Решение по иску прокурора Сапожковского района Рязанской области о понуждении к совершению действий



Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ р.п. <адрес>

Сапожковский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кокидько П.П., при секретаре ФИО1, с участием заместителя прокурора <адрес> ФИО4, представителя администрации муниципального образования – Сапожковское городское поселение Сапожковского муниципального района – ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Сапожковского районного суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Сапожковское городское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> о понуждении к совершению действий – обязании администрации муниципального образования – Сапожковское городское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> организовать сбор и вывоза твердых бытовых отходов на <адрес> р.п. Сапожок возле <адрес>,

У С Т А Н О В И Л :

<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Сапожковское городское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> о понуждении к совершению действий – обязании администрации муниципального образования – Сапожковское городское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> организовать сбор и вывоза твердых бытовых отходов на <адрес> р.п. Сапожок возле <адрес>.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что в соответствии с действующим законодательством, а именно: п. 18 ч. 1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации», ч. 1 ст.8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в об­ласти обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 11 Устава Сапожковского городского по­селения к вопросам местного значения муниципального образования - Са­пожковское городское поселение относится организация сбора и вывоза бы­товых отходов.

Однако, в нарушение ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения», п. 1.1. п. 2.1.1, п. 2.2.1 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", п. 2.5 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» на территории населенного пункта р.п. Сапожок Сапожковского городского поселения не организована рациональная система сбора и регулярного вывоза твердых бытовых отхо­дов, в связи с чем, в местах расположения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов обра­зовался свал твердых бытовых отходов.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе ведущего специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Шиловском рай­оне ФИО2, инспектора администрации Сапожковского городского поселения ФИО5, в присутствии помощника прокурора Сапожков­ского района ФИО3 проведен осмотр территории Сапожковского городского поселения, в ходе которого установлен факт наличия свала бытовых от­ходов, расположенного на <адрес> р.п. Сапожок возле <адрес>.

Считает, что несвоевременный вывоз бытовых отходов, а также непринятие администрацией Сапожковского городского поселения мер по ликвидации образо­вавшихся свалок влечет возникновение чрезвычайных ситуаций и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде. Кроме того, возможно загрязнение подземного водоносного горизонта, а также возникновение инфекционных заболеваний. Таким образом, органы местного самоуправления проявляют бездейст­вие в решении данного вопроса, чем нарушаются требования гражданского законодательства и права населения <адрес> на благоприят­ную окружающую среду, гарантированную ст.42 Конституции РФ.

Ссылаясь на ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - ОЗ «Об охране окружающей среды на территории <адрес>», согласно которой граж­дане РФ и другие лица, проживающие и (или) находящиеся на территории <адрес>, имеют право на благоприятную окружающую среду, п. 10 ч. 1 ст. <адрес> , согласно которому право населения на благоприятную окружающую среду обеспечивается судебной защитой, а также на ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного кру­га лиц, просит суд в интересах неопределенного круга лиц – населения <адрес> рязанской области, права которых нарушаются загрязнением окружающей среды в результате бездействия муниципального образования - Сапожковское городское посе­ление Сапожковского муниципального района по непринятию мер по орга­низации своевременного сбора и вывоза бытовых отходов, обязать администрацию муниципального образования – Сапожковское городское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов на <адрес> р.п. Сапожок возле <адрес>, установив ответчику в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ срок для совершения указанных действий – 10 дней.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО4 поддержал исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования – Сапожковское городское поселение Сапожковского муниципального района ФИО5 исковые требования прокурора признал, пояснив, что не оспаривает факт наличия свала бытовых от­ходов, расположенного на <адрес> р.п. Сапожок возле <адрес>, а также то, что на территории населенного пункта р.п. Сапожок Сапожковского городского поселения не организована рациональная система сбора и регулярного вывоза твердых бытовых отхо­дов, в связи с чем, в указанном в исковом заявлении месте образовался свал твердых бытовых отходов. В компетенцию администрации МО – Сапожковское городское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> входит организация сбора и вывоза бы­товых отходов с территории поселения. Однако своевременный – ежедневный вывоз твердых бытовых отходов и мусора из контейнера – мусоросборника, находящегося на <адрес> р.п. Сапожок возле <адрес>, не осуществляется в виду отсутствия водителя для работы на мусороуборочной машине.

Выслушав заместителя прокурора, представителя ответчика – администрации муниципального образования – Сапожковское городское поселение Сапожковского муниципального района ФИО5., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 18 ч. 1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бы­товых отходов и мусора.

В соответствии с ч. 1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу п.19 ч.1 ст.11 "Устава муниципального образования - Сапожковское городское поселение Сапожковского муниципального района <адрес>" к вопросам местного значения муниципального образования - Сапожковское городское поселение относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, в силу действующего законодательства, ответчик - администрация муниципального образования МО – Сапожковское городское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> является лицом, обязанным решать вопрос организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ч.ч. 1,2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 22 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.1. "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утв. Главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ N 4690-88, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".

Согласно п. 2.1.1. "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

В судебном заседании установлено, что на территории Сапожковского городского поселения Сапожковского муниципального района <адрес>, а именно: на <адрес> возле <адрес>, возле контейнера - мусоросборника имеется свалка твердых бытовых отходов и мусора, что подтверждается актом проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссией в составе: ведущего специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Шиловском рай­оне ФИО2, инспектора администрации Сапожковского городского поселения ФИО5, справкой о результатах проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, составленной помощником прокурора Сапожков­ского района <адрес> ФИО3, а также объяснениями представителя ответчика – администрации муниципального образования – Сапожковское городское поселение Сапожковского муниципального района <адрес>ФИО5, данными в настоящем судебном заседании.

В силу п. 2.2.1 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).

Учитывая, что свал твердых бытовых отходов и мусора на территории Сапожковского городского поселения Сапожковского муниципального района <адрес> возле <адрес>, существует и в настоящее время, суд приходит к выводу, что надлежащий сбор и вывоз - ежедневный вывоз - при средней температуре окружающего воздуха свыше +5 град., как на момент предъявления иска, так и в настоящее время, твердых бытовых отходов и мусора из указанного контейнера – мусоросборника не осуществляется, что подтверждено также объяснениями представителя ответчика ФИО5, данными в судебном заседании.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и в ст. 11. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №№7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об охране окружающей среды».

Не исполнение администрацией муниципального образования – Сапожковское городское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> требований, установленных законодательством по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушению чужого права, согласно ст. 12 ГК РФ, является одним из способов защиты гражданских прав.

Анализируя вышеприведенные нормы законодательства и установленные в судебном заседании обстоятельства, суд считает исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обоснованы подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает необходимым обязать ответчика устранить имеющиеся нарушения в десятидневный срок. Указанный срок для устранения нарушений законодательства суд полагает разумным и достаточным для организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на <адрес> р.п. Сапожок возле <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию муниципального образования Сапожковское городское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов на <адрес> р.п. Сапожок возле <адрес>.

Установить администрации муниципального образования Сапожковское городское поселение Сапожковского муниципального района <адрес> для организации сбор и вывоз твердых бытовых отходов на <адрес> р.п. Сапожок возле <адрес> срок 10 (десять) дней.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Сапожковский районный суд в течение десяти дней.

Судья: Кокидько П.П.