Кассационное определение



Санкт-Петербургский городской суд

Рег. №: 33-14961/2011 Судья: Ратникова Е.В.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 04 октября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

ПредседательствующегоПошурковой Е.В.
СудейВитушкиной Е.А. и Осининой Н.А.
С участием прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратурыМазиной О.Н.
при секретареИванове Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 04 октября 2011 года гражданское дело №... по кассационному представлению Прокурора Приморского района Санкт-Петербурга на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 23 марта 2011 года по заявлению Администрации Приморского района Санкт-Петербурга об объявлении умершей Т..

Заслушав доклад судьи Пошурковой Е.В., объяснения прокурора Мазиной О.Н., объяснения представителя Администрации Приморского района Санкт-Петербурга – Кудряшовой Н.П.-

судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Администрация Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) обратилась в суд с заявлением об объявлении умершей Т., указывая в обоснование заявленных требований, что Т. является нанимателем комнаты №..., расположенной в жилом помещении по адресу: <адрес>; по имеющимся в Администрации сведениям Т. была убита в 1995 году, что подтверждается врачебным свидетельством о смерти; актовая запись о смерти Т. отсутствует; задолженность по оплате коммунальных услуг составляет 55373,63 рублей, указанное жилое помещение свободно от вещей, мебели, опечатано, сведения о месте пребывания Т. отсутствуют в течение пяти лет.

Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 23 марта 2011 года заявление удовлетворено, Т. объявлена умершей.

В кассационном представлении Прокурор Приморского района Санкт-Петербурга просит отменить указанное решение суда как незаконное и необоснованное.

Представитель заинтересованных лиц – ОУФМС по Приморскому району Санкт-Петербурга, Комитета по делам ЗАГС Правительства Санкт-Петербурга, Отделения Пенсионного фонда Санкт-Петербурга и Ленинградской области в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в судебную коллегию не представили.

ГУ «Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга» направило в судебную коллегию по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

В силу ч. 2 ст. 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде кассационной инстанции. В связи с вышеизложенным, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы кассационного представления, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что Т. зарегистрирована в комнате по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности в равных долях Ш. и Санкт-Петербургу. Задолженность по квартирной плате на имя Т. на 10 октября 2010 года составила 55373,63 рублей, пени 10901,08 рублей. Согласно акту ООО «Жилкомсервис №... Приморского района» указанная комната свободна от вещей и мебели, опечатана. Согласно справке из Муниципального лечебно-профилактического учреждения <...> произведено судебно-медицинское исследование трупа Т., выдано врачебное свидетельство о смерти №... от 30 октября 1995 года. Запись акта о смерти Т. в архивах отделов ЗАГС Санкт-Петербурга не обнаружена, равно как и в отделе ЗАГС <...>. Из ответов СПб ГУЗ «Городская поликлиника №...» и Отдела здравоохранения Администрации Приморского района Санкт-Петербурга на запросы суда следует, что Т. в период с 1995 года не обращалась за медицинской помощью по месту жительства. ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на запрос суда сообщило, что Т. не зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, не состоит на учете и не является получателем трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Согласно справке Информационного центра ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области сведения о судимости в отношении Т. отсутствуют.

Оценив представленные в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и руководствуясь положениями ст. 45 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, п. 1 ст. 47 ГК РФ, согласно которой государственной регистрации подлежат, в том числе, акты гражданского состояния о смерти гражданина, суд первой инстанции счел заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Администрация указала в своем заявлении, что объявление Т. умершей необходимо для снятия ее с регистрационного учета по месту жительства в целях дальнейшего распоряжения жилым помещением, находящимся в государственной собственности Санкт-Петербурга.

Согласно ст. 262 ГПК РФ дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются судом в порядке особого производства.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, суд рассматривает дела, в том числе об установлении факта смерти.

Положения ст. 64 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» содержат основания для государственной регистрации смерти.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 47 ГК РФ смерть гражданина подлежит обязательной государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния.

Основанием для государственной регистрации смерти гражданина являются представленные в орган записи актов гражданского состояния документы, подтверждающие факт установления смерти гражданина.

Статьей 64 Федерального закона № 143-ФЗ как основание для регистрации смерти органом ЗАГС предусматривается документ, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом, которым устанавливается факт смерти гражданина.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 декабря 2008 года № 782н «Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти» утверждена учетная форма N 106/у-08 "Медицинское свидетельство о смерти". Указанное свидетельство подтверждает факт установления медицинскими работниками смерти гражданина и являются основанием для регистрации смерти гражданина в органе ЗАГС.

В медицинском свидетельстве указываются фамилия, имя, отчество умершего, пол, дата рождения, место постоянного жительства, где и кем работал, дата смерти, место смерти, в результате чего наступила смерть.

Вторым основанием для государственной регистрации смерти гражданина ст. 64 Федерального закона предусматривает получение органом загса вступившего в законную силу решения суда, которым устанавливается факт смерти гражданина либо гражданин объявляется умершим.

Следует также учесть, что объявление гражданина умершим производится тогда, когда нет доказательств, подтверждающих смерть гражданина, и само событие смерти предполагается. Если же имеются сведения о смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, но органами загса отказано в регистрации смерти, например, в связи с отсутствием подтверждающих документов, утратой архивных данных и т.п., то факт смерти может быть установлен судом.

Материалами дела подтверждено, что Администрация располагала сведениями о смерти Т. на основании письма Муниципального лечебно-профилактического учреждения <...> от 10 января 2003 года, в котором указано на выдачу врачебного свидетельства о смерти от 30 октября 1995 года.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что Администрация не была лишена возможности в период с 2003 года обратиться с орган ЗАГС с указанным медицинским документом, дающим основание для регистрации смерти Т. в силу ст. 64 Федерального закона № 143-ФЗ.

Принимая во внимание, что в настоящее время имеются основания для регистрации актовой записи о смерти Т., а Администрацией не представлено доказательств обращения в орган ЗАГС и отказа последним в регистрации актовой записи о смерти, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения заявления на основании положений ст. 45 ГК РФ у суда первой инстанции не имелось.

Кроме того, по смыслу ст.45 ГК РФ гражданин может быть объявлен умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. При тех обстоятельствах, что у суда имелись бесспорные доказательства о смерти Т. 29.10.1995 г. (л.д.12), что подтверждено врачебным свидетельством о смерти, оснований полагать, что в отношении указанного лица отсутствуют сведения о месте пребывания в течение пяти лет, не имелось.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального и процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ), и производство по делу подлежит прекращению на основании ст. 220 ГПК РФ, поскольку дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст.134 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 23 марта 2011 года отменить. Производство по заявлению Администрации Приморского района Санкт-Петербурга прекратить.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200