№33-12592/2011. Кассационное определение от 17.08.2011 год. Решения суда отменено в части с вынесением нового решения.




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 12592

Судья: Мелешко Н.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Быханова А.В.

судей

Ильинской Л.В. и Тарасовой И.В.

при секретаре

Линчевской М.Г.

с участием прокурора

Кузьминой И.Д.

рассмотрела в судебном заседании 17 августа 2011 года дело № 2-1340/11 по кассационной жалобе Военного комиссариата Ленинградской области на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июня 2011 года по иску Цветкова В.В. к Военному комиссариату Ленинградской области о пересмотре размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, взыскании задолженности с учетом индексации.

Заслушав доклад судьи Быханова А.В., объяснения истца и его представителя - Ушакова В.Н. (доверенность №... от 19.04.2011 года сроком на три года), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ленинградской области о пересмотре размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, взыскании задолженности с учетом индексации. В обоснование требований указал, что, военный комиссариат Ленинградской области производит ему начисление и выплату сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, на основании п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в 2001 году военный комиссариат незаконно перевел истца на получение денежной компенсации в твердой денежной сумме, так как до 15.02.2001 г. ему выплачивалась денежная компенсация в сумме 2845 руб. 67 коп., рассчитанная с учетом степени утраты трудоспособности 50 %, с 15.02.2001 г. Законом РФ № 1244-1 денежная компенсация была установлена в твердой денежной сумме для инвалидов третьей группы в размере 1000 руб., в нарушение прав истца сумма денежной компенсации ему была снижена до 1000 руб., заявление о переводе на твердую денежную сумму он не подавал. С 18.03.2005 г. степень утраты трудоспособности истца составила 80 %. Истец просит взыскивать с ответчика денежную компенсацию с 01.05.2011 г. в размере 17676 руб. 43 коп., исходя из суммы 2845 руб. 67 коп. проиндексированной с учетом роста величины прожиточного минимума и роста уровня инфляции, а также взыскать с ответчика задолженность за период с 15.02.2001 г. по 30.04.2011 г. согласно представленному расчету в сумме 1244711 руб. 84 коп., обязать ответчика производить истцу выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью, с последующей индексацией в соответствии с законодательством РФ.

Решением суда от 08.06.2011 года исковые требования удовлетворены.

С Военного комиссариата Ленинградской области за счет средств федерального бюджета в пользу Цветкова В.В. взыскана задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 15.02.2001 г. по 30.04.2011 г. с учетом индексации в сумме 1244711 руб. 84 коп.

С Военного комиссариата Ленинградской области за счет средств федерального бюджета в пользу Цветкова В.В. взыскана ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, начиная с 01 мая 2011 г., ежемесячно в сумме 17676 руб. 43 коп.

Суд обязал военный комиссариат Ленинградской области выплачивать Цветкову В.В. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, с индексацией ежегодно исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Также с Военного комиссариата Ленинградской области в доход государства взысканы судебные расходы в сумме 14423 руб. 56 коп.

В кассационной жалобе Военный комиссариат Ленинградской области просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют установленным обстоятельствам дела.

Судебная коллегия, проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, приходит к следующему.

На основании п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ, действовавшей на момент назначения истцу компенсации впервые) истцу гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

При этом п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона являлся отсылочным на иные нормативные акты, а именно расчет суммы возмещения вреда производился в соответствии с Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей.

Так, согласно п. 2 Разъяснения Минтруда РФ «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы», утвержденному постановлением от 09.10.1996 г. № 3 (ред. от 10.02.1998 г.), размер возмещения вреда определяется в процентах к заработку (денежному довольствию) потерпевшего до трудового увечья (повреждения здоровья), соответствующих степени утраты им профессиональной трудоспособности, в соответствии с «Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 180-ФЗ.

Федеральным законом № 5-ФЗ от 12.02.2001 г., действующим с 15.02.2001 г., в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были внесены изменения, и установлено, что гражданам имеющим право на компенсацию гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации инвалидам III группы в размере 1000 руб.

Из материалов дела следует, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ, 01.12.1999 г. получает денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, на основании п. 15 (ранее п. 25) ч. 1 ст. 14 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

На основании заключений Гатчинской ВТЭК с 01.12.1994 г. до 01.12.1999 г. истцу была установлена III группа инвалидности, с 01.12.1999 г. Главным Бюро МСЭ Ленинградской области III группа инвалидности установлена бессрочно. При этом на период с 30.11.1994 г. по 30.11.1999 г. установлена степень утраты Цветковым В.В. профессиональной трудоспособности 50% в связи с наличием заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.

На основании заключений Главного Бюро МСЭ города Санкт-Петербурга с 18.03.2005 г. Цветкову В.В. установлены бессрочно II группа инвалидности и степень утраты профессиональной трудоспособности 80% в связи с наличием увечья, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС.

По объяснениям сторон с 01.12.1999 г. и до 14.02.2001 г. Цветкову В.В. производилась выплата денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в процентах к его заработку, исходя из его денежного содержания до увечья с учетом степени утраты трудоспособности 50% в сумме 2845 руб. 67 коп. Произвести проверку расчета данной суммы истец не просил.

С 15.02.2001 г. ответчик стал выплачивать истцу ежемесячную денежную компенсацию в возмещения вреда, причиненного здоровью, в твердой сумме 1000 руб. в порядке, установленном п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» для инвалидов III группы.

Оценив обстоятельства дела, доводы истца и возражения ответчика, суд пришел к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда по следующим причинам.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 3.2 постановления № 11-П от 19.06.2002 г., избрав подход к определению размера возмещения вреда на основе степени утраты здоровья, законодатель установил также право лиц, ранее получавших возмещение вреда, причиненного здоровью катастрофой на Чернобыльской АЭС, осуществить выбор - получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или компенсацию, которую они получали ранее, исчисленную исходя из заработка, дохода, денежного довольствия, однако во втором случае суммы возмещения вреда ограничены максимальным размером 10000 руб. (части первая и вторая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года). При совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда. Следовательно, при переходе к новому способу определения размеров возмещения вреда законодатель не должен был снижать его объем для тех инвалидов - чернобыльцев, а в случае их смерти - нетрудоспособных членов семьи, находившихся на их иждивении, которым оно было назначено ранее, учитывая при этом, что речь идет о суммах денежных компенсаций за реально причиненный вред здоровью. Таким образом, введенное нормами частей первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года ограничение максимальным размером в 10000 руб. сумм возмещения вреда гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а в случае их смерти -нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, нарушает стабильность длящихся конституционно - правовых отношений и понижает ранее установленный объем возмещения вреда, что означает умаление, а также ограничение права на возмещение вреда и, следовательно, противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 42 и 55 (части 2 и 3). Исходя из конституционных принципов справедливости, равенства всех перед законом, а также равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, и с учетом того, что предельный уровень возмещения вреда не должен быть ниже, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года), в данном случае ориентирующее значение имеет уровень возмещения вреда, закрепленный в нормах Федерального закона от 24 июля 1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Федерального закона от 11 февраля 2002 года «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» (часть первая статьи 16). Впредь до внесения изменений в части первую и вторую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года лицам, которым возмещение вреда было установлено исходя из заработка, обеспечивается выплата ранее назначенных сумм, но не свыше пределов, установленных в названных Федеральных законах. Соответствие установленных в порядке возмещения вреда денежных сумм реально причиненному вреду здоровью конкретного инвалида - чернобыльца может быть проверено в судебном порядке.

Таким образом, переведя Цветкова В.В. без его волеизъявления на получение денежной компенсации в твердой денежной сумме, ответчик допустил нарушение прав истца, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ухудшил его положение.

На основании ст. 2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» назначенная истцу денежная компенсация подлежала ежегодному повышению пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

В силу Федерального закона № 31-ФЗ от 26.04.2004 г. с 01.01.2005 г. индексация сумм денежной компенсации производится, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11 - П суды вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их индексации в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, ориентируясь при этом на стоимость потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. в редакции Закона РФ с 26.04.2004 г. размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Судебная коллегия, считает произведенный судом расчет суммы, подлежащей взысканию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, начиная с 01 мая 2011 г. правильным, в связи с чем суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, начиная с 01 мая 2011 г. и ежемесячно в сумме 17676 руб. 43 коп., а так же обязал ответчика выплачивать истцу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, с индексацией ежегодно исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Проверив расчет задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью за период с 15.02.2001 года по 30.04.2011 года, судебная коллегия считает, что расчет является правильным, так как произведен на основе соответствующих норм законодательства.

Кроме того, при расчете суммы задолженности судом учтены сведения военного комиссариата о выплаченных истцу суммах, сведения Петростата об индексах роста потребительских цен в Ленинградской области в период с февраля 2001 г. по апрель 2011 г. по отношению к маю 2011 г.

Доводы кассационной жалобы по существу направлены на иную оценку обстоятельств дела, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене постановленного по делу решения о компенсации вреда, причиненного здоровью.

При этом судебная коллегия находит обоснованными доводы кассационной жалобы относительно взыскания с ответчика госпошлины в доход государства и полагает в указанной части решение суда подлежащим отмене как постановленное без учета положений п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ (в ред. от 27.12.2009 ФЗ № 374-ФЗ), в соответствии с которыми государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июня 2011 года в части взыскания с Военного комиссариата Ленинградской области в доход государства судебных расходов в сумме 14423 руб. 56 коп. отменить. Освободить Военный комиссариата Ленинградской области от уплаты государственной пошлины. В остальной части решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200