САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Рег. № 13385 Судья: Емельянова Е.А. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе председательствующего Быханова А.В. судей Ильинской Л.В. и Тарасовой И.В. при секретаре Юрченко Т.А. рассмотрела в судебном заседании 31 августа 2011 года дело № 2-44/2011 по кассационной жалобе КУГИ Санкт-Петербурга на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 мая 2011 года по иску КУГИ Санкт-Петербурга к Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, ГУ «Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга», Берестовой В.А., Берестовому А.Ф. и Берестовой К.Ф. о признании недействительным договора купли-продажи дома и истребовании имущества из незаконного владения. Заслушав доклад судьи Быханова А.В., объяснения Берестового А.Ф., представителя Берестового А.Ф. и Берестовой К.Ф. – Хайдапова С.Д. (доверенность от 11.05.2011 года), представителя КУГИ СПб – Синельниковой М.С. (доверенность от 25.02.2011 года), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда УСТАНОВИЛА: Истец обратился в суд с иском к ответчикам и просил признать недействительным договор купли-продажи жилого дома от 23.07.2007 года, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...>, д. №..., заключенный на основании распоряжения Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга от 24.01.2006 года №..., истребовании имущества из незаконного владения. В обоснование иска указано, что способы отчуждения жилых помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, на момент заключения договора и издания распоряжения администрации были установлены Законом Санкт-Петербурга от 16.07.2001 № 572-73 «О жилищной политике Санкт-Петербурга». В соответствии со ст. 12 Закона «О жилищной политике Санкт-Петербурга», такое отчуждение могло производиться путем: бесплатной передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации жилого фонда, передачи по договору мены, продажи на торгах, продажи гражданам целевым назначением в порядке, предусмотренном законодательством. Согласно п. 2 указанной статьи, распоряжение жилыми помещениями, принадлежащими Санкт-Петербургу, в порядке, не предусмотренном указанной статьей, не допускалось. Порядок и основания продажи жилых помещений гражданам целевым назначением были установлены также Законом Санкт-Петербурга «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» от 28.07.2004 года № 409-61. Однако указанные нормативные акты, предусматривали возможность продажи жилых помещений гражданам целевым назначением, также устанавливали основания для осуществления соответствующих действий. В частности в соответствии со ст. 19 Закона о жилищной политике, ст. 2 Закона Санкт-Петербурга «О содействии в улучшении жилищных условий граждан» такая продажа являлась формой содействия в улучшении жилищных условий и могла применяться только в порядке, установленном для оказания содействия. В соответствии с условиями, установленным указанным законом, такая продажа могла быть произведена только гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в оказании содействия в улучшении жилищных условий, в порядке очередности в соответствии с составляемыми ежегодно списками граждан, которым планируется оказание содействия. Однако распоряжение администрации не содержит ссылок на его принятие в соответствии и во исполнение указанных нормативных актов, ни на то, что продажа жилого дома производится в порядке оказания содействия в улучшении жилищных условий. Кроме того, на момент заключения самого договора купли-продажи (23.07.2007 года), действовал Закон Санкт-Петербурга от 05.04.2006 года № 169-27 «О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга. Согласно указанному закону, а также принятым в соответствии с ним подзаконными нормативным актам (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2006 года № 903), продажа жилых помещений гражданам, в том числе - в порядке оказания содействия в улучшении жилищных условий, осуществлялась на основании решений Жилищного комитета, принятым в порядке, предусмотренном Законом Санкт-Петербурга от 05.04.2006 года № 169-27. Таким образом, продажа спорного жилого дома проведена в нарушение установленного действовавшим законодательством порядка. <дата> Б.Ф.С. умер. Правопреемником Б.Ф.С. являются его жена - Берестовая В.А., сын - Берестовой А.Ф., дочь - Берестовая К.Ф. Решением суда от 19.05.2011 года в удовлетворении исковых требований отказано. В кассационной жалобе истец просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют установленным обстоятельствам дела. Судебная коллегия, проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, приходит к следующему. В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи. В соответствии со ст. 14 Закона Санкт-Петербурга «О жилищной политике Санкт-Петербурга», действующей в редакции на момент издания распоряжения № 43-р от 24.01.2006 года, для граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий была предусмотрена возможность продажи жилых помещений целевым назначением (без проведения коммерческих конкурсов и торгов), в том числе на льготных условиях. В соответствии со ст. 20 указанного закона в порядке оказания содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан, признанных нуждающимися в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете, по их личным заявлениям Администрация Санкт-Петербурга осуществляет продажу целевым назначением (без проведения коммерческих конкурсов и торгов) жилых помещений из состава или подлежащих зачислению в состав государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга. В соответствии со ст. 2 Закона Санкт-Петербурга «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» оказание содействия в улучшении жилищных условий (далее - оказание содействия) производится в следующих формах: предоставления возможности приобретения жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования и иных жилых помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, целевым назначением, в том числе с рассрочкой оплаты и на других льготных условиях. Содействие в улучшении жилищных условий, которое производится в формах, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи (далее - формы содействия), оказывается с соблюдением требований, установленных настоящим Законом Санкт-Петербурга, в порядке, устанавливаемом жилищным законодательством. В соответствии с п. 3.4.63 Положения об администрации районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.12.2003 года № 128, действующей в редакции на момент возникновения правоотношений, в полномочия администраций районов входило в установленном порядке осуществлять юридические действия по продаже в собственность граждан находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга жилых домов, долей Санкт-Петербурга в праве общей долевой собственности на них, а также занятых указанными жилыми домами и необходимых для их использования земельных участков, долей в праве общей долевой собственности на указанные земельные участки. В соответствии с распоряжением Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга от 24.01.2006 года №... СПб ГК «Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга» было предписано осуществить мероприятия по продаже Б.Ф.С. дома, общей площадью 309,2 кв.м., жилой площадью 194,6 кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...>, д. №.... Во исполнение указанного распоряжения 23.07.2007 года между ГУ «Жилищное агентство Пушкинского района» и Б.Ф.С. был заключен договор купли продажи указанного выше дома. Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 04.08.2008 года за Б.Ф.С. было признано право собственности на указанный жилой дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...>, д. №.... Из справки Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от 14.09.2010 года за №... следует, что семья из 4-х человек: Берестовая В.А., Берестовой А.Ф., Берестовая К.Ф. и Б.Ф.С., ранее зарегистрированные по адресу: Санкт-Петербург, <...>, д. №..., кв. 43, состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 28.11.1991 года Распоряжением администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга данная семья была снята с учета нуждающихся 26.12.2006 года №..., как обеспеченная жилой площадью. Как установлено судом Б.Ф.С. состоял на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, приобрел спорный дом по договору купли-продажи от 23.07.2007 года с ГУ «Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга», заключенному во исполнение распоряжения Главы Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга «О мероприятиях по продаже дома №... по <...>» от 24.01.2006 года №... и распоряжения №... от 14.12.2006 года «О внесении изменений в распоряжение администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга от 24.01.2006 года №...», денежные средства за спорный дом внесены им в полном объеме, что не оспаривалось истцом. Законность и обоснованность перехода права собственности к Б.Ф.С. по оспариваемому договору купли-продажи являлась предметом судебного исследования в рамках гражданского дела 2- 1522/08. При этом, хотя решение суда от 04.08.2008 года по гражданскому делу № 2-1522 и не имеет преюдициального значения для данного дела в силу ст. 61 ГПК РФ, поскольку истец не принимал в нем участие, однако этим решением признано право на спорный дом за Б.Ф.С. Указанное решение вступило в законную силу. При этом обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, обратиться в установленном законом порядке за их обжалованием, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы. Комитет по управлению городским имуществом СПб, заявив в 2010 году претензии на спорный дом, права на который уже признаны судебным решением за другим лицом, не предпринял действий по обжалованию в кассационном порядке, с учетом положений ст.ст. 112, 336 ГПК РФ, Постановления Конституционного Суда РФ от 20.02.2006 № 1-П, или в порядке надзора в соответствие со ст. 376 ГПК РФ решения Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 04.08.2008 года, о вынесении которого ему было известно, так как на данное решение он ссылается в исковом заявлении. В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых норм, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Недействительность сделки вызывается во всех случаях ее несоответствия требованиям правовых норм. Однако в данном случае речь идет не о всяком нарушении, а только о невыполнении сторонами сделки требований правовых актов, предъявляемых к ее содержанию. Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в удовлетворении требований необходимо отказать. Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда по следующим причинам. Истец, требуя признания недействительным оспариваемого договора купли-продажи в обосновании его ничтожности приводит доводы о несоблюдении порядка принятия распоряжения главы Администрации Пушкинского района от 24.01.2006 года №..., отсутствие в тексте распоряжения обоснования его принятия. Между тем, данное распоряжение не отменено и не признано в установленном законом порядке недействительным. Сама же по себе сделка купли-продажи не содержит в себе условий противоречащих законодательству и не может быть признана недействительной без признания недействительным распоряжения главы Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга от 24.01.2006 года №.... Более того, как видно из материалов дела, семья Берестовых состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и после издания распоряжения главы Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга от 24.01.2006 года №... была снята с учета. Так же истец ссылается на нормативные акты (Закон СПб от 05.04.2006 года № 169-27 «О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга», постановление Правительства СПб от 25.07.2006 года № 903), регламентирующие не содержание и условия договора купли-продажи, а порядок принятия указанного выше распоряжения администрации, тогда как на момент издания распоряжения эти нормативные акты не были приняты. Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.12.2003 года № 128 в полномочия администраций районов, на момент издания указанного выше распоряжения, входило в установленном порядке осуществлять юридические действия по продаже в собственность граждан находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга жилых домов, долей Санкт-Петербурга в праве общей долевой собственности на них. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал КУГИ Санкт-Петербурга в удовлетворении заявленных требований. Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов суда. Оснований для отмены решения суда не имеется. Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, о чем в решении содержится мотивированный и аргументированный ответ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: