последующие воздействия даже незначительных количеств этого вещества приводят к быстро развивающейся реакции, вызывающей кожные заболевания, астматические явления, болезнь крови (ртуть, альдегиды, ароматические нитро-, нитрозо- и аминосоединения и др.), мутагенные, вызывающие нарушения наследственного аппарата человека, отражающиеся на его потомстве (соединения ртути и свинца, оксид этилена и др.).

Прокуратурой Саракташского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения исполнения законодательства об отходах производства и потребления администрацией МО <данные изъяты> Саракташского района Оренбургской области, в ходе которой было установлено, что указанным органом местного самоуправления до настоящего времени не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора не проводилось. Договора со специализированной организацией о сборе отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей не заключался. Прокурор указывает, что в настоящее время находит свое широкое применение ртутьсодержащие лампы, и в связи с непринятием администрацией МО <данные изъяты> Саракташского района Оренбургской области мер по сбору ртутьсодержащих ламп может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц.

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Просит признать незаконным бездействие администрации МО <данные изъяты> Саракташского района Оренбургской области в связи с непринятием мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора и обязать администрацию МО <данные изъяты> Саракташского района Оренбургской области организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с действующим законодательством, а также информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

В судебном заседании помощник прокурора Саракташского района Оренбургской области Киреева Ю.П. поддержала заявление по изложенным в нем основаниям, дала пояснения по тексту заявления и просила суд удовлетворить заявление. Считает возможным возложение обязанностей на администрацию МО <данные изъяты> Саракташского района Оренбургской области по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с действующим законодательством, а также обязанностей по информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора – в срок до трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Отмечает, что на территории Саракташского района отсутствует предприятие, которое имеет лицензию на сбор и утилизацию ртутьсодержащих ламп.

Представитель администрации МО <данные изъяты> Саракташского района Оренбургской области Костин А.К. против заявления не возражал, подтвердил факт прокурорской проверки, выявленных при этом нарушений и обстоятельства, изложенные в заявлении прокурора. Также пояснил, что намерены в ближайшее время устранить вышеуказанные нарушения, допущенные администрацией в виду незнания закона. Также подтвердил, что на территории Саракташского района отсутствует предприятие, которое имеет лицензию на сбор и утилизацию ртутьсодержащих ламп.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившая свои потребительские свойства; обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствие с пунктами 8, 9 части 2 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.

В ртутных лампах используется газовый заряд в парах ртути для получения света. Ртутные лампы дают свечение голубого цвета и интенсивное ультрафиолетовое излучение. Ртуть представляет собой тяжелую серебристо-белую жидкость, пары которой чрезвычайно ядовиты.

В соответствии с Государственным стандартом СССР охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения ГОСТ 17.4.1.02-83 Приложение 1, ртуть отнесена к 1 классу опасности.

Согласно справке о результатах проверки законодательства регулирующего порядок обращения с отходами производства и потребления от 18 февраля 2011 года, заместителем прокурора Саракташского района Кладиковым А.Я. проведена проверка соблюдения администрацией МО <данные изъяты> Саракташского района Оренбургской области исполнения законодательства об отходах производства и потребления. В ходе проведенной проверки было установлено, что администрацией указанного органа местного самоуправления до настоящего времени не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, информирование юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора не проводилось. Договора со специализированной организацией о сборе отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей не заключался. Непринятие администрацией МО <данные изъяты> Саракташского района Оренбургской области мер по сбору ртутьсодержащих ламп может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде и тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц.

Согласно Уставу МО <данные изъяты> Саракташского района Оренбургской области видно, что оно является сельским поселением, к вопросам местного значения сельсовета относятся в т.ч. и организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. (ст. 5)

Судом достоверно установлено, что бездействие администрации МО <данные изъяты> Саракташского района Оренбургской области путем непринятия мер по организации сбора ртутьсодержащих ламп свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления вышеизложенных требований пунктов 8, 9 части 2 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, законодательства, что влечет нарушение права граждан на благо приятную окружающую среду, установленного ст. 42 Конституции РФ.

Таким образом, заявление прокурора Саракташского района Оренбургской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обоснованное и подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание то, что на территории Саракташского района Оренбургской области отсутствует предприятие, которое имеет лицензию на сбор и утилизацию ртутьсодержащих ламп, что подтверждается пояснением участников процесса, суд читает возможным установить срок администрации МО <данные изъяты> Саракташского района Оренбургской области для организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с действующим законодательством, а также для информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора – до трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Саракташского района Оренбургской области, поданное в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> Саракташского района Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.

Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> Саракташского района Оренбургской области в срок до трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с действующим законодательством, а также информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Саракташский районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Г.Р. Аветисян

Решение в окончательной форме составлено 23 марта 2011 года.