Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 февраля 2012 года р. <адрес>
Сараевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего – судьи Гавриковой Л.С.,
при секретаре – Кузнецовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда дело по иску
Картушина М.М. к администрации муниципального
образования – Желобовское сельское поселение Сараевского муниципального
района <адрес> о признании права собственности на жилой дом и
приусадебный земельный участок в порядке наследования по закону,
у с т а н о в и л:
Картушина М.М. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования – Желобовское сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес> о признании права собственности на жилой дом и приусадебный земельный участок в порядке наследования по закону.
В обоснование своих требований истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать Синякова М.И.. После её смерти осталось имущество, на которое распространяется режим собственности наследодателя, состоящее из целого жилого дома общей площадью 80,9 кв.м., из нее жилой 43,9 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> приусадебного земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности Синякова М.И. на приусадебный земельный участок, подтверждается свидетельством на право собственности, на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного администрацией Краснозерского сельского совета <адрес>. Картушин М.М. является единственным наследником первой очереди по праву наследования по закону и своевременно вступил в фактическое управление всем имуществом, что подтверждается тем, что он в шестимесячный срок распорядился имуществом умершей. По день смерти Синякова М.И. проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>. В настоящее время возникла необходимость в оформлении права собственности в порядке наследования на целый жилой дом и приусадебный земельный участок. При жизни Синякова М.И. было составлено завещание, удостоверенное заместителем главы администрации Красноозерковской сельской администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, все свое имущество, мать истца завещала сыну - Картушину М.М.. Данное завещание не отменено и не изменялось. При обращении к нотариусу для оформления своих наследственных прав Картушину М.М. было отказано в совершении нотариальных действий. В связи с этим Картушин М.М. просил суд, признать за ним право собственности по праву наследования по закону на целый жилой дом общей площадью 80,9 кв.м. из нее жилой 43,9 кв.м и приусадебный земельный участок площадью 2000 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.
Истец – Картушин М.М. в судебном заседании поддержал свои исковые требования и настаивал на их удовлетворении.
Представитель истца Андросова С.В. в судебном заседании поддержала исковые требования своего доверителя Картушина М.М. в полном объеме и просила суд признать за ним право собственности на приусадебный земельный участок и жилой дом.
Администрация муниципального образования –Желобовское сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес> – своего представителя в судебное заседание не направила. Согласно представленному заявлению, глава администрации - Колотвина Л.П. просит рассмотреть дело без их участия, против удовлетворения исковых требований не возражают.
Суд, заслушав истца, представителя истца, изучив материалы дела, приходит к выводу, что иск Картушина М.М., подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.
В соответствии со статьей 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с частью 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В судебном заседании установлено, что жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> принадлежали на праве собственности Синякова М.И.
Данный факт подтверждается: Свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ, выданным администрацией Красноозерковского сельского совета, согласно которому земельный участок площадью 0,20 га передан в собственность Синякова М.И. кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Федеральным бюджетным учреждением «Кадастровая палата» по <адрес>, согласно которому земельный участок площадью 2000 кв.м с кадастровым номером 62:17:0010119:14 в <адрес>, принадлежит на праве собственности Синякова М.И.; согласно решению правления от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что Синякова М.И. передан жилой дом в порядке приватизации, согласно договору на передачу домов и квартир в собственность граждан, жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> принадлежит Синякова М.И.
Свидетельством о смерти I–ОБ № 737686, выданным Красоозерковской сельской администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Синякова М.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Факт родства Картушина М.М. и Синякова М.И. подтверждается свидетельством о рождении I –ОБ № 676241, выданным <адрес> бюро ЗАГС <адрес>, где в графе мать указано - Картушина М.И. и решением Сараевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, об установлении факта родственных отношений между Картушиным М.М. и Синякова М.И..
Из справки администрации муниципального образования – Желобовское сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес> № 1086 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что действительно умершая ДД.ММ.ГГГГ Синякова М.И. по день смерти проживала и была зарегистрирована по месту жительства в <адрес>. Её сын – Картушин М.М. своевременно принял наследство и вступил в фактическое управление всем её имуществом, в том числе жилым домом и земельным участком, что подтверждается тем, что он в шестимесячный срок после смерти матери распорядился имуществом умершей, по день смерти матери проживал и был зарегистрирован совместно с ней и остался проживать в том же жилом доме.
Из завещания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Синякова М.И. завещает все свое имущество Картушину М.М.. Завещание удостоверено заместителем главы Красноозерковской сельской администрации.
В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в совершении нотариального действия, указано, что завещание, составленное Синякова М.И. в пользу Картушина М.М. удостоверено ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы Красноозерковской сельской администрации. В соответствии со ст. 1124ГК РФ завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом.
Картушин М.М. фактически принял наследство, после смерти матери стал проживать и пользоваться жилым домом и земельным участком, оставшимся после смерти Синякова М.И. несет бремя содержания дома и земельного участка. Указанное обстоятельство подтверждается справкой администрации МО –Желобовское сельское поселение.
На основании ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Принимая во внимание, что факт принадлежности жилого дома умершей Синякова М.И. нашел свое подтверждение исследованными в судебном заседании доказательствами и не вызывает у суда сомнений; истец Картушин М.М., пользуется домом как своим собственным и несет расходы по его содержанию, но из-за отказа нотариуса Филипповой Н.П. в совершении нотариальных действий, наследник не может получить свидетельство о праве на наследство на указанный жилой дом и земельный участок, суд полагает возможным признать за истцом право собственности на спорный жилой дом и земельный участок.
Согласно ст. ст. 17 и 28 ФЗ №122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Картушина М.М. к администрации муниципального образования – Желобовское сельское поселение Сараевского муниципального района <адрес> о признании права собственности на жилой дом и приусадебный земельный участок в порядке наследования по закону удовлетворить.
Признать за Картушиным М.М. право собственности на целый жилой дом общей площадью 80,9 кв.м., из нее жилой 43,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Признать за Картушиным М.М. право собственности на приусадебный земельный участок площадью 2000 кв.м. с кадастровым номером 62:17:0010119:14, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Сараевский районный суд в течение месяца.
Председательствующий – подпись
Копия верна: Судья Сараевского
районного суда Л.С. Гаврикова
С П Р А В К А
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Сараевского
районного суда Л.С. Гаврикова