Кассационное определение от 29.06.2011 года



Санкт-Петербургский городской суд

Рег. №: 33-9803/2011 Судья: Мошева И.В.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 29 июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующегоЗарочинцевой Е.В.
судейПетровой Ю.Ю., Сопраньковой Т.Г.
при секретареБайбаковой Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-127/11 по кассационной жалобе ООО «КЕЙ» на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 апреля 2011 года по иску Сивцовой Н.И. к ООО «КЕЙ» о расторжении договора купли-продажи, взыскании уплаченной за товар суммы, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Зарочинцевой Е.В., выслушав объяснения представителя ООО «КЕЙ» - Иванова Р.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения Сивцовой Н.И., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сивцова Н.И. обратилась в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО «КЕЙ», уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просила обязать ответчика расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченную за товар сумму в размере 18 039 рублей, взыскать неустойку в размере 106069 рублей 32 копейки за период с 26.12.2008 года по 05.08.2010 года, компенсацию морального вред в размере 18 039 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей, расходы по оплате судебной экспертизы в размере 13 390 рублей.В обоснование заявленных требований истица ссылалась на то, что 16.09.2007 года в магазине «Компьютер Центр Кей» по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, дом №... ею был приобретен коммуникатор, mini SD, Card 2Gb, Kingston + адаптер общей стоимостью 18 039 рублей, в процессе эксплуатации товара выявились недостатки и 26.08.2008 года коммуникатор был сдан в ремонт, где находился до 21.10.2008 года, согласно квитанции о выдаче оборудования ООО «Диалектика-Сервис» была произведена замена системной платы; в ноябре 2008 года в коммуникаторе перестал работать режим определения команд на сенсорном экране, 15.12.2008 года коммуникатор был сдан продавцу для расторжения договора купли-продажи, однако требования истицы в добровольном порядке ответчиком не исполнены.Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 14.04.2011 года заявленные Сивцовой Н.И. требования удовлетворены частично.Судом расторгнут договор купли-продажи коммуникатора ASUS P 535 Black, серийный номер №... заключенный 16.09.2008 года между Сивцовой Н.И. и ООО «КЕЙ».Также суд взыскал с ООО «КЕЙ» в пользу Сивцовой Н.И. стоимость коммуникатора ASUS P 535 Black, серийный номер №... в размере 16 990 рублей, в таком же размере неустойку, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы по оплате судебной экспертизы в сумме 3 668 рублей 86 копеек. В остальной части заявленных требований отказал.Этим же решением суд взыскал с ООО «КЕЙ» в доход бюджета Санкт-Петербурга штраф в размере 23824 рубля 43 копейки; в доход государства государственную пошлину в размере 1 529 рублей 50 копеек.В кассационной жалобе ООО «КЕЙ» просит указанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.Материалами дела подтверждается, что 16.09.2007 года между Сивцовой Н.И. и ООО «КЕЙ» был заключен договор купли-продажи коммуникатора ASUS P 535 Black серийный номер №..., стоимостью 16 990 рублей, mini SD Card 2 Gb Kingston и адаптера, стоимостью 1 049 рублей /л.д.7 - копия кассовых чеков/.В связи с выявленным недостатком – отсутствием звука на основной динамик – 26.08.2008 года коммуникатор ASUS P 535 Black был сдан истицей в ООО «Диалектика-Сервис» для проведения гарантийного ремонта. Согласно квитанции о выдаче оборудования из ремонта к наряду-заказу №... от 26.08.2008 года гарантийный ремонт коммуникатора производился до 21.10.2008 года ввиду отсутствия детали системной платы /л.д.13- копия квитанции/.15.12.2008 года истица обратилась к ответчику с заявлением о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы, ссылаясь на то, что в коммуникаторе ASUS P 535 не работает режим определения команд на сенсорном экране; 27.02.2009 года истица вновь обратилась к ответчику с аналогичным заявлением /л.д.10-11/.Письмом от 27.02.2009 года ответчик отказал Сивцовой Н.И. в удовлетворении заявленных требований ввиду истечения гарантийного срока на товар, который для данного товара составляет один год.Удовлетворяя заявленные истицей требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст.471, 475, 151 ГК РФ, ст.ст.15, 18, 19, 22, ч.1 ст.23 Закона РФ «О защите прав потребителей», исходя из установленного, учитывая заключение эксперта ООО «Центр судебной экспертизы» № 294/41 от 21.03.2011 года пришел к выводу о том, что в переданном истице товаре имеется производственный дефект – неисправен сенсорный экран, который возник до передачи товара покупателю и не по его вине, кроме того, данный недостаток является существенным, поскольку не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, без устранения указанного дефекта использование коммуникатора является невозможным. Таким образом, суд установил, что имеет место нарушение прав потребителя, которое не было своевременно устранено ответчиком, в связи с чем судом найдены обоснованными требования истицы о расторжении договора купли-продажи, взыскании уплаченной за товар суммы, взыскании неустойки и компенсации морального вреда.Суд также пришел к выводу о том, что на момент обращения истицы с заявлением к ответчику 15.12.2008 года о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы гарантийный срок на товар не истек.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции сделаны без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

В силу п. 1-3 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

По смыслу положений ст. 18 Закона "О защите прав потребителей", потребитель вправе выбрать один из способов предусмотренных законом защиты своих нарушенных прав.

Согласно п.1 ст.19 указанного Закона потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Из материалов дела следует, что на приобретенный товар – коммуникатор ASUS P 535 Black серийный номер 77OAG005739 был установлен гарантийный срок в размере 1 (один) год.

В процессе эксплуатации в связи с выявленной неисправностью – отсутствием звука на основной динамик – товар сдавался в ремонт, где находился в период с 26.08.2008 года по 21.10.2008 года. Таким образом, срок нахождения товара в ремонте составил 57 дней.

В соответствии с п.3 ст.20 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.

Таким образом, правильным является вывод суда о том, что с учетом нахождения товара в ремонте, следует считать, что гарантийный срок на него истекал 06.01.2009 года.

15.12.2008 года истица обратилась к ответчику с требованием о расторжении договора и возврате уплаченной за товар суммы, ссылаясь на то, что в товаре вновь обнаружились недостатки, то есть в пределах гарантийного срока.

Рассматривая настоящий спор, с учетом требований ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», положений Постановления Правительства от 13.05.1997 года № 575 суд пришел к правильному выводу о том, что приобретенный истицей товар – коммуникатор является технически сложным товаром, в силу чего в случае некачественности подлежал возврату только в случае обнаружения в нем существенного недостатка.

Понятие существенного нарушения требований к качеству товара раскрыто в п.2 ст.475 ГК РФ, к таким нарушениям относятся: обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и другие подобные недостатки.

Согласно вышеуказанному экспертному заключению коммуникатор ASUS P 535 Black серийный номер №... имеет дефект – неисправен сенсорный экран; данная неисправность является производственным дефектом, однако данный дефект является устранимым; стоимость устранения неисправности сенсорного экрана в авторизованных сервис-центрах Санкт-Петербурга – от 2500 до 4500 рублей, длительность ремонта – от одной до трех недель.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия согласна с доводами кассационной жалобы о том, что суд необоснованно определил имеющийся в коммуникаторе недостаток как существенный на том основании, что он не может быть устранен без несоразмерных расходов и затрат времени.

С учетом изложенного вывод суда об удовлетворении заявленных истицей требований о расторжении договора и взыскании уплаченной за товар суммы сделан без достаточных оснований.

Учитывая, что требования о взыскании неустойки и денежной компенсации морального вреда являются производными от основного требования об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы, решение суда не может быть признано законным и в этой части.

Таким образом, вынесенное по делу решение подлежит отмене в полном объеме, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, которому надлежит поставить на обсуждение вышеназванные обстоятельства, имеющие значение для дела, распределить между сторонами бремя доказывания этих обстоятельств и в зависимости от их установления разрешить спор.

Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 апреля 2011 года по настоящему делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200