кассационное определение



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег.№33-13185/2011

Судья: Охотская Н.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующегоРогачева И.А.
судейВологдиной Т.И. и Белисовой О.В.
при секретареПорохневе В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 августа 2011 года кассационную жалобу Юркиной И.С. на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июня 2011 года по делу №2-80/2011 по иску Юркиной И.С. к обществу с ограниченной ответственностью «Аврора Авто СПб» об обязании заменить товар, взыскании неустойки и компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения представителей истца Мужановской М.В. и Бондарюка В.В., поддержавших жалобу, представителя ответчика Захаровой Ю.С., полагавшей, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Решением Кировского районного суда от 29.06.2011 г. по настоящему делу отказано в удовлетворении требований Юркиной И.С. о замене автомо­биля марки NISSAN PATHFINDER <...>, приобретенного ею в ООО «Аврора Авто СПб» по договору купли-продажи от 27.03.2008 г. и переданного покупателю 04.04.2008 г., а также о взыскании с ответчика не­устойки за просрочку исполнения требования о замене автомобиля и денеж­ной компенсации морального вреда, мотивированных неоднократным выяв­лением у автомобиля в течение гарантийного срока различных недостатков, в том числе повторно проявлявшихся после их устранения, а также превыше­нием установленного законом срока устранения недостатков.

Судом постановлено взыскать с Юркиной Ирины Сергеевны в пользу ответчика расходы на проведение экспертизы в сумме 68.800 рублей.

В кассационной жалобе Юркина И.С. просит отменить указанное ре­шение, считая его необоснованным и не соответствующим нормам матери­ального права, и принять новое, удовлетворив предъявленный иск.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 г. №2300-1 (в редакции Феде­рального закона от 25.10.2007 г. №234-Ф3) потребитель в случае обнаруже­ния в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артику­ла) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостат­ков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать воз­врата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет по­требитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего каче­ства. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обна­ружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артику­ла) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствую­щим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня переда­чи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требова­ния подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения не­достатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гаран­тийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неодно­кратного устранения его различных недостатков.

Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним включены в Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утвержденный Постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 13.05.1997 г. №575.

По смыслу приведенных положений пункта 1 ст. 18 Закона РФ «О за­щите прав потребителей» указанные в них права потребитель может реализо­вать по своему выбору, т.е. реализация одного из этих прав исключает одно­временную реализацию другого.

При этом условием возникновения соответствующих прав потребителя является обнаружение в товаре недостатков, не оговоренных продавцом.

Следовательно, данные положения закона в их взаимосвязи означают, что реализация потребителем права на отказ от исполнения договора купли-продажи технически сложного товара либо на замену такого товара возмож­на не во всяком случае, когда в период гарантийного срока имел место факт (факты) нарушения установленных законом сроков устранения недостатков товара или товар не мог использоваться в течение каждого года гарантийного сро­ка в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного уст­ранения его различных недостатков, а лишь тогда, когда указанные выше ус­ловия имеют место наряду с наличием у товара того или иного не устранен­ного производственного недостатка.

Такой вывод согласуется и с положением пункта 2 ст.23 Закона, со­гласно которому в случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 на­стоящего Закона.

Иной подход означал бы, что потребитель имеет право на отказ от ис­полнения договора или на замену товара в том числе и тогда, когда проявив­шийся недостаток был по его требованию устранен продавцом (уполномо­ченной организацией или индивидуальным предпринимателем), а товар по­сле этого был принят потребителем и использовался им.

Это ставило бы стороны в неравное положение, поскольку продавец или иное лицо, неся обязанность по устранению недостатков товара и испол­нив эту обязанность, в дальнейшем, в том числе и по истечении значительно­го времени эксплуатации товара, мог бы быть понужден к его замене или возврату полученной за него суммы лишь потому, что при устранении недос­татка с его стороны было допущено превышение установленного законом срока или совокупное время устранения недостатков превысило установленные пределы, хотя ранее потребитель не рассматривал это как повод к отказу от то­вара, приняв его после произведенного ремонта.

Как установлено судом, пунктом 4.2. договора купли-продажи на ав­томобиль установлен гарантийный срок — 3 года или 100.000 км пробега при условии соблюдения покупателем условий, описанных в документе, под­тверждающем гарантийные обязательства изготовителя (т.1, л.д.6).

В период гарантийного срока автомобиль находился на гарантийном ремонте в ООО «Аврора Авто Центр»:

с 26 июня по <дата> - 19 дней, в связи с дефектовкой и уст­ранением неисправностей переднего моста, были выполнены работы по за­мене переднего моста, принятые заказчиком, заказ-наряд № 192690 (т.1, л.д.14);

01 октября 2009 года - 1 день, по поводу неисправности магнитолы, неисправности стартера и дефекта надписей на рейлингах, были выполнены работы по замене стартера, замене наклеек на рейлингах и замене магнитолы, которые приняты заказчиком, заказ-наряд № 202320 (т.1, л.д.12);

с 22 ноября по 23 ноября 2009 года - 2 дня, по поводу неисправности заднего левого амортизатора, была выполнена работа по замене последнего, принятая заказчиком, заказ-наряд №207865 (т.1, л.д. 13);

с 11 февраля по 09 апреля 2010 г. - 58 дней, по поводу дефектов переднего редуктора и водительской двери, были выполнены работы по замене переднего редуктора и по замене внутренней ручки открывания двери, принятые заказчиком, заказ-наряд №215574 (т.1, л.д.15);

с 16 августа по 18 августа 2010 г. - 3 дня, по поводу неисправности стеклоподъемника передней правой двери, была выполнена работа по замене модуля управления стеклоподъемником, работа принята заказчиком, заказ-наряд №234952 (т.1, л.д.52);

18 августа 2010 г. – по поводу течи конденсата, была выполнена работа по установке дренажной трубки кондиционера, которая принята заказчиком, заказ-наряд №235141 (т.1, л.д.51).

23.04.2010 г., через две недели после окончания работ по наряду-заказу №215574 и выдачи автомобиля Юркиной И.С., она обратилась к ответчику с претензией об обмене автомобиля на новый надлежащего качества, ссылаясь на превышение установленного законом срока устранения недостатков това­ра при его последнем ремонте (т. 1, л.д.10, 11).

В связи с неудовлетворением указанной претензии 12.08.2010 г. Юркина И.С. по тем же основаниям обратилась в суд с настоящим иском.

Как установлено судом на основании заключения судебной автотовароведческой экспертизы от 15.02.2011 г., данного экспертом общественной организации «Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Михайловым СВ. (т.1, л.д. 130-170), имеющиеся в настоящее время недостатки принадлежащего истцу автомобиля носят эксплуатационный ха­рактер и являются следствием нарушения эксплуатации; автомобиль также имеет следы неквалифицированного вмешательства и ремонта (установлены нештатные задние брызговики и пыльник моторного отсека, закрепленные кустарным способом, сломаны штатные крепления переднего пыльника, ус­тановлены покрышки не соответствующего типоразмера, в салоне установ­лена радиостанция с грубейшим нарушением технологии соединения элек­трических цепей, имеется кустарно установленная перемычка вместо реле в цепи противоугонной системы автомобиля).

К недостаткам эксплуатационного характера относятся выявленная экспертом неисправность автоматической коробки перемены передач авто­мобиля, связанная с нарушением правил эксплуатации автоматических трансмиссий и превышением допустимой нагрузки, и неисправность двига­теля внутреннего сгорания (головки блока цилиндров и турбокомпрессора), вызванная несвоевременной заменой или очисткой воздушного фильтра.

Также экспертом выявлены повреждения кузова, рамы и защитных элементов, связанные с механическим воздействием твердых предме­тов; следы наездов на твердые препятствия; по мнению эксперта, наиболее вероятно, что эксплуатация автомобиля проходила в тяжелых дорожных условиях.

В связи с этим экспертом указано, что при эксплуатации автомобиля в тяжелых дорожных условиях межсервисные интервалы прохождения техни­ческого обслуживания необходимо сокращать, однако прохождение техниче­ского обслуживания производилось в соответствии с графиком для нормаль­ных условий эксплуатации. Как следствие имелось нарушение в прохожде­нии технического обслуживания.

Таким образом, эти выводы эксперта свидетельствуют о ненадлежащих действиях владельца автомобиля, связанных с организацией технического обслуживания последнего с учетом условий его эксплуатации.

По заключению эксперта, в настоящее время выявленные недостатки возможно устранить проведением ремонтных работ, но эксплуатация авто­мобиля NISSAN PATHFINDER <...> не представляется возможной (ввиду неисправности автоматической трансмиссии); причиной послужило наруше­ние условий эксплуатации транспортного средства.

В отношении недостатков, выявлявшихся на автомобиле ранее, в пери­од гарантийного срока, экспертом сделан вывод о невозможности установить их причины вследствие отсутствия замененных деталей.

Заключение эксперта надлежащим образом оценено судом, исследова­но с использованием допроса эксперта Михайлова СВ. с целью разъяснения заключения.

Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что в связи с выявлением недостатков автомобиля Юркина И.С. реализовала пре­доставленное ей законом право требовать их безвозмездного устранения, а к моменту предъявления ею требования о замене автомобиля он не имел не­достатков производственного характера, после производства ремонта в фев­рале-апреле 2010 г. был принят истцом и находился в эксплуатации, в про­цессе которой у него возникли многочисленные недостатки, выявленные экспертом, за которые продавец не отвечает.

В связи с неисправностями автомобиля, проявившимися в августе 2010 года, до принятия судом к производству настоящего иска, Юркина И.С. но­вых требований об отказе от договора или о замене автомобиля ответчику не предъявляла, а также обратилась за устранением указанных неисправностей и приняла автомобиль после произведенного ремонта.

При таком положении следует признать, что факт превышения уста­новленного законом срока устранения недостатков при гарантийном ремонте автомобиля в феврале-апреле 2009 г., а также совокупное время нахождения автомобиля в ремонте в период гарантийного срока в данном случае не могли быть основанием для удовлетворения требования потребителя о замене авто­мобиля.

Следовательно, решение суда первой инстанции является по существу правильным, соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.361 Гражданского процессу­ального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июня 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Юркиной И.С. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200